Многие понимают стрит-арт как муралы, но это не совсем правильно.
Стрит-арт – это любая анонимная или полуанонимная работа в общественном месте (граффити, скульптура, мозаика, стикер и даже перформанс). Так художники украшают пространство, выражают свои мысли или дополняют городскую среду, пишет КУСТ.
Многие понимают стрит-арт как муралы, но это не совсем правильно. В основном муралы в нашей стране рисуют с разрешения горсовета или владельца здания. Такие произведения относятся к понятию паблик-арт. Техника рисунка может быть одна и та же, но стрит-арт несанкционированный, а паблик-арт – санкционированный. Фестивали муралов – это паблик-арт.
На улицах Днепра в основном – рисунки и надписи. Уличные мозаики, стикеры, скульптуры, инсталляции встречаются редко.
Лучше всего люди знают муралы Zdesroy, работы сестер Фельдман, которые рисуют в основном в Киеве, граффити и стрит-арт Моека, росписи, плакаты и стикеры Олега Семака. Тем не менее, факт: по количеству яркого стрит-арта, заметного обычному зрителю, Днепр очень отстает от Киева, Львова, Одессы или Харькова.
В 2018 году в Харькове появилось место, о котором говорили СМИ по всей Украине – "Стена Срача". Тогда работу Гамлета Зиньковского закрасили, и люди прямо на стене вступили в диалог с коммунальщиками. Стороны перекрашивали ее каждый день и каждую ночь.
В Днепре тоже происходят уличные диалоги.
Вот вам яркий пример. Весной 2019 года на этих воротах был красный муравьед, уже слегка покрытый чужими тегами. Таких муравьедов можно найти по всему городу. Их рисует Gres.
Летом ворота покрасили, и через какое-то время появился ответный рисунок. На рисунке интеллигентного вида муравьед в шляпе говорит: "Согласно интеллектуальной собственности, вы не можете меня закрасить", а коммунальщик ему отвечает сами видите что и закатывает краской. Подпись под коммунальщиком: "Уничтожитель искусства, создатель серых стен".
Тут можно найти и конфликт уличного искусства с частной и государственной собственностью, и вопрос, какие уличные объекты считать искусством, а какие нет, как их защищать и где рисовать.
Итак, коммунальщик на картинке с муравьедом закатывает его краской. У граффитчиков это называется "бафф".
Наши коммунальщики обычно красят только кусок, на котором находится граффити. Причем краской, не подходящей к основному цвету стены. Эти куски выглядят так несуразно, что породили новый жанр. Несколько легких движений – и "бафф" превращается в новую картинку. Например, "Носок" на улице Фабра, "Крокодил" возле Гипромеза, "Глаза" в кампусе ДИИТа, "Кусочек жвачки" на Баррикадной.
Современный стрит-арт – очень молодое явление, в западном мире оно сформировалось в 80-90-е годы XX века. Но при этом отдельный вид стрит-арта – граффити – существует с древних времен. Например, в Помпеях сохранилось много надписей: проклятия, магические заклинания, признания в любви, политические лозунги, цитаты и адреса проституток – прямо как сейчас на перилах набережной Днепра.
Граффити – это любая надпись или рисунок в общественном пространстве, даже надпись "здесь был я".
Одна из разновидностей граффити – надписи, сделанные сложным шрифтом с трудночитаемыми буквами, хвостами и стрелками. Это "дикий стиль" (wild style), который появился только в конце прошлого века. Тогда же стали появляться граффити в стиле "пузыри" (bubbles), позже – 3D-шрифты. Чем сложнее и оригинальнее шрифт, тем круче считается райтер (художник, рисующий граффити).
Необязательно пытаться прочитать граффити, нарисованное в сложном стиле. Оно нацелено не на сторонних зрителей, а внутрь сообщества, на таких же граффитчиков.
Более простые надписи чаще всего делают понятными стороннему зрителю.
Тег – это самый простой вид граффити. Это идентификатор, который может использоваться как подпись крупной работы или территориальная метка.
Это может быть имя или изображение, причем у одного райтера бывают разные варианты. Ниже примеры тегов двух днепровских авторов – простые и усложненные.
