Создатель и художественный руководитель днепровского театра «Верим!» рассказал о творчестве и жизни в карантинные времена, планах и мечтах, а также о новой необычной постановке этого театра.
Уже больше года Украина и весь мир живет в обстановке пандемии, карантинов и связанных с ними явлений, которые еще недавно можно было представить только в фильме ужасов. И в этой угнетающей атмосфере отдушиной являются стремление людей к прекрасному, культуре и театру.
К счастью, днепровские театры продолжают свою работу – разумеется, с соблюдением всех карантинных требований и норм. И не просто продолжают, а радуют театралов новыми постановками и проектами, которые ох как непросто готовить в этих условиях! Но переполненные залы театров наглядно показывают, насколько люди за последний год устали от домашней самоизоляции, депрессии и безысходности, насколько хочется нового, интересного, прекрасного.
В числе тех, кто радует горожан своим искусством и готовит новые постановки – и Днепровский молодежный драматический театр «Верим!». Завершается постановка нового моно-спектакля «Г-жа Блаватская. Чаепитие», премьера которого пройдет в новом и необычном месте – в Музее истории Днепра. Об этом уже сообщал Городской сайт.
Об этой работе, о жизни театра в условиях карантина, о мечтах и планах в эксклюзивном интервью журналисту Городского сайта рассказал создатель, директор, художественный руководитель театра «Верим!» Владимир Петренко.
Заслуженный деятель искусств, лауреат премии Национального Союза Театральных Деятелей Украины им. Сергея Данченко, лауреат премии им. Владимира Блаватского, неоднократный лауреат премии им. Ильи Кобринского.
Первый заместитель главы Днепровского Межрегионального отделения Национального Союза Театральных Деятелей Украины.
Родился в городе Павлоград Днепропетровской области.
В 17 лет начал театральную биографию в Павлоградском театре им. Б. Захавы под руководством Анатолия Ревы, где прослужил 10 лет. В этом же театре дебютировал как режиссёр.
В 1991 году закончил Харьковский государственный институт культуры и искусств, а затем в 1999 году закончил режиссерский факультет Киевского государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого (мастер курса С. Данченко).
В 1991 году приехал в город Днепропетровск и организовал театральную студию на базе Дворца Детей и Юношества, ставшую впоследствии театром «Верим!».
На счету режиссёра около 50 постановок в театре «Верим!» и других театрах Украины.
- Совсем плохо с настроением и творчеством было год назад, когда весь мир «закрылся», и настроение было на нуле… Мы, как и все, тогда не играли, не могли ходить на работу, находясь словно под домашним арестом. А нынешнее время, несмотря на все его сложности, считаю достаточно оптимистичным. Работаем на малой сцене при условии заполняемости зала максимум наполовину. За прошедший год выпустили два спектакля, ставших популярными среди наших зрителей. Это «Портрет» по мотивам Н. Гоголя (режиссер – Тарас Шевченко), и «Остров Инишман» (режиссер – Екатерина Слюсар).
- И все-таки нынешняя ситуация помешала реализовать определенные планы и замыслы?
- Безусловно. Я готовил для нашей большой сцены спектакль «Веер леди Уиндермир», но эту работу пришлось остановить и пока отложить на неопределенное время. Приостановлена работа и над спектаклем «Оргия» по Лесе Украинке, который мы планировали представить на малой сцене к юбилею украинской поэтессы и драматурга.
- Вы неоднократно отмечали, насколько важен для нормальной жизни театра полноценный, живой контакт со зрителями. Отсутствие такого контакта и «подпитки» энергией и любовью зрителей тоже сказывалось на творческой атмосфере? Не планировал ли театр «Верим!» представлять свои спектакли в дистанционном формате?
- Для любого театра живой контакт со зрителями очень важен! Нет, мы не планировали давать свои спектакли в цифровом формате. Конечно, знаю о том, что некоторые театры мира и Украины в разгар карантинных ограничений пытались использовать такой формат. Но для этого, во-первых, надо иметь техническую базу высочайшего уровня, которой мы не располагаем. А делать ради того, чтобы просто делать, - не наш принцип.
- Полгода театр провел не только без зрителей, но и без финансовых поступлений от продажи билетов. Как справились с этим?
- К счастью, нас финансирует Днепровский горсовет, и все защищенные социальные статьи (в частности, зарплата) не пострадали. А вот зарабатывать на новые постановки мы, как понимаете, не могли. Этот процесс начал восстанавливаться с минувшего октября.
- А как эта карантинная реальность, на ваш взгляд, в целом повлияла на культурную жизнь и развитие Днепра?
- Всем понятно, что негативно. И сейчас особенно четко видно, насколько люди устали от карантина и ограничений, какой огромный культурный голод испытывают. Билеты в наш театр раскупаются на месяц вперед. Живой человеческий контакт опять становится модным и необходимым.
- И что же дальше – свет иль тьма?
- Ну, вы же беседуете с создателем театра с красноречивым названием «Верим!». Вот и мы сейчас, несмотря ни на что, верим в лучшее. Верим, что третья волна пандемии будет последней, и уже к осени жизнь вернется в нормальное русло.
- Давайте перейдем к готовящейся новой постановке моно-спектакля «Г-жа Блаватская. Чаепитие». Как возникла идея такой необычной работы?
- Не будем присваивать чужую славу, - улыбается Владимир Петренко. – Идея такого спектакля была предложена программой мэрии «Культурная Столица». Эта программа формирует направления творчества для популяризации личностей, связанных с нашим городом. Программой был предложен ряд личностей из нашей истории для возможного их воплощения в театральных постановках. Среди них была и Елена Петровна Блаватская – одна из самых сложных и популярных личностей нашей истории.
