В августе возле «Олейны» появилась гаражная "галерея" харьковского уличного художника Гамлета Зиньковского. Но картины были не завершены, поэтому Гамлет вернулся в Днепр. Художник будет работать до вторника, и он только за, если кто-то к нему придет пообщаться.
Почему гаражи у завода
Гамлет любит рисовать на максимально "убитых", грязных поверхностях, брать заброшенные места и менять их. Плюс такого подхода - к художнику возникает меньше вопросов, чем если бы он рисовал на чистой стене.
"За более чем 10 лет, как я рисую на улице, это самая крутая локация. Я искренне сожалею, что она не в Харькове. Это лучшее, что я делал. Гаражи идеально расположены, настоящая гаражная галерея!" - говорит художник.
Владельцы хорошо отнеслись к его работе, они считают, что искусство нужно поддерживать. Один из них сам спилил ветку, которая мешала работать.
Поверхность обработана против коррозии - так работы останутся в хорошем состоянии на годы.
Почему Днепр
В Харькове в последнее время из-за локальных "войн" уличных художников и граффитчиков работы Гамлета долго не живут. Стрит-арт - искусство, которое живет недолго, и обычно автор не очень переживает из-за закрашенных работ. Но в этом году несколько хороших рисунков были уничтожены полностью, а даже местные уличные фотографы не успели их увидеть. Поэтому художник почти все силы пустил на работы в Бердянске и в Днепре.
О прохожих
С начала сентября мимо Гамлета прошли сотни жителей, но только двое решились подойти - писательница, которая опубликовала сообщение в инстаграм, и фотограф, который это сообщение увидел. Работы Гамлета содержат не только рисунки, но и тексты, но даже люди, которые замечают "галерею", не подходят прочитать их. Художник предполагает, что причина - в унаследованном подходе "тебя это не касается, не лезь". Люди в Украине до сих пор не привыкли к уличному искусству, говорит он.
Зачем нужен стрит-арт
"В Днепре сейчас есть только одна галерея современного искусства. Удивить иностранных гостей музыкальными фонтанами не получится. А вот стрит-арт - это максимальный эффект при минимальных затратах, и это искусство, которое надо поощрять. Хотя и возникает вопрос, кому доверять создание такого искусства".
Сам художник не хочет работать над крупными муралами, которые, в основном, интересуют чиновников. Он рисует на улице за собственные средства, ведь шансов на то, что чиновники художнику заплатят за роспись на ржавых воротах, нет. Хотя одни такие ржавые ворота с рисунком Гамлета были сняты и проданы на аукционе за значительную сумму.
О заказе
По заказу ему не очень интересно работать. Но иногда делает исключения. И согласие не означает, что художник будет рисовать то, что хочет заказчик. Гамлет представлял Украину на Венецианской биеннале, а на его выставку в харьковской галерее ЕрмиловЦентр пришло около 20 тысяч зрителей за месяц, несмотря на отсутствие коммерческой рекламы. Однако даже в родном Харькове бывает, что заказчик ничего не знает о его портфолио и уличных работах, и просит расписать стену в торговом центре на традиционную тематику.
Была и романтическая история, когда человек из Киева просил за значительную сумму расписать арки возле Львовской площади, чтобы харьковчанка, живущего вблизи и очень скучающая по его рисункам, получила кусочек Харькова в Киеве. Но Гамлет отказал, потому что не работает в столице. Это, как он говорит, личный вклад в децентрализацию: он имеет достаточно времени и ресурсов, чтобы создавать работы в Мариуполе, Днепре, Бердянске, Ужгороде, Тернополе и других городах.
О сохранении работ
Даже когда Гамлет полностью уверен в сюжете рисунке, сначала все равно рисует скетч, потому что только бумажка с эскизом работы является доказательством его авторства. К скетчам относится с любовью, рассматривает возможность каталога или выставки, где именно скетчи - грязные, старые, в краске - висели бы на стенах, а на проекторе показывали бы работы.
Некоторые работы в прошлом были уничтожены до того, как автор подумал сфотографировать их. Поэтому сейчас Гамлет обязательно сам документирует свои работы на фото.
Текст: Мария Учитель