В эфире программы «Васильевский остров» руководитель центра терробороны Днепра Геннадий Корбан поделился подробностями укрепления обороны области.
«На сегодняшний день все рубежи области укреплены достаточно мощно. На всех рубежах области выдвинуты передовые части терробороны и Вооруженных сил Украины. Есть различное вооружение у этих частей.
Более того, мы начинаем потихоньку закрепляться на рубежах, которые находятся за 5-10-15 километров от границ области. Это криворожское направление (юг области) – по Херсонской области в некоторых селах. И также закрепляемся по северу Запорожской области, которая смотрит на наше Синельниково и Павлоград – на часть, где Гуляйполе, Пологи и т.д. Та часть прикрывает сам город Запорожье и восточные границы нашей области.
То, что происходит на сегодняшний день, отвечает тактике противника, которую он меняет по ходу войны. Войска российской федерации изменили тактику. У них нет задачи идти в крупные города.
Они после Харькова и Киева понимают, что это бесперспективно. Поэтому их задача – взять любой город в окружение, перерезать коммуникации, взять в заложники гражданское население. Когда они добиваются такой цели, мы сейчас можем наблюдать картинку, как это происходит в окруженном Мариуполе.
Они бомбят эти города абсолютно неуправляемыми 50- и 100-килограммовыми бомбами, заставляя страдать и погибать гражданское население, которое по их замыслу должно выдавливать военных. Они устраивают гуманитарную катастрофу, когда нет воды, нет света, нет еды, невозможно выйти на улицу.
Практически это то, что мы когда-то смотрели в кино, когда фашисты бомбили города такими же неуправляемыми бомбами, как это сейчас делают российские войска.
На сегодняшний день я считаю, что делать это в Днепре смысла нет по той простой причине, что для этого как минимум надо город взять в осаду, перерезать коммуникации. А они еще пока даже не приблизились вплотную к рубежам нашей области», — считает глава Общественного совета Днепра.
«Да, нам не продадут современные зенитно-ракетные комплексы Patriot. Но если восточные страны НАТО начнут снабжать новыми системами противоракетной обороны (а они это уже делают), то страны Восточной Европы с удовольствием нам продадут С-300 (советский ракетный комплекс, сбивающий воздушные цели – Авт.), другие комплексы. Причем надо у них покупать. Потому что когда мы просим, это длинный процесс. Когда легче достать деньги, заплатить и получить это.
Богатые люди могут пожертвовать какие-то суммы бюджету, военным администрациям, каким-то благотворительным фондам. Они не могут самостоятельно закупать ни вооружение, ни товары двойного назначения. Но это все популизм. А вот пусть олигархи раскошелятся на С-300! Что за глупости?
Это война, которую ведет народ, ведет государство. Сегодня нашему государству помогает весь мир. Америка и Европа дают большие деньги прямо в бюджет путем замещения наших потерь. Надо эти деньги тратить, покупать вооружение. Торговаться, покупать, поставлять и запускать. Это товары двойного, военного назначения. Они имеют свою специфику в заключении контрактов, получении сертификатов и т.д.», – рассказывает Геннадий Корбан.
«Это та задача, с которой мы в состоянии справиться и без помощи государства, а ресурсом области, при помощи благотворительных организаций и фондов.
Филатов занимается сейчас сбором денег с различных известных людей. У нас нет задачи тут аккумулировать всех желающих сюда переехать. Задача этих людей принять, удовлетворить какие-то минимальные нужды и потребности и отправить дальше.
Потому что мы, Днепропетровская область, на сегодня держим три фронта. Южный фронт – Херсонская и Запорожская области на сегодня оккупированы, северный фронт – харьковское направление, восточный фронт – донецкое направление (ООС).
Мы не можем здесь просто сидеть, расслабиться и говорить: едьте все к нам. Мы тоже являемся зоной риска. Если схлопнется Днепропетровская область и Днепр, схлопнутся все 3 фронта.
Действительно, очень много переселенцев приезжает сейчас из Донецкой области в основном (с той части, что не была оккупирована). Мы пытаемся транзитировать этих людей дальше в Центральную, Западную Украину. Большой поток беженцев из Харькова, но они не остаются здесь, а предпочитают садиться в поезда и ехать дальше. С юга уже нет беженцев. Юг оккупирован, враг там фактически окопался, заблокировал эти территории. Людям с юга, с Запорожской и Херсонской области уже некуда бежать», – утверждает руководитель теробороны города.
«Если я уеду, то как это было у Черчилля высказывание: «Меня часто спрашивают, за что вы боритесь. Могу ответить: перестанем бороться – узнаете». Мои родители тоже здесь. Я не могу их бросить.
Люди бегут от войны. Это нормально. Я к этому отношусь абсолютно толерантно. Более того, я считаю, что женщины, дети, старики должны быть эвакуированы из зоны риска. Иначе мы будем получать такие гуманитарные катастрофы, трагедии, как мы наблюдаем в Чернигове и Мариуполе.
Я сижу здесь, но я не могу гарантировать людям, что тут такого не будет. Да, мы все сделаем, чтобы этого не было. Война за 100 км отсюда. Но женщины, старики, дети должны ехать в эвакуацию, как во время Второй мировой войны. Люди садились в поезда и уезжали из мест, куда приближается противник».