- Насколько знаю, это будет первый (в нашем городе – так точно!) спектакль, посвященный этой личности?
- Да, первый.
- Когда вы впервые узнали о Блаватской?
- Когда узнал, сложно и вспомнить – это было определенно давно. Зато хорошо помню свое удивление в 1991 году, когда я как раз переехал в тогда еще Днепропетровск. В том году в этом же зале во Дворце детей и юношества, где сейчас расположен театр «Верим!», проходила огромная конференция, посвященная Блаватской. Зал был переполнен, и я удивлялся популярности ее личности среди стольких людей.
- Насколько вам близки, интересны ее личность и взгляды?
- Сейчас эта тема мне определенно близка и интересна. Нахожусь в ситуации художника, который сел писать портрет и должен уделить внимание каждой детали образа. Хотя на моей книжной полке давно стоял 3-томник «Тайной доктрины Блаватской», познание личности Блаватской – процесс очень непростой… Непростой была жизнь и личность Елены Петровны, по которой, словно катком, прошлись две эпохи. Ее жизнь не вписывалась в каноны на протяжении 150 лет. Сначала ее «закатывала в асфальт» Российская империя и церковь, потом – советская идеология. И только в эпоху независимой Украины Блаватская стала признана.
- Ваша аналогия с художником и портретом совершенно уместна, если учесть, что пьеса для упомянутого спектакля написана вами с «чистого листа». Какой материал лег в основу пьесы?
- 90 процентов своей режиссерской работы я веду с уже готовым материалом, написанными пьесами. И для меня этап написания пьесы был достаточно непрост. Не хотелось быть предсказуемым. Хотелось, чтобы перед нами предстала не икона истории и теософии, а живая Елена Петровна со своим монологом. Было изучено много материала – воспоминаний и писем Блаватской, воспоминаний о ней, материалов Музея Блаватской. Играть то, что написано, что отражено в архивах и воспоминаниях, на сцене нельзя. Для формирования живого образа нужна порция «человечности». В общем, работа по трансформации воспоминаний и архивов в героиню спектакля была непростой.
- Эту работу проводили не только вы как автор пьесы, но и режиссер и актриса этого моно-спектакля Варвара Воронина…
- Да, она сразу «вцепилась» в эту идею. Для Варвары образ ее героини тоже во многом стал откровением. Она тоже перелопатила массу материала, чтобы почувствовать личность Блаватской, ее характер, живую речь.
- Судя по вашему недавнему посту в соцсетях, работа над пьесой (несмотря на приближающуюся премьеру) продолжается? В нем вы призвали помочь в поиске двухтомника Блаватской «Разоблаченная Изида»…
- Работа в любом случае до премьеры продолжается… Новое место постановки что-то подсказывает, что-то предлагает и берет. Когда мы впервые репетировали в Музее истории Днепра, появились новые мизансцены. А законченный вид постановка приобретет в день премьеры… Упомянутый двухтомник, кстати говоря, уже найден, за что спасибо его дарителям!
- В новом спектакле будет опробован редкий и сложный жанр имерсивного моно-спектакля, в котором участниками действа станут и 12 зрителей, приглашенных на чаепитие с Блаватской. Не помешают ли они ходу спектакля?
- Помешать спектаклю зрители могут в любом зале и на любом спектакле – репликами из зала, звонками и разговорами по мобильному телефону… Если выбираешь формат спектакля-монолога, то у него должны быть непосредственные слушатели. Отделять их от главной героини рампой – не интересно и скучно. Необычная героиня спектакля сама просит новых форм воплощения ее образа. Полагаю, на спектакле будут не случайные люди, способные помешать ходу действа, а действительно ценители театра и Блаватской. В определенном смысле театр и актриса рискуют, но весь сценарий тщательно шлифуется для того, чтобы органично вовлечь зрителей в действо и диалоги. Надеюсь, все будет хорошо!
- Как и почему было выбрано достаточно необычное место постановки – Музей истории Днепра?
- Еще только начиная работу над пьесой, мы задумывались над тем, где представить этот спектакль – ведь ребенка надо куда-то рожать, для него должна быть готова симпатичная колыбелька в розовом… Сейчас могу признаться, что изначально думали представить спектакль в Музее Блаватской, но по ряду причин эта идея не пошла дальше замысла. Тогда глава Художественного совета при городском голове Днепра Григорий Гельфер подсказал нам эту локацию. Мы пришли в Музей истории Днепра – и сразу произошло какое-то эмоциональное срастание с этим местом с богатой историей.
- Премьера состоится в Музее истории Днепра 8-го апреля, там же намечены еще несколько спектаклей в течение апреля. А дальше «Госпожа Блаватская» переедет в театр «Верим!»?
- Нет, это проект программы «Культурная столица», и этот спектакль будет продолжать жить в Музее истории Днепра. Насколько долго и успешно – увидим…
- Тогда какими планами и надеждами живет театр «Верим!» и вы? Чем собираетесь порадовать зрителей в вашем зале?
- Режиссер живет одним – нереализованными замыслами. Поэтому все мечты – о премьере «Оргии», посвященной гениальному драматургу Лесе Украинке.
- Спасибо за беседу! Пусть все ваши планы и мечты реализуются!
Посмотреть видеосюжет 11-го телеканала о подготовке спектакля «Г-жа Блаватская. Чаепитие» можно по следующей ссылке.
Фото автора, театра «Верим», программы «КУСТ»