Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
11.12.2020

Архитекторы Днепра: Дитрих Тиссен – выдающийся зодчий Екатеринослава из династии мукомолов

Архитекторы Днепра: Дитрих Тиссен – выдающийся зодчий Екатеринослава из династии мукомолов

Городской сайт продолжает увлекательные рассказы об архитекторах нашего города.

Наш сайт уже не первый год рассказывает о тех, кто создавал и насыщал архитектурное лицо Днепра, об авторах известных зданий и сооружений.

Ранее мы рассказывали о знаменитых архитекторах прошлого – Иване Старове, Дмитрии Скоробогатове, Александре Красносельском и других. Поведали о менее известных, но талантливых зодчих – Георгии Панафутине, Фердинанде фон Гагене, Дмитрии Щербакове и других.

Сегодня герой нашего рассказа – Дитрих Тиссен. Это практически забытый большинством горожан архитектор Екатеринослава начала XX столетия. Автор нескольких очень оригинальных зданий. Его личная судьба и трагическая гибель напоминают авантюрный роман.

Повод для того, чтобы отнюдь не лишний раз вспомнить об этом легендарном архитекторе, прекрасный – юбилей зодчего. 27 декабря по новому стилю и 15 декабря по старому - исполнится 150 лет со дня его рождения!

Откуда происходил Дитрих Тиссен и как он оказался в Екатеринославе? Кем работал? Какие знаковые объекты создал в городе Тиссен? Как сложилась судьба архитектора в период революции и разрухи? Почему Тиссен погиб за сотни километров от Екатеринослава?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН. 

Выдающийся архитектор из династии… мукомолов

«Имя Дитриха Тиссена сегодня известно лишь краеведам и историкам архитектуры, - рассказывает Максим Кавун. - Талантливый архитектор начала XX века, Тиссен проектировал частные и доходные дома, а не крупные общественные здания.

Объекты, созданные им, не играют ведущей роли в застройке города. Тем не менее, этот архитектор оставил заметный след в истории Екатеринославской архитектуры. Мастерски владея приемами различных стилей, в первую очередь, модерна, своими работами он существенно обогатил архитектурную палитру города.

Биография Дитриха Корнелиевича Тиссена до сих малоизвестна. Его фигура практически не упоминалась в местных историко-краеведческих работах XX века. Даты рождения и смерти, обстоятельства жизни архитектора установлены благодаря информации его ближайших родственников, проживающих в Германии.

Дитрих Тиссен принадлежал к одной из ветвей знаменитой династии местных промышленников, представители которой осели в Екатеринославе в начале XIX века. Тиссены принадлежали к меннонитам – немецкоязычной религиозной группе, которая исповедовала протестантизм. Меннониты активно мигрировали на юг Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков. Иоганн Тиссен первым из меннонитов приехал в 1803 году в Екатеринослав из Данцига (ныне город Гданьск в Польше). Тиссены вскоре вышли в лидеры местной мукомольной промышленности.

Однако Дитрих Тиссен избрал необычный путь – выбрал гуманитарную профессию и карьеру архитектора.

Родился он в 15 (27) декабря 1870 года в семье Корнелиуса Отто Тиссена и Катарины Ремпель в колонии Хортица, хутор Тарковский Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии.

Дитрих был предпоследним из 15 (!) детей в семье. Детство Дитриха прошло в весьма богатой обстановке. Его отец владел двумя мельницами, а затем занялся торговлей металлом.

Архитектор железной дороги прославился частной практикой

Но Дитрих решил не заниматься бизнесом, а посвятить себя творческой профессии. Архитектурное образование он получил на родине предков – в Германии, в городах Гильдбургхаузене и Дрездене.

Вернувшись в Российскую империю, в 1897 году получил сертификат Технического Комитета МВД и сразу начал работать по специальности. Его российская карьера началась в строительной фирме в Москве.