Вот интересный пример тега. Во время Второй мировой войны солдатская надпись "Kilroy was here" с носатым человечком разошлась по всему англоязычному миру, персонаж стал мифическим, надпись даже попала в кино того периода.
С тегов началась субкультура граффити. Главная цель теггера – распространить свою метку как можно шире, в самых рискованных и труднодоступных местах.
Квартал Искусств на набережной возле недостроя "Парус" – практически единственная такая инициатива, не считая "фестивалей муралов". Вот как он выглядел осенью 2014 года во время открытия. Люди из движения К12 тогда вдохновились Пейзажной аллеей в Киеве и реконструировали заброшенное кафе "Поплавок" неподалеку.
До 2016-2017 года это место было активным, там была сцена на День города, проводились гаражные распродажи.
К 2019 году место пришло в упадок. И вот в конце года появился человек, который расчистил территорию, привлек огромное количество волонтеров, и сейчас там параллельно создается два пространства: Глобус парк и Project Fresh Vision. Интересно, как они будут развиваться.
На пешеходной аллее на Короленко месяц назад появилась "пиксельная стена" – Pixelwall. На ней можно "собрать" на плоскости свой рисунок. На стене уже появились десятки рисунков.
Реконструкция улицы Короленко еще не закончена, поэтому доступ к стене иногда бывает закрыт.
До появления Pixelwall и парка возле "Паруса" единственным легальным пространством для создания стрит-арта в Днепре была огромная стенка в Инклюзивном парке возле обладминистрации (там рисуют не только дети).
Он помогает включиться в жизнь своего города или района.
Или просто обращать внимание на рисунки и надписи.
Попробуйте замечать маленькие забавные штуки вокруг, читать надписи на стенах, рекламу на столбах. И город начнет отвечать на ваши вопросы.
Со временем вам захочется гулять по ночному городу. Когда закрываются магазины и опускаются ролеты, на которых тоже есть рисунки, обнажается тело города.
Это тоже ВАШ город. Вы его полноправный гражданин не с 9:00 до 18:00, а 24 часа в сутки. Любопытство побеждает страх перед ночными улицами.
Самого интересного вы, скорее всего, не найдете на главных улицах. Поэтому начнете заново исследовать собственный двор и незнакомые районы, разглядывать крыши и ходить тайными тропками.
В Днепре есть проект wayme, его создатели разработали маршруты и записали стритарт-экскурсии по разным городам.
Стритарт-хантер – это человек, который не только ищет искусство на улицах города, но и фотографирует его.
В свое время фотографии Марты Купер и других знаменитых уличных фотографов помогли вывести граффити на мировой уровень. Сейчас все проще – у многих авторов есть свои инстаграм-аккаунты. Но граффити-хантеры все еще востребованы. Если работу не сфотографировать вовремя, ее уничтожат коммунальщики до того, как ее кто-нибудь увидит.
Если вам интересно чье-то творчество, вы можете поискать в сети все работы автора или тегнуть его под своим постом – ему будет приятно.
Я пощу фото своих находок в инстаграме под тегом #мойгородвневремени. Для связи между хантерами разных городов есть Street Art Cities и Google Street Art Project – там оставляют метки и фотографии.
Если сознательно подходить к созданию стрит-арта, то ваши отношения с городом изменятся. Вы станете его частью.
Для этого не нужны вандальные способы. Прокомментируйте чужую надпись, просто с помощью мела. Напишите то, что хотели бы сказать миру. Подбросьте в свой двор открытку или фотографию. Посмотрите, что будет с ней происходить. Прислушайтесь к тому, что вы чувствуете.
Тогда вы поймете, что улица – это не вечное бегство. Это еще и место, где идет большая Игра. Кто-то играет в нее постоянно, на стенах идет переписка, диалог, открытый или зашифрованный – и вам тоже можно.
А когда человек почувствует, что ему можно, тогда он захочет что-то решать в своем городе. Благоустраивать свой двор. Интересоваться городской жизнью. Собак и котов кормить. Волонтерить. Голосовать на выборах. Не успеешь оглянуться, как уже чувствуешь право на существование в этом городе.