Известный художник в эксклюзивном интервью Городскому сайту рассказал о муках и радостях творчества, новом цикле картин, мечтах и о том, как нам искать спасение от страшного времени.
Напомним, что в минувшую пятницу в музее «Литературное Приднепровье» открылась новая персональная выставка Валерия Сосны «Третий элемент», о чем уже сообщал Городской сайт.
С вопросов об этом цикле удивляющих картин мы и начнем беседу с Валерием Ивановичем.
- Цикл «живых» картин удивляет многих. Откройте секрет, как появилась идея таких работ?
- Концепция таких работ сложилась не сразу. В прошлом году я вместе со скульптором Игорем Василенко был автором выставки в Художественном музее «25 оттенков металлического», на которой, среди прочих, представил и пробную картину «Гауди» в таком новом стиле. В нее была включена композиция из проволоки, которая придавала полотну эффект трехмерности. Мне было интересно посмотреть на реакцию посетителей, и дальше я решил расширить эту идею. В этом цикле в каждой картине есть такой тактильный, третий (после холста и красок) элемент. Это нити проволоки, которые пронизывают каждое полотно и создают определенные узор и восприятие картины зрителем.
- Не боитесь того, что посетителям захочется прикоснуться к этому элементу, потрогать его?
- Напротив, такие тактильные контакты могу только приветствовать. Этот третий элемент является не просто декором, а элементом новых ощущений. Он и привнесен в картины для возможности их пространственного восприятия с возможностью тактильного контакта – разумеется, бережного для самих картин… Разные художники по-разному пытались создать эффект глубины картины – ракурсами, тенями и другими способами. Мне же пришла в голову вот такая идея. Может, у кого-то есть что-то подобное, но я, признаюсь, не видел. Этот новый стиль в живописи я называю «Wire painting», «Проволочная живопись». Возможно, подумаю над тем, чтобы данный стиль живописи запатентовать, - с улыбкой добавляет художник.
- Мне кажется, что на создание этого цикла в значительной степени повлияла пандемия и вызванная нею обстановка в мире и Украине. Это влияние прослеживается не только в эмоциональной и цветовой черно-белой гамме большинства работ…
- На всех нас за последний год тоже появился третий элемент. После тела и одежды – еще и маска, ранее не присущая нам, кроме случаев посещения больниц. Обязанность ношения этого элемента внесла существенные изменения в поведение, психологию большинства людей. Эта проволока, которой пронизаны картины, - тоже своеобразный защитный элемент между зрителем и картиной. Надевать на полотна медицинские маски было бы слишком примитивно.
- Несмотря на минорный тон большинства из представленных 17-ти работ, есть среди них и несущие надежду, словно свет в конце пандемического тоннеля. Значит, верите в светлое будущее?
- Куда ж без веры!.. Самая яркая и светлая из них – картина «Вечерний город». Причем, эта работа - яркая в самом прямом смысле слова. Она играет не только оптимистичными красками, но и множеством крошечных лампочек на проволоке. Эта картина может стать предтечей нового цикла.
…Его жизнь – красноречивое подтверждение тому, что талант в себе может открыть каждый. Валерий – не из семьи художников или учителей. Решение стать профессиональным художником Валерий Сосна принял уже в достаточно зрелом возрасте – когда за плечами была служба в армии. Ощутив душевную потребность созидать, рисовать, пришел заниматься в изостудию ДК студентов.
- Руководитель этой студии Михаил Федорович Пушной дал мне путевку в жизнь как художнику, — вспоминает Валерий Сосна. – А потом было три года удивительного общения с нашим знаменитым земляком Федором Решетниковым. Я жил в его мастерской в Москве, вживую впитывал энергетику его картин, а также полотен Врубеля, Серова, Репина. Наверное, тогда и понял, насколько важно не только самому самореализоваться в творчестве, но и помочь это сделать другим.
После нескольких лет занятий в изостудии под руководством Михаила Пушного Валерий поступил в Киевский государственный художественный институт. А окончание вуза в 1991 году совпало с проведением первой персональной выставки в столице.