С 1904 года Тиссен работал архитектором Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. Должность эта была далеко не последняя в местной архитектурной иерархии. Его профильные работы, к сожалению, остались неизвестны.

Архитектор железной дороги занимался также частной практикой. Тиссен получил известность именно на поприще строительства частных и доходных домов.

Первые крупные объекты – дом Рагинских и дом Зильбермана

Тиссена можно смело назвать одним из выдающихся архитекторов Екатеринослава начала XX века. Зодчий мастерски использовал стилевые приемы модерна, ренессанса, неоклассицизма. Стиль модерн, который набрал силу в начале XX века, нашел себе место и в Екатеринославе.

Одним из первых сооружений Тиссена стал дом Рагинских на углу Екатерининского (Яворницкого) проспекта и улицы Крестовой (ул. Василия Чапленко, 1), построенный около 1904-1905 годов. Трехэтажное протяженное здание имеет оригинальную композицию. Его украшают оригинальные угловые завершения по фасадам, а силуэт здания напоминает крепостное сооружение.

Удачными работами Тиссена стали дом Зильбермана на улице Широкой (бывшая Горького, сейчас Княгини Ольги, 2), построенный в 1900-х гг., и дом Соболева на улице Казачьей (недавно – Комсомольская, сейчас Староказацкая, 55), построенный в 1910-х гг.

Дом Зильбермана поставлен на важной панорамной локации. Здание впечатляло своим масштабом (протяженные два фасада, три этажа), и сегодня оно не затерялось в панораме Днепра. Характерным архитектурным акцентом является скругленный угловой фасад. Третий этаж очень красивого здания увенчан башенкой. 

Английский модерн в Днепре: дом Бокк

Совершенствуя свое творчество, Дитрих Тиссен использовал различные варианты стиля модерн, в частности, английский «модерн-стайл». В 1910-1913 гг. по проекту Тиссена был построен массивный доходный дом Бокк на улице Полевой (недавно – проспект Кирова, ныне проспект Поля, 11). Первоначально было трехэтажное здание с цокольным этажом и магазином на первом этаже. Фасад был элегантно декорирован кирпичом. Особенно выделялись вставки из гранитных блоков.

История здания примечательна тем, что именно от него отправлялся один из первых автобусных междугородных маршрутов города – Екатеринослав – Новомосковск.

В память об этом маршруте Техническим музеем Днепра «Машины времени» в докоронавирусное время  проводились пробеги авторетротехники по этому же маршруту.

В советское время здание использовалось как жилой дом.

Но уже в девяностые годы XX века здание стояло полуразрушенным, красную линию долго «украшал» только фасад, которому также угрожал снос. Однако здание решили сохранить, и после реконструкции в 2009 г. здесь открылся и работает торговый центр. Этот маленький шедевр Тиссена удалось сохранить для потомков.

Вершина творчества: дом Корецкого и дом Миренбурга

Вершиной творчества Дитриха Тиссена можно считать два доходных дома: дом Корецкого на улице Клубной (бывшая Ленина, сейчас Воскресенская, 8) и дом Миренбурга на Воскресенской (дом № 20).

Оба дома – четырехэтажные с мансардами, находятся в деловом центре города Эти произведения Тиссена находятся друг от друга на расстоянии всего один квартал симметрично главному проспекту. Оба здания в стилевом отношении соединяют черты ренессанса и модерна.

Дом Корецкого построен в 1900-х годах и сразу стал украшением района. Четырехэтажное здание с мансардным этажом – практически небоскреб для того времени. Особое внимание привлекали пышные завершения в форме башен и фронтонов со сложными формами. Дом Корецкого вместе с соседними зданиями Общественного собрания (ул. Воскресенская, 10) и театра-клуба Общественного собрания (ул. Воскресенская, 6), составили в городе почти образцовый квартал архитектуры начала XX века.

