Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
21.08.2020

Айвазовский в Екатеринославе: он первым увековечил наш город

Айвазовский в Екатеринославе: он первым увековечил наш город

Городской сайт продолжает раскрывать интересные факты из биографий известных людей, связанных с нашим городом.

Сегодня наш рассказ – о великом художнике и одном его рисунке, сделанном почти 200 лет назад. Возможно, это самое старинное уцелевшее изображение Екатеринослава.

На этом рисунке изображен наш город, в то время больше похожий на захолустное местечко. Интрига в том, что этот рисунок – одна из первых зарисовок нашего города вообще. А художником был совсем молодой Иван Айвазовский – будущий великий маринист, знакомый, прежде всего, по изображениям бушующего моря.

Как попал Иван Айвазовский в Екатеринослав и сколько раз он посещал наш город? Почему молодой человек сделал рисунок именно с видом Екатеринослава? Что именно изображено на рисунке Айвазовского? Почему не всё на рисунке Айвазовского соответствует действительности? И где теперь хранится этот рисунок?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

«Вид Екатеринослава» художник нарисовал в 16 лет

«В первых числах августа 1833 года проездом с Юга через Екатеринослав ехал юноша, - рассказывает Максим Кавун. - Его путь лежал в Санкт-Петербург. В том году он был зачислен в Академию художеств. Впереди была блестящая карьера, мировое признание. Тем юношей был будущий великий художник Иван Айвазовский.

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии. Настоящее имя живописца – Ованнес Айвазян . В год посещения Екатеринослава ему было всего 16 лет. В дальнейшем он окончил в 1839 году Академию художеств в Петербурге. Стал действительным тайным советником, академиком той самой Академии художеств. Почетным членом Академий художеств в Амстердаме, Париже, Риме, Флоренции и Штутгарте.

В детстве Айвазовский питал страсть к музыке и живописи. Первым его учителем стал феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он дарил ему карандаши, краски, бумагу. Айвазовский окончил Феодосийское уездное училище и был зачислен симферопольскую гимназию. Здесь его учил рисованию Иоганн-Людвиг Гросс, который и дал юноше рекомендацию в Императорскую Академию художеств. Айвазовский осуществил путешествие из Феодосии в Санкт-Петербург. Он приехал в столицу империи 28 августа 1833 года и затем был принят в Академию за казенный счет!

Во время путешествия в столицу Айвазовский проездом посетил наш город. Остановившись в Екатеринославе, Айвазовский осмотрел город и… сделал примечательный рисунок. Он называется «Вид Екатеринослава» и хранится сейчас в Феодосийской картинной галерее. Таким образом, рисунок 1833 года – это одно из первых, самых ранних живописных произведений мастера, если не самое раннее. Кстати, рисунок часто датируют 1834 годом, что неверно, это ошибка.

От раннего Екатеринослава практически не осталось живописных изображений. Художники обходили провинциальный пыльный степной Екатеринослав стороной. Только ближе к середине столетия, в 1840-1850-х годах, появятся несколько рисунков – панорам Екатеринослава. Но это будет уже другой Екатеринослав, намного более благоустроенный, чем тот, который увидел Айвазовский.

Поэтому рисунок Айвазовского 1833 года вдвойне уникален. Вероятно, это первое из дошедших до наших времен изображение Екатеринослава. На нем мы видим гротескный «гоголевский» Екатеринослав. Реальность города еще более гиперболизирована техникой художника, тогда еще слабо владевшего кистью.

Рисунок Екатеринослава был сделан по просьбе внучки Суворова

Интересно, что Айвазовский сделал рисунок не просто так, по велению сердца. На рисунке «Вид Екатеринослава» есть надпись: «Рисовал для меня И.К. Айвазовский с натуры…». Эту надпись сделала Варвара Аркадьевна Башмакова – внучка знаменитого полководца Александра Суворова.

Варвара Аркадьевна Башмакова (1803-1885) – одна из ярких женщин своей эпохи. Она была дочерью сына Суворова, Аркадия, и Елены Нарышкиной, соединив в себе две генеалогические ветви – великого полководца и одной из самых известных аристократических фамилий. Вышла замуж за Дмитрия Евлампиевича Башмакова (1792-1835) и рано овдовела. Её супруг был видным чиновником, действительным статским советником. Таврический губернский предводитель дворянства. Похоронен был в Симферополе в кафедральном соборе.

Варвара Башмакова прожила рекордный для женщины XIX века срок - 82 года. Мы не знаем доподлинно обстоятельств, почему эта женщина захотела видеть рисунок Екатеринослава, сделанный рукой молодого художника. Видимо, это как то связано и с привязкой службы мужа к Таврической губернии и к семейным делам этой пары, к которым относился также Екатеринослав.

