Выставка под таким названием сегодня была торжественно открыта в Техническом музее Днепра «Машины времени».
Городской сайт уже сообщал о подготовке этой выставки. Необычная по замыслу экспозиция (подготовленная при помощи немецких партнеров и знатока украинских автомобилей Евгения Байбуза) наглядно представила этапы развития автопрома Германии и его влияния на автомобильную промышленность в СССР и Украине.
А оно (о чем многие даже не подозревают) было огромным! Немецкие «Опели» дали начало легендарной марке легковушек «Москвич». Германские автомобили стали прообразом ряда других моделей советских автомобилей. В том числе - и ЗАЗ-966, который во многом был скопирован с немецкого «НСУ-Принц».
На выставке «Перспектива» представлены 11 редких автомобилей, разбитых на три тематических блока. Строгим черным цветом и обилием серебристого хрома сияют довоенные «Мерседес» и «Хорьх». Очень интересна линейка немецких машин послевоенного выпуска. И, наконец, самый интересный для ценителей третий раздел, в котором собраны самые редкие модели и марки – в том числе, оказавшие свое влияние на советский автопром.
Из-за ужесточения карантина открытие получилось не очень многолюдным. Как отметил директор музея «Машины времени» и инициатор проекта «Перспектива» Михаил Прудников, сегодня на открытии собрались настоящие ценители редких автомобилей и те, кто помогал формировать эту экспозицию.
Среди них был и давний друг, постоянный партнер в музейном обмене Дмитрий Позняк – основатель и владелец шикарного запорожского музея «Фаэтон».
- Мы с радостью передали для этой выставки наш «Трабант» и с удовольствием приехали на открытие, - отметил он. – Идея показать историю немецкого автопрома, второго по развитию в мире после американского, - великолепна! Современное молодое поколение надо приобщать к этой истории и открывать ее редкие страницы.
Две редчайшие страницы этой истории своими экспонатами открыл известный авторетроколлекционер, эксперт Василий Панкратов. Он передал для выставки два уникальных автомобиля с интереснейшей «родословной».
Первый из них – редкой и забытой большинством марки (существовавшей с 1914 по 1962 год) «Ллойд-Арабелла».
- Эта модель фактически «угробила» немецкий автоконцерн «Богвард-групп», в который входила и марка «Ллойд», - рассказал об истории автомобиля Василий Панкратов. – Разработанная в конце 1950-х годов, машина отличалась рядом новаторских решений, но имела массу слабых мест и недоработок. Она была выпущена в количестве 40 тысяч экземпляров, и фактически все средства концерна уходили на ремонт находившихся на гарантии машин.
Конкретно данный экземпляр – с интереснейшей историей! Он был куплен заводом «Коммунар», начавшим выпускать «Запорожцы», для изучения современных конструкций и испытаний. Но прообразом будущего ЗАЗ-966 не стал. Был потом продан в частные руки, а 10 лет назад достался Панкратову. Василий его бережно восстановил в 2014 году, машина блестяще выступала на авторетроралли в Киеве, Львове, Днепре.
Не менее интересно второе авто – «БМВ-700 ЛС Люкс» 1962 года.
- Именно эта модель спасла концерн БМВ, который в начале 1960-х был в глубоком кризисе, его собирались продать «Мерседесу», - поясняет Василий Панкратов. – На тот момент БМВ делал ставку на малолитражку с индексом 600, но она не пользовалась спросом. На ее базе и разработали 700-ю модель, на которую оказался бешенный спрос, ее продали в количестве больше 100 тысяч экземпляров. Это позволило концерну БМВ спастись от банкротства и приступить к разработке модели 1500, которая стала основой модельного ряда на десятилетия.
Представленный на выставке экземпляр в свое время был вывезен советским военным из ГДР. Потом машину приобрел друг Панкратова, сообща они ее реставрировали. Сегодня состоялся первый показ машины широкой публике!
Если же говорить не о машинах, а о людях, то наибольшей сенсацией стало посещение открытия Зинаидой Гальчинской – вдовой знаменитого художника-конструктора АвтоЗАЗа Игоря Борисовича Гальчинского, скончавшегося 21 год назад. Он долгие годы (с 1975 по середину 1990-х) возглавлял отдел художественного конструирования завода «Коммунар».
«Таврия» и «Славута» - детища его рук. Но еще больше интереснейших прототипов (включая очень симпатичные легковушки, спецавтомобили, микроавтобус!) так и остались в проектах или, в лучшем случае, макетах… Игоря Гальчинского (прошедшего 3-месячную стажировку на заводе «Порше) отличала смелость фантазии и поиск новых форм. Вот только рамки советского автопрома были очень тесны и стандартны.
- Мне очень приятно и почетно быть на открытии такой выставки, - признала Зинаида Николаевна. – Игорь Борисович был уникальным, талантливым человеком. Страсть к конструированию он впитал в душу с детства – его отец был главным инженером Харьковского тракторного завода. Он стоял у истоков развития ВАЗа, где мы с ним и познакомились. А будучи приглашенным в Запорожье, на «Коммунаре» создал и возглавил отдел художественного конструирования, оставив после себя множество учеников.
Выставка будет экспонироваться до конца года.