С тех пор и по сей день художник продолжает эксперименты с самыми разными жанрами и направлениями в изобразительном искусстве. В конце 1990-х днепропетровцы восхищались прекрасными акварелями кисти Сосны, однако сейчас он больше отдает предпочтение живописи маслом. И экспериментам, подтверждением которых стала и новая выставка.
- Признайтесь, Валерий Иванович, как вам творилось за последний год?
- Как и в предыдущий. Все нормально. Я с коронавирусом не знаком, он не представляет для меня интереса для знакомства, поэтому вряд ли он мне составит компанию как творческому человеку.
- Не верю, что настроения последнего времени совершенно обошли вас стороной!
- Я на себе обстановки не ощущаю, не беру нагнетание истерик и страстей близко к сердцу. Есть вещи, которые сильнее происходящего, но о которых мы пока не знаем.
- Что вам в последний год дарило радость, вдохновение? Чего, возможно, больше всего не хватало?
- Сам процесс творчества и вдохновляет больше всего. А не хватало… Наверное, возможности путешествовать, получать новые визуальные и творческие ощущения. Хотя, с другой стороны, нехватка дальних странствий у меня компенсировалась активными выездами на плэнеры в пределах нашей области. При этом в таких выездах на натуру меня чаще всего сопровождали участники нашей арт-студии.
- В год всемирной пандемии вы представили в Днепропетровском художественном музее два крупных проекта – уже упомянутые «25 оттенков металлического» и персональную выставку «Диалектика времени», ставшую своеобразным «творческим отчетом» к вашему 60-летию. Причем «Диалектика…», воспевавшая красоту природы и женского тела, стала прекрасной отдушиной от карантинной депрессии. Естественная красота природы и девушек по-прежнему вдохновляет?
- Куда ж без них – без природы и милых дам! – смеется Валерий Сосна. – Это как живительная вода родников для мучающегося жаждой тела… Первая выставка для меня стала во многом знаковой, и именно на ней, как упоминал, появилась новая идея, приведшая к концепции нового стиля и проекта «Третий элемент». Помнится, только успели открыть и провести «25 оттенков металлического», как вскоре в мире началось известное… Но это не мешало черпать вдохновение в прекрасном и творить, что и вылилось в итоге в «Диалектику времени».
…Его творческий путь – это постоянный поиск стиля и совершенствование формы. Он все время в поиске – и, кажется, искать не устанет никогда! Чем больше погружаешься в художественный мир Валерия Сосны, тем полнее раскрываешь для себя саму жизнь. Его картины - это магическая, захватывающая, ритмичная, чрезвычайно колоритная и световая среда, где утверждение гармоничного идеального образа идет параллельно с поиском драматического, экспрессивного решения. Художник достигает динамики пластичной цветоформы стремительной легкостью мазка, а его полотна пронизаны поэтическими ритмами, которые дают полную свободу интуиции, эмоциям, воображению.
В 2003 году в Днепропетровском художественном музее прошла первая большая персональная выставка работ Валерия Сосны. Экспозиция показала, насколько широко и разнопланово творчество этого мастера. После поездок в Европу родилась серия волшебных венецианских и венских пейзажей, которые и составили основу выставки, а виды родного города заняли едва ли не самое главное место в экспозиции. На последующих персональных выставках разнообразно будут представлены жанры натюрморта, портрета, пейзажа, ню. За его творческую жизнь Валерием Ивановичем создано более тысячи картин!
В 2005 году Валерий Сосна стал членом Национального Союза художников Украины. Неоднократно был участником как всеукраинских, так и международных выставок и пленэров. Работы Валерия Сосны находятся во многих музеях и частных коллекциях разных стран мира. Кроме того, он успешно реализует себя как педагог, преподавая изобразительное искусство.
- Некоторые считают «пандемическое время» началом заката нынешней цивилизации. Что, на ваш взгляд, ждет мир и нашу страну?
- Отвечу такой аналогией. Я как раз сейчас пишу натюрморт в украинском стиле. На полотне присутствуют скрипка и старинная бандура, у которой порваны струны. Современная Украина очень похожа на эту бандуру. Основа, корпус инструмента есть, но не хватает главного, что и вызывает его звучание, голос. Так и мы как страна все не можем сыграть свою мелодию. Но наша основа цела – нам бы натянуть струны, в них наше будущее и спасение. А что есть наши струны? На это каждый может ответить в силу своего воображения…
- Востребованы ли в ближайшем будущем будут творчество, искусство?