Их дочь, Елена Дмитриевна Башмакова, в браке Канкрина (1829-1899), была замужем за Александром Фабианом Егоровичем Канкриным (1822-1891). Он был екатеринославским уездным предводителем дворянства. Кстати, он был сыном знаменитого государственного деятеля, министра финансов Российской империи Егора Францевича Канкрина (1774-1845).

Виртуальная прогулка по Екатеринославу 187-летней давности

Итак, что же изображено на рисунке Ивана Айвазовского 1833 года?

Мы видим центральную часть тогдашнего Екатеринослава. Давайте пройдемся и совершим виртуальную прогулку по центру нашего города.

Перед нами огромная широкая главная улица – Екатерининский проспект (проспект Яворницкого). Улица внизу чрезмерно широка и напоминает площадь. Улица спускается с крутого холма (Соборной горы). По обе стороны изображены высокие деревянные и каменные здания.

Откуда совершена зарисовка? Анализ показывает, что рисунок сделан с места современной площади Героев Майдана, приблизительно напротив нынешнего ЦУМа. Справа – корпуса торговых рядов с аркадами и галереями. Тут можно вспомнить, что самой площади по факту не существовало до 1950-х годов.

Чуть дальше Гостинных рядов видно деревянное здание с островерхим завершением. Это Святодуховская церковь . Она стояла почти на месте нынешнего Троицкого собора – по центру советского здания Министерства черной металлургии. Эта церковь была освящена в 1791 году. До этого это был католический храм первого Екатеринослава (Кильченского). Затем храм разобрали и заново собрали и переосвятили уже в Екатеринославе на Днепре. Деревянный храм «дожил» до 1840-х годов. Затем неподалеку от Святодуховской церкви был выстроен в 1845 году каменный Троицкий собор – ныне кафедральный храм.

Возле храма мы видим растительность и мостик. Это изображена речка Половица . Она вытекала из Долгой балки, «кружила» на месте нескольких кварталов проспекта, а потом поворачивала к Днепру и впадала в него в районе современной улицы Воскресенской. На рисунке Айвазовского хорошо видно, что речка еще не заключена в коллектор на данном участке.

Речка Половица называлась у екатеринославцев «канава». Во время паводков и сильных дождей эта часть города превращалась в местную «Екатеринославскую Венецию». Пока что на рисунке Айвазовского нет и следа тех бульваров, которые насадил на проспекте губернатор Андрей Яковлевич Фабр через 15 лет, в 1847-1850 годах.

Слева выше по проспекту на рисунке видно огромное пустое пространство. Это бывшая Ярмарочная площадь . Здесь устраивались ярмарки и торги. Писатель А. Афанасьев-Чужбинский так описывал (в 1863 г.) свои впечатления от екатеринославской ярмарки:

«Я провел в Екатеринославе дня четыре во время Петропавловской ярмарки, желая взглянуть на разнообразный люд, сошедшийся и съехавшийся из окрестности. Хотя это, собственно, шерстяная ярмарка, однако, пользуясь этим случаем, наезжают купцы из больших городов, и устраивается так называемый панский ряд, в котором вы найдете самые изящные и модные материи, и золотые и серебряные вещи; одним словом, можно отыскать все».

На Ярмарочной площади существовало деревянное здание театра . Каменный театр появился в Екатеринославе только в 1847 году.

Выше Ярмарочной площади на рисунке 1833 года мы видим крупное здание усадебного типа, с портиком и фронтоном. Это несколько приукрашенный Дом губернатора . Это было деревянное здание, построено в 1810-х годах, в котором жили екатеринославские начальники губернии. Губернаторский дом уже в 1840-х годах сгнил, и был мало пригоден для жизни первых лиц губернии. А на 1833 год они здесь все еще обитали. Дом губернатора занимал место зданий на проспекте под номерами 36 и 38 (сейчас на его месте 2-й корпус ДНУ и областная прокуратура).

На вершине горы возвышается Преображенский собор . Как видно на рисунке, в 1833 год храм был уже полностью выстроен. Хорошо видно и купол, и шпиль. Собор – место основания и духовный центр Екатеринослава. Он был заложен 9 (20) мая 1787 года. По первому проекту был выведен фундамент и стены собора на высоту около 4 метров. В 1830 году собор был заложен вторично и в 1835 году освящен. Во время приезда Айвазовского в августе 1833 года, Преображенский собор был уже построен, внутри велись отделочные работы.

Рисунок Айвазовского – наглядная иллюстрация к мемуарам

В целом, рисунок Айвазовского создал удивительную картину раннего Екатеринослава, губернского центра, но бывшего провинциальным, полуаграрным городом.