«Александр Вилкул молодец. Он фактически глава военной администрации Кривого Рога. Он профессионал, он там окопался так, что просто фантастические вещи сделал. Он фактически держит юг области. Я ему помогаю, и мы сотрудничаем. Будь там какой-то идиот, я думаю, что уже давно бы зашли в Кривой Рог. Те фортификации и мероприятия, которые он выполнил по всей южной части Днепропетровской области, просто фантастические. Нигде в стране такого нет», — говорит бывший замгубернатора Днепропетровской области Геннадий Корбан.
«Если, дай Бог, все это закончится хорошо для нас, а я надеюсь, что так будет, то дальше есть какая-то точка, с которой начинается новый отсчет. Все, что разрушено, утрачено, потерянные жизни – мы этого не вернем.
Я думаю, что после победы Украины будет достаточно средств, чтобы восстановить и экономику, и здания, и бизнес, и заводы и отстроить это заново. Я уверен, что мы должны получить приличную компенсацию с нашего врага, и для этого уже достаточно замороженных средств в мире, в т.ч. золотовалютных резервов российской федерации (это уже под 500 млрд долл). За эти деньги можно отстроить страну заново.
Оценивать сейчас урон невозможно. Нет шкалы оценивания стоимости всех этих активов, которые когда-то были активами, а сегодня превратились в руины. Это все надо отстраивать заново. И даже то, что они не разрушили, придется нам самим разрушить, чтобы построить заново эту инфраструктуру», – считает бизнесмен.
На своем примере Геннадий Корбан рассказывает, что не нужно забывать о человеческих радостях:
«Сейчас такое время, когда ты открываешь любую новостную ленту и сталкиваешься с массой трагических событий, которые просто происходят с людьми, живущими под Киевом, с обычными семьями под Харьковом, в Чернигове. По-человечески это очень тяжело. Это влияет на настроение и в каком-то смысле на дух. Это одна сторона, потому что каждый раз ты себе должен сказать, что нужно выжить в этой истории.
И еще есть масса людей, которым тоже нужно выжить, за которых ты несешь ответственность. Это дисциплинирует и подталкивает к следующим шагам.
А что радует? Иногда разговариваю с детьми, со своим малышом по телефону – это меня радует. Меня радует, что он находится в безопасности. Я этого не скрываю».
«Эта война не будет короткой, как всем казалось. Самый плохой прогноз – нам надо будет держаться минимум до сентября месяца. В какие стадии перейдет это война – тоже сложно сказать. Это действительно объясняется циклом принятых санкций и их действия против российской федерации. Этот цикл до сентября месяца, когда они это не просто почувствуют, а когда их экономика начнет коллапсировать.
И люди, которые, как мы видели по опросам, на 71% поддерживают действия путина, реально поймут, что находились в иллюзии, что их обманывали, что их жизнь серьезно поменялась. И тогда они будут готовы к каким-то действиям и свершениям в своей стране. Еще как минимум 2 месяца россия будет доедать те контейнеры, которые были закуплены и ехали по импорту со всеми дефицитными товарами.
Это не просто санкции, на все нужны деньги. Можно долго говорить о политике, долго говорить о войне, но за все надо платить конкретно деньгами. Выпуск ракет – это деньги. Выпуск танков – это деньги. Отправка людей на войну – это деньги.
Если эти деньги у тебя в стране не имеют никакой стоимости, если они обесценились, и ты за эти деньги не можешь купить рулон туалетной бумаги или килограмм сахара, то соответственно и люди теряют мотивацию. А если люди теряют мотивацию, они разочаровываются в том, кому они беспросветно верили. Я считаю, что санкции покажут себя и сработают, когда каждый россиянин почувствует это на себе.
Но это будет к сентябрю. А пока что путин будет с нами воевать. Нам нужно набраться терпения, выдержки, мужества для того, чтобы продержаться достаточно времени», – высказывает свое мнение бизнесмен.
«Я рекомендовал бы женщинам, детям и старикам, пока есть такая возможность, есть время, все-таки принять решение и эвакуироваться в более безопасные места Центральной и Западной Украины на всякий случай. Хотя бы на месяц-полтора, пока мы не поймем, остановится ли эта ситуация на какой-то точке или будет иметь продолжение. Мы хорошо обороняем область. Эвакуационные поезда налажены, ездят. Можем поставить до 10 составов в день. Но те люди, у кого остаются маленькие дети, у кого старики, должны об этом подумать прагматично.
Чем дальше затягивается война, враг становится более ожесточенным. Если раньше к гражданскому населению они пытались показать, что корректно себя ведут, то сегодня то, что происходит в Киевской области, это просто кошмар.
Спокойно абсолютно, без всякой паники можно какое-то время переждать в эвакуации. Так как это было во все войны, гражданское население эвакуировалось. Пусть останутся мужчины, военные, которые могут взять оружие и защищать. Дети и женщины должны быть в безопасном месте», – призывает Геннадий Корбан.
Напомним, что Геннадий Корбан объявил о готовности покупать для потребностей теробороны области джипы большой проходимости, в т.ч. пикапы, и грузовики.