В музее «Литературное Приднепровье» (пр. Яворницкого, 64) сегодня, 9-го апреля открылась выставка днепровского художника Валерия Сосны «Третий элемент».
Эта выставка – совершенно новый проект, главная идея которого - оживить картины и побудить зрителя к взаимодействию с ними.
В каждой картине есть особый, третий элемент объемности, выходящий к посетителю и придающий полотну ощущение того, что она в некотором смысле «живая». Почему третий? Потому как первый, по словам художника, - это холст, второй – краски, третий – объемные композиции из проволоки.
Линии проволоки многократно пронизывают каждое полотно. Кому-то они напомнят зловещих змей, кто-то увидит в них струи дождя или изменчивые линии жизни. Трактовать эти элементы каждый может по-своему.
Именно третий элемент, представленный в работах Валерия Сосны, продолжает двумерное пространство картины в трехмерном мире. И тем самым побуждает наблюдателя не только пассивно созерцать искусство, но также активно взаимодействовать с ним и исследовать его.
- Концепция таких работ сложилась не сразу, - признал Валерий Сосна. – В прошлом году я был соавтором выставки в Художественном музее «25 оттенков металлического», на которой, среди прочих, представил и пробную картину «Гауди» в таком новом стиле. В нее была включена композиция из проволоки, которая придавала полотну эффект трехмерности. Мне было интересно посмотреть на реакцию посетителей, и дальше я решил расширить эту идею.
В живописных работах восхищаются сюжетом, перспективой, мастерством художника и другими достоинствами, но работа остается на холсте. Добавив третий элемент, Валерий Сосна пытается заставить свои работы «выйти» к зрителю и вторгнуться в его мир. А зрителя - подойти поближе и изучить их детальнее. При этом картины можно изучать не только визуально, но и тактильно. Разумеется, сохраняя при этом определенную осторожность.
В своих работах художник отражает широкий спектр тем – от путешествий и архитектуры до морских баталий. Несмотря на разнообразие тем, работы объединяет стиль, который родился в результате творческого поиска художника на протяжении нескольких лет. Графическая и живописная экспрессия в исполнении Валерия Сосны гармонично переплетается красками на холсте вместе с особым, третьим элементом, заставляя по-новому взглянуть на живопись.
При этом можно говорить, что этими работами Валерий Иванович создал новый стиль в живописи. Он его назвал «Wire painting», «Проволочная живопись», и заверяет, что ни у кого данную идею не заимствовал:
- Разные художники по-разному пытались создать эффект глубины картины – ракурсами, тенями и другими способами. Мне же пришла в голову вот такая идея. Может, у кого-то есть что-то подобное, но я, признаюсь, не видел. Возможно, подумаю над тем, чтобы данный стиль живописи запатентовать, - с улыбкой добавляет художник.
На создание этого цикла в значительной степени повлияла пандемия и вызванная нею обстановка в мире и Украине. Это влияние прослеживается не только в эмоциональной и цветовой черно-белой гамме большинства работ.
- На всех нас за последний год тоже появился третий элемент, - расшифровывает психологический подтекст работ Валерий Сосна. – После тела и одежды – еще и маска, ранее не присущая нам, кроме случаев посещения больниц. Обязанность ношения этого элемента внесла существенные изменения в поведение, психологию большинства людей. Эта проволока, которой пронизаны картины, - тоже своеобразный защитный элемент между зрителем и картиной. Надевать на полотна медицинские маски было бы слишком примитивно.
Но, несмотря на минорный тон большинства из представленных 17-ти работ, были среди них и несущие надежду, словно свет в конце пандемического тоннеля. Самая яркая и светлая из них – картина «Вечерний город», в которой можно угадать панораму центра Днепра с видом на отель «Украина». Причем картина яркая в самом прямом смысле слова. Она играет не только оптимистичными красками, но и множеством крошечных лампочек на проволоке. Как признает Валерий Иванович, эта картина может стать предтечей нового цикла.
Посетители выставки были удивлены таким форматом работ и возможностью в них «погрузиться».
- Творчество Валерия Сосны – это не столько фотографическое изображение мира, сколько отражение наших эмоций, - считает ценитель и активная исследовательница современной культуры Днепра Ирина Семенчук. – Каждый человек по-своему эмоционален, поэтому по-разному воспринимает работы этого цикла. Такой эффект трехмерности - свеж и интересен. Проволока, на мой взгляд, - это сдерживание наших эмоций, тюрьма для нашей души. Но я верю, что мы из нее вырвемся.
Был потрясен новыми работами, назвав их новым стилем в изобразительном искусстве, днепровский художник Игорь Зайцев:
- Эта выставка стала явлением для Днепра. Валерий Сосна очень тонко чувствует и передает нерв современности. Эти работы – итог его тонкой организации личности и развитие предыдущих находок. Пробивать святой для художника холст – этом смело, на это надо решиться. Думаю, сегодня мы видим новый стиль в творчестве.
Откровением эти работы стали и для юной Натальи Мищак, которая занимается в Арт-студии Валерия Сосны.
- Хотя я регулярно занимаюсь в студии, но эти работы не видела, все нашим учителем держалось в секрете. Тем интересней познакомиться с этими картинами, которые и необычные, и завораживающие, и немного пугающие.
Выставка будет экспонироваться до 9 мая.
А в ближайшие дни Валерий Сосна расскажет Городскому сайту подробней о секретах своего творчества и ближайших планах.
«12 стульев» (1971, реж. Леонид Гайдай) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Ничего гинды, в Аду встретимся! Ответить | С цитатой