В 2015 году, после событий Революции достоинства и оккупации Донецка и Луганска, чтобы не допустить такого же сценария в Днепре, Андрей Палаш вместе с единомышленниками решил объединить культурное сообщество города и создать новое пространство для реализации его культурного потенциала - Центр современной культуры в Днепре.
Какие феномены культурной жизни города-миллионника постигли Центр на пути его создания и что сейчас происходит в его стенах рассказал Ukraїner.
К концу советской эпохи, из-за ракетостроительной промышленности, которая была главной индустрией Днепра, город имел условно закрытый статус. Вокруг заводов и фабрик строились улицы и целые районы, но сейчас часть этих заводов не работает и отдельные здания пустуют. Но именно в этом, по мнению организаторов Центра современной культуры в Днепре ((Dnipro Center for Contemporary Culture, сокращенно - DCCC), главный потенциал города для освоения креативными индустриями, которые могли бы трансформировать эти пространства в галереи, выставочные залы или хабы.
Как отмечает Андрей Палаш, соучредитель и руководитель Центра и общественной организации Kultura Medialna, в культурной жизни Днепра прослеживается определенный феномен: город-миллионник имеет довольно мало инициатив, у которых есть опыт проведения культурных или художественных мероприятий. Впрочем, такие условия наоборот способствуют объединению креативного сообщества города.
«Мы поняли, что в таком большом городе не хватает экспериментальных проектов, дискурса вокруг современной культуры. Поэтому на пороге революционных событий в Украине мы решили, что у нас есть выбор: либо уехать из Днепра, или пытаться что-то изменить здесь. И мы попытались изменить что-то», - рассказывает Андрей.Здание, в котором сегодня расположен Центр культуры в Днепре - бывшая Екатеринославская губернская земская управа, самая старая часть которой датируется 1852 годом. Когда Украина стала независимой, это здание перешло в собственность Министерства обороны, которое продало ее в частные руки. Двадцать лет здание стояло заброшенное, на его месте планировали построить многоэтажку, затем - торговый центр и институт для еврейских девушек.
В 2018 году бывшую земскую управу передали Центру. Здание было без окон, крыша сильно протекал, не было никаких коммуникаций, воды и вентиляции. За два года ремонтных работ удалось восстановить почти все необходимое.
«Мы поняли, что такое большое здание не сможем наполнить и оживить самостоятельно, поэтому решили делать креативный кластер и собирать единомышленников, которые также могут здесь развиваться», - отметил Андрей.Сегодня в Центре есть несколько постоянных резидентов: общественная инициатива «Довга стежка», «Артсвит» и Ksi Prostir, а также Альянс Франсез и Чешский центр, которые дополняют DCCC международными связями и помогают с интеграцией в европейское культурное пространство. В 2019 году организаторы успели провести международную резиденцию, здесь проходила часть Dnipro GogolFest 2020 и большая выставка с Британским советом, которую делали вместе с галереей «Артсвит», а весной 2021 в Центре состоялся большой фестиваль «House of Europe Festival».
По мнению Андрея Палаша, из-зы бывшей закрытости в определенных отраслях сегодня Днепр является хорошей площадкой для развития креативных индустрий. Но главное, чтобы построить новые смыслы, сначала надо понять и исследовать свою историю. А чтобы исследовать историю, ее нужно хранить. И открытие Центра культуры является прямой иллюстрацией этого.