- Безусловно! Конечно, это и спасет всё! Альтернативы культуре, искусству нет, они и спасут в очередной раз цивилизацию!
- Простите за меркантильный вопрос – а на продажу картин нынешнее время как повлияло?
- Практически никак. Наоборот, у людей стало больше желания прикоснуться к прекрасному.
- Желания-то, может, и стало больше. Да вот возможностей у многих – гораздо меньше!
- Многое в этом мире происходит по закону сообщающихся сосудов. То же самое касается и денег. Если у одних их стало меньше, то у других – больше. Тоже диалектика времени…
…38 лет он руководит работой художественной студии – сначала она работала при ДИИТе, а последние 15 лет – это «Арт-студия современного рисунка и живописи Валерия Сосны» на Крутогорном спуске, 9.
Работают начинающие художники любыми материалами (самые распространенные — масло, акварель, гуашь, карандаш), в программе – занятия по рисунку, живописи, истории искусства, композиции.
За эти годы воспитанниками Валерия Ивановича стали более 7 тысяч (!) людей — самых разных возрастов и профессий. Кто-то, научившись азам изобразительного искусства, отправился в свободное плавание. Но многим эти занятия помогли кардинально изменить жизнь. Многие избрали себе творческий путь в жизни, поступив в Харьковскую, Киевскую академию художеств, театрально-художественный колледж Днепра и успешно их закончив.
- Что дает вам силы не терять вдохновение в педагогической работе?
- Хотя к педагогике я пришел достаточно спонтанно, желание быть хорошим учителем для других, наверное, было во мне заложено изначально. У меня еще бабушка преподавателем была. Мне просто нравится заниматься этим делом! Общение с учениками дает толчок для развития и моих новых идей. Вообще же главное счастье в такой работе – видеть в глазах учеников восторг, желание познавать новое. Воспитанникам нашей студии приятно вспоминать период получения сакральных знаний. Кто-то находит себя в подобном же призвании, открывает свои студии. Многие возвращаются к нам уже в зрелом возрасте.
- В прошлом году учеников стало меньше?
- Весной, когда объявили карантин, локдаун, действительно был спад, а потом все пошло по прежнему ритму, по спирали. Я к таким перепадам отношусь спокойно. Я не методист, мне не надо сидеть и ждать учеников ради отчетности и статистики.
- Никогда не жалели, что выбрали путь художника?
- Нет, на этом жизненном пути я каждый день открываю что-то новое. Это бесконечный и очень увлекательный процесс! При этом сам путь познаний и открытий гораздо увлекательнее, чем конечный результат. И об этом же я говорю ученикам.
- За творческую жизнь вами создано более тысячи картин. Какие из них наиболее памятны и дороги?
- Это самый сложный вопрос… Зачастую бывает, что творческий человек создает сотни работ, но в историю входит только одной из них. Многие художники проживают жизнь, так и не создав своего шедевра. Так вот, мне кажется, что картина, которой можно достойно войти в историю, мной уже создана, - это «Диалектика времени». Это не значит, что я больше не напишу хороших картин. Новое будет, но не обязательно, что оно станет лучше… Что же до приведенной цифры, то она не совсем корректна…
- Пардон, Валерий Иванович, я ее вычитал на вашем же сайте!
- Да, но на самом деле около половины своих работ я уничтожил! Какие-то перерос, другие спустя время не понравились… И вот сейчас я готовлю один проект, в котором будут воссозданы лучшие из уничтоженных работ. Из тех уничтоженных, от которых остались какие-то фрагменты.
- Вы просто срываете с языка самый шедевральный и классический вопрос журналистики – о творческих планах…
- Да мы о них уже в принципе и поговорили. Кроме проекта воссоздания цикла картин, буду развивать идею «Проволочной живописи» с новыми возможностями светового восприятия. И есть еще одна идея работы с уже опробованным материалом, но в более масштабном формате.
- Ну что ж, удачи в воплощении этих идей! Здоровья и оптимизма!
Фото – из архива Валерия Сосны