Все три здания довольно хорошо сохранились, хотя дому Корецкого не повезло – при послевоенной реконструкции всё декоративное завершение здания было убрано, упрощены фасады. Интересно, что аналогичная судьба постигла и дом Миренбурга на углу улиц Воскресенской и Тихой (Мечникова). Четырехэтажное здание, построенное в 1910 г., «лишили» мансард и башни и надстроили безликим этажом.

По своим очертаниям дома Корецкого и Миренбурга было трудно отличить от зданий центральноевропейских городов. Следует отметить, что даже в перестроенном виде эти здания Дитриха Тиссена сегодня выделяются в застройке близлежащих кварталов.

Модерн на службе у торговли

Творческое мастерство Дитриха Тиссена проявилось и в том, что он с успехом проектировал как доходные дома, так и сооружения торгового назначения. В 1914 г. он построил блестящий образец местного модерна – корпус 2-го Мануфактурного ряда на Казанской улице (ул. Грушевского, 2) и его завершающую часть – кондитерскую фабрику Лурье.

Мануфактурный ряд – протяженное трехэтажное здание (вернее, комплекс зданий) по линии улицы Казанской (сейчас – Грушевского).

Фабрика Лурье – трехэтажное вертикально ориентированное здание с изысканным декором, беседками-эркерами, интересным завершением. Верхняя часть украшена датой «1914», которая сохранилась на фасаде. Когда-то этот корпус располагался на Нижне-Троицком рынке, а теперь сиротливо выглядит в окружении новостроек, церкви и епархиального центра. Последние двадцать лет корпус находился в плачевном состоянии. И только в 2019 году был произведен косметический ремонт фасадной этого памятника архитектуры. Постепенно проводится и ремонт части здания, выходящей на ул. Грушевского.

Работы в этом здании продолжаются…

Личный дворец в стиле модерн

Личный особняк для себя и семьи Дитрих Тиссен также выполнил в стиле модерн. В 1900-х годах (точная дата неизвестна) построен собственный особняк Тиссена на углу улиц Казачьей (Староказачья) и Садовой (ул. Фабра, 16).

По масштабам здание напоминает дворец, и решено оно в английском варианте модерна – суховатом внешне «модерн-стайл». Двухэтажный дом с высоким цоколем, украшенным гранитными блоками, характерным балконом и остроконечными завершениями напоминает сдержанные архитектурные образы Северной Европы. Это один из лучших особняков города.

Однако Тиссен недолго наслаждался жизнью в собственном «гнезде». В дальнейшем архитектор из-за финансовых трудностей был вынужден продать здание, в 1910-х гг. там располагалась водолечебница, а сейчас – школа для слабослышащих детей.

К счастью, особняк Тиссена прекрасно сохранился и сохраняет заметную роль в застройке прилегающего участка. Сохранилась даже часть интерьеров с деревянными декоративными элементами.

Революция: из города на глухой хутор и обратно

Размеренную жизнь востребованного архитектора разрушила революция.

Судьба Дитриха Тиссена после 1917 года сложилась довольно неутешительно. Архитектор с семьей в годы гражданской войны вынуждены были покинуть Екатеринослав. Во время голода 1921-1922 годов семья, чтобы прокормиться, жила на хуторе близ села Татарочка возле станции Синельниково.

Но после стабилизации ситуации в городе, в конце 1922 года, Тиссен с семьей вернулся в город. В 1925 г. он снова начал работать на железной дороге, одновременно преподавая в железнодорожном техникуме.

В советское время Тиссен продолжил заниматься профильной деятельностью, проектируя общественные здания. В частности, в 1925 году Тиссен принял участие в объявленном конкурсе проектов на первый Дворец культуры в городе – Дворец труда. Историк архитектуры О. Игнатов отметил, что «из проектов, представленных на конкурс, только один – днепропетровских архитекторов Д.К. Тиссена, Ф.Л. Зарощинского – был выполнен в формах классики».