Этот рисунок молодого художника – отличная иллюстрация к мемуарам о раннем Екатеринославе, которые описывают «сонное состояние» губернского города.

Сенатор и член Академии наук П.П. Сумароков, путешествуя в 1799 году, писал о нашем городе (в 1797-1802 годах назывался Новороссийск):

«Новороссийск есть ни что иное, как мудреная загадка, которую проезжающему надлежит осмотрительно отгадывать. Он увидит губернский город, расположенный в полуверсте от Днепра, на гладкой степи, при подошве горы, простирающейся над ним наподобие вала. Он увидит десятка три обмазанных господских и купеческих домиков, две церкви, ряд деревянных лавок, весьма широкие с худым строением улицы, некоторую монастырскую пустоту, скучное уединение, и весь город не обширнее, притом не красивее порядочного местечка: это будет нынешний Новороссийск».

Известная цитата из мемуаров Андрея Михайловича Фадеева, видного чиновника, о Екатеринославе 1820-1830-х годов:

«Екатеринослав тогда представлял…более вид какой-то голландской колонии, нежели губернского города. Одна главная улица тянулась на несколько верст, шириной шагов двести, так что изобиловала простором не только для садов и огородов, но даже и для пастбищ скота на улице, чем жители пользовались без малейшего стеснения».

Похожая по смыслу цитата из мемуаров старожила города Порфирия Яненко :

«Улица представляла самый безобразный вид: постоянная грязь невылазная, где вчастую кареты останавливались и их вытаскивали с пассажирами волами. Улицу перерезывали поперек два провалья».

Ошибки художника: многоэтажные дома и люди-великаны

Несмотря на уникальность, рисунок Айвазовского – плод творчества начинающего художника. На нем не соблюдены четко пропорции, а все объекты носят схематический характер.

На всей ширине проспекта изображены люди в движении – идут, бегают, едут в каретах вверх по склону. Если внимательно приглядеться, люди величиной с этаж здания или даже больше. Екатеринославские Гулливеры…

Большинство зданий, изображенных на рисунке, имеют три этажа и похожи на каменные. Это неверно в корне. В это время в городе было всего до трех десятков каменных зданий, из которых только Тюремный замок имел три этажа. На рисунок это здание не попало, так как находилось в районе нынешней ОГА и улицы Елисаветградской (Савченко).

Остальные здания (около 800) были деревянными. Большая часть застройки города имела 1-2 этажа. Здание в три этажа было уже «небоскребом» для раннего Екатеринослава. Поэтому вряд ли следует признать реальным такой насыщенный вид Екатеринослава. Здесь юный художник явно приукрасил действительность.

Айвазовский еще раз посетил Екатеринослав

Прошло много лет…

Уже маститый живописец Иван Айвазовский еще раз посетил Екатеринослав. В 1856 году газета «Екатеринославские губернские ведомости» сообщила, что 26 мая из Харькова проездом приехал «профессор императорской Академии художеств Айвазовский». Выехал он из города 31 мая.

Пять дней Айвазовский снова пробыл в нашем городе. Чем конкретно он занимался, с кем встречался, неизвестно. Нет сомнений, что в эти дни он вспоминал свой первый приезд в Екатеринослав и сделанный им рисунок.

Рисунок Екатеринослава хранится в Феодосии

В Днепропетровском художественном музее сегодня хранятся четыре картины, принадлежащие кисти Ивана Айвазовского. И экспонируются две лучшие из них - это «Финский залив» (1848) и «Заход солнца на море» (1898). Это дополнительное подтверждение связи художника и нашего города на Днепре.

А сам рисунок «Вид Екатеринослава» хранится в Феодосийской картинной галерее, в месте, где Айвазовский родился, творил и умер.

«В 2012 году, еще до известных событий, я участвовал в научной конференции в Крыму. Мне посчастливилось побывать в Феодосийской картинной галерее и видеть знаменитый рисунок – делится впечатлениями Максим Эдуардович. – Узнав, что я из Днепропетровска, научный сотрудник галереи ознакомила меня с рисунком.

Удивлению моему не было предела. Оказалось, что оригинал рисунка охватывает большее пространство. То есть на всех копиях, которые приводятся и в путеводителях, и в книге Михаила Шатрова «Город на трех холмах», рисунок сильно обрезан. Больше того, копия передает рисунок схематически. Оригинал более детализирован.

Необходимо всячески изучить рисунок 1833 года и заново опубликовать его в научной статье с комментариями. Сопоставить рисунок с реальностью. Уверен, мы раскроем еще не одну маленькую историческую загадку раннего Екатеринослава» – считает Максим Кавун.



Текст: Константин Шруб

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності