Здание с полуторавековой историей, похоже, доживает свои последние дни…
В последние годы инвесторы взялись за особенно активную застройку исторических кварталов Днепра. На глазах уходят в безвозвратное прошлое дореволюционные дома и кварталы по улицам Коцюбинского, Шевченко, Южной… На смену им приходят новые высотные комплексы.
Ряд масштабных проектов затрагивает и ул. Паторжинского. В последнее время они были рассмотрены на