Но неоклассический стиль уже не вписывался в новую тенденцию доминирования конструктивизма. Из-за этого, как известно, победу в конкурсе проектов Дворца Труда получил проект А.Л. Красносельского, реализованный в 1926-1932 гг. Здание известно как Дворец культуры имени Ильича.

Интересно, что в том же 1925 году по проекту Тиссена появился Дворец культуры именно в неоклассическом стиле. Только произошло это в городе Запорожье, где, возможно, не столь рьяно следовали меняющейся архитектурной моде и не руководствовались стремлением покончить с неоклассическими установками. Сейчас это импозантное здание хорошо сохранилось, известно как Дворец культуры предприятия «Мотор-Сич».

Из Днепра в Закавказье: ужасная смерть

В 1932 году Дитрих Тиссен все же оставил навсегда город на Днепре.

Дальнейший путь зодчего лежал в очень отдаленные теплые края. Тиссен попытался осесть на Черноморском побережье, в городе Батуми, затем хотел переехать в Турцию, но безрезультатно. В конце концов, семья Тиссен оказалась в Закавказье, в городе Баку, где жил племянник Тиссена, Александр.

Казалось бы, наконец, после долгих скитаний жизнь архитектора и его семьи начала налаживаться. Тиссен работал архитектором «Азнефтепроекта», там же работали его дочь Эльза и зять. Параллельно Дитрих Тиссен стал активным членом Церковного Совета евангелическо-лютеранской церкви города Баку.

Ничто не предвещало трагического конца жизни этого одаренного архитектора, который всю жизнь занимался только творческой деятельностью. Однако 27 июля 1937 года, во время пика репрессий, Дитрих Тиссен был арестован - «за ведение контрреволюционной работы среди прихожан по заданию разведывательных органов иностранного государства, ведущего враждебную политику по отношению к СССР».

16 сентября 1937 года Дитрих Тиссен был расстрелян как участник «шпионско-фашистской организации, действующей под прикрытием лютеранской общины».

И только 23 августа 1960 года Д. Тиссен был реабилитирован - за отсутствием состава преступления.

Стоит добавить, что много испытаний выпало на долю не только Дитриха Тиссена, но и его семьи.

В 1903 году архитектор женился на Юлии Иоганновне Мартенс. В семье было пятеро детей, судьба которых в основном сложилась трагически.

Второй сын Виктор был расстрелян в 1941 году в Ленинграде. Третий сын Павел погиб в результате неосторожного обращения с оружием. Младший сын Герман был расстрелян в 1939 году в Баку.

Выжили только двое: старший сын Константин (умер в 1983 году) и дочь Эльза. После расстрела Дитриха Тиссена, в октябре 1941 года, его жена Юлия и дочь Эльза с мужем были высланы в Новосибирскую область на поселение. Дочь Эльза с семьей затем переселились в Германию, где потомки легендарного архитекторе Екатеринослава и хранят память о талантливом предке.

***

Дитрих Тиссен был яркой личностью на ниве екатеринославской архитектуры. Память о его работах понемногу восстанавливается в современном Днепре…

Можно надеяться, что дальнейшие исследования дадут возможность детально реконструировать жизнь и деятельность архитектора, существенно дополнить список созданных им архитектурных объектов», - завершает Максим Кавун.



Текст: Константин Шруб

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Дарья  (17.12.20 10:55): Вопрос не по теме, но, может, кто-то в курсе - что за особняк находится на Фабра напротив особняка Тиссена? Розовый такой - там сейчас еще студия керамики или что-то в этом роде... Тоже очень интересный дом и его история... Ответить | С цитатой
Игорь  (12.12.20 13:18): Спасибо за статью. Дом Миренбурга и правда имеет такой необъяснимое шарм... теперь я понимаю, что фантазия дорисовывает утраченный фасад. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Мммм  (12.12.20 08:27): + Ответить | С цитатой
Мукомол  (11.12.20 23:29): Интересно, пишите еще Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності