Журналист Городского сайта смог первым из представителей СМИ познакомиться с сюрпризами и секретами собрания старинных и редких автомобилей семьи Прокофьевых, которое теперь будет открыто для всех.
Уже в ближайший понедельник, 17 августа «Музей ПрокофьевА» распахнет свои двери для всех желающих.
10 долгих лет, с момента приобретения своего первого ретроавтомобиля, создатель этого музея Алексей Прокофьев шел к этому торжественному моменту. Если же брать историю увлечения реставрации старинных автомобилей и мотоциклов его отцом – это будет дорога длиной почти в 40 лет…
Полтора года назад Городской сайт уже сообщал об истории и подготовке к открытию этого музея.
Его созданием занимается представитель уникальной семьи коллекционеров и реставраторов старинной техники Прокофьевых – Алексей Прокофьев. Городской сайт уже рассказывал о судьбе его отца, Валерия Петровича Прокофьева, который более полувека занимается поиском и восстановлением раритетных автомобилей и мотоциклов.
За это время через руки патриарха авторетродела нашего города прошло около 200 автомобилей и мотоциклов. А теперь его дело продолжают сын Алексей и внук Ярослав…
В этом фамильном собрании на ул. Паникахи, 18 (жилмассив Тополь Днепра) представлены как самые памятные из восстановленных Валерием Петровичем машин, так и экспонаты, которыми занимался его сын Алексей – всего около 40 автомобилей и мотоциклов. Среди них – восстановленные довоенные «БМВ-Дикси» и «Аэро», легенды советского автопрома «Москвич-400» и «Победа», памятная по фильму «Операция Ы» мотоколяска (на которой разъезжал герой Моргунова), редкие модели мотоциклов.
Кстати, эта мотоколяска СМЗ-3Л – с удивительной историей! Такой же машиной владел отец известного всем днепрянам Евгения Чепурняка – живой легенды КВН ДГУ. Евгений передал музею документы на эту машину и эксклюзивный номерной знак отца…
10 лет эту старину и красоту могли увидеть лишь немногие избранные. Долгим и трудным был процесс подготовки частной коллекции к музейному формату и открытому экспонированию.
Персональную экскурсию для автора строк по готовому принять первых посетителей музею провел Алексей Прокофьев.
Сравнивая свои воспоминания от посещения полуторагодичной давности с увиденным сегодня, накануне открытия музея, могу честно сказать: итог проделанной работы – поражает!
Вместо одного зала в музее теперь – сразу три. Два новых зала были созданы на месте бывших технических помещений. Каждый из них обладает своим особым духом, атмосферой, наполнением. Практически полностью был переформатирован и главный по площади музейный зал.
- При подготовке музея к открытию действительно была проделана огромная работа, - признает Алексей Прокофьев. – Была выполнена полная реконструкция двух бывших технических помещений под музейные залы, в главном зале тоже провели огромную работу.
Расширение экспозиционных площадей дало возможность наполнить музей множеством экспонатов, хранящихся ранее в запасниках. Это старинные велосипеды и игрушки, радиоприборы и фотографии, инструменты и предметы быта, документы, чемоданы, одежда и многое-многое другое.
За это же время коллекция старинной автомототехники пополнилась рядом раритетов, о которых мы скажем позже.
Но прежде чем зайти в музей, обратим внимание на такую особенность. «Музей ПрокофьевА» еще на пороге поражает дыханием старины! Он практически полностью выстроен из старинных кирпичей, которые Алексей Прокофьев давно коллекционирует. Знатоки говорят, что с его коллекцией в Украине мало кто может посоперничать.
Разумеется, самые ценные экземпляры (и не только из Украины, а из многих стран Европы!) хранятся им отдельно. Музей же выстроен из множества старинных кирпичей, собранных им на развалинах наших разрушающихся на глазах домов-«екатерининок».
Возможно, когда-нибудь Алексей Валерьевич подробней поведает и об этом увлечении…
Подробно о наполнении экспонатами первого (главного) зала я уже писал в упомянутой статье. За прошедшие полтора года он претерпел значительные изменения, пополнившись и рядом интереснейших экспонатов.
Самый масштабный из них – ГАЗ-20 «Победа» самого первого, 1946-го года выпуска. С ней соседствуют две «Победы» более поздних годов. Одна из них – с уникальной историей. Ее лично подарил Никита Хрущев Задонцеву - нашему знаменитому земляку, основателю гремевшего на весь Союз Института кукурузы.
Неподалеку – и, возможно, самый древний экспонат музея: древняя телега с еще деревянными колесами, покрытыми кованными железными ободами. А рядом с ней примостился бесценный зеленый «Лилипут» - 3-колесный детский велосипед, который производили 60 лет назад в ГДР.
- Это – очень редкая модель, - улыбаясь, признает Алексей Прокофьев. – Когда я выставил ее фото в соцсети, на меня обрушился шквал предложений коллекционеров ретротехники из Германии. Они предлагали за него любые деньги…
С «Лилипутом» соседствует винт самолета «ночных ведьм». Так фашисты прозвали наших летчиц, которые почти бесшумно пробирались в немецкие тылы на боевых У-2 (Пе-2). Эту находку Алексей привез с берегов Азовского моря, выкупив у местного жителя, который долгие годы хранил реликвию как память о войне.
Обращаю внимание, каким множеством новых старых экспонатов пополнились стены этого зала. Есть среди них и очень необычная модель… памятника. Она запечатлела мужчину и женщину, ныряющих в морскую гладь и находящих там шар, символизирующий нашу планету.
- Такой памятник полвека назад хотели установить вверху проспекта Гагарина, на месте бульвара Звездного и нынешнего памятника-«спутника», - поясняет Алексей Прокофьев. – После смерти скульптора я получил несколько макетов его интересных работ – в том числе и эту.
Второй, совершенно новый зал музея – компактный, очень уютный и, наверное, рекордный по многообразию тематического наполнения.
Его автомобильные жемчужины – БМВ-Дикси (с этой марки в 1928 году и началась автомобильная часть истории легендарной фирмы, которая до того специализировалась на аэропланах и мотоциклах) и «Аэро».
Рядом с ними замерли три 2-колесные новинки музея. Это послевоенный мотоцикл БМВ-Р35, превосходно реставрированный мотоцикл 1930 года «Виктория-КР6» и американский мотоцикл 1942 года «Индиан-741Б. Такие машины поставлялись нам по программе ленд-лиза и помогли склонить чашу весов истории в пользу СССР.
- До начала Великой Отечественной в СССР не особо уделяли внимание производству мотоциклов, - рассказывает Алексей. – В 1941 году в СССР было всего 2 тысячи двухколесных машин, а в Германии – до 2 миллионов! В ходе военных действий 1941 года в Союзе быстро осознали, насколько мобильны и эффективны мотоциклетные подразделения. Но советские заводы, производившие такую технику, оказались или эвакуированы, или разрушены. Спасти ситуацию помогли поставки 32 тысяч мотоциклов из США и Англии по ленд-лизу. В их числе были и около 5 тысяч машин «Индиан».
Попавшая в музей Прокофьева машина тоже прошла свой боевой путь. В музей она попала в плачевном состоянии, была бережно реставрирована. Символично, что она экспонируется с винтовкой Мосина того же, 1942 года выпуска.
А еще в этом зале на себя обращает внимание коллекция редчайшей старинной радиоэлектротехники, которую собирал известный в городе преподаватель и педагог Ивонин, обучавший в том числе и Алексея Прокофьева. После смерти Ивонина его семья передала в этот музей собрание измерительной аппаратуры всех мыслимых видов.
А вот собрание инструментов разных типов и эпох – отголосок семейных традиций династии Прокофьевых. Здесь есть обувные инструменты прадеда Алексея, который до войны был депутатом, но при этом бесплатно… чинил обувь односельчанам. Есть старинные токарный и вертикально-сверлильный станки, на которых работал его отец. А также – редчайшие мини-станки и приспособления начала ХХ-го века.
Антураж зала дополняет потрясающая коллекция керосиновых ламп и прочих предметов быта вековой давности. Благодаря им можно почувствовать, как жили наши прадеды…
Новый зал №3 мысленно переносит в не столь отдаленные времена – послевоенную эпоху.
На входе в зал посетителей встретит… комната, обставленная в антураже 1950-60 годов. Здесь же экспонируются потрясающие коллекции старинных чемоданов и радиоприемников. Есть уголки редких фотографий Днепропетровска и документов, часть из которых относится к гораздо более древней эпохе царской Российской империи.
Автомобильное наполнение зала – тоже в духе времени. Оно демонстрирует развитие марки «Опель», включая редчайший вариант «Опель-Олимпия кабриолет», партия которых была выпущена специально к Олимпиаде-1936, проходившей в уже фашистской Германии. И продолжая «линейкой» старых «Москвичей», прообразом которых и стали немецкие «Опели».
К этому стоит добавить, что Днепр станет первым городом Украины, в котором для открытого посещения будет сразу два музея авторетротехники. Первый, разумеется, - «Машины времени», о котором Городской сайт рассказывает систематически. В частности, вчера мы сообщали о презентации в нем проекта «Женщина и авто».
Кроме этого, в Днепре есть еще несколько реставраторов и коллекционеров авторетротехники, о судьбах части из которых Городской сайт уже рассказывал.
Но есть и пару серьезных собирателей, которые держат свои коллекции в совершенно закрытом режиме. Как, например, один местный бизнесмен в сфере строительства и политик, основу шикарной коллекции ретро-мотоциклов для которого в свое время реставрировал Прокофьев-старший. Но это уже совсем другая история…
Впрочем, не будем о грустном! Лучше порадуемся тому, что теперь у каждого жителя и гостя Днепра есть возможность посетить еще один музей автомоторетротехники. Не просто музей машин – «храм старины», в котором собраны сотни живых экспонатов далекого прошлого, каждый из которых готов поведать свою эксклюзивную историю.
«Музей ПрокофьевА» будет работать с понедельника по субботу с 10 до 17 часов. Записаться на посещение музея можно по телефону 068-359-10-32. Посещение возможно только сформированными группами по 3-5 человек с обязательным экскурсионным сопровождением. Билет для взрослых стоит 100 гривен, для подростков до 14 лет – 50, дети до 7 лет допускаются в музей бесплатно. В музее обещают регулярные акции, в ходе которых посетить это собрание старинной техники и предметов можно будет за символическую плату.
І ще цікаве питання, хто такий "Евгения Чепурняка", а то у кого не поцікавлюся, ніхто навіть не чув, що в Дніпрі взагалі живі легенди були, не те що про якогось Женю... Ответить | С цитатой
Обязательно схожу. Ответить | С цитатой
Жаль, конечно, что такой же очень хороший музей "Машины времени" сейчас оказался в изоляции... Ответить | С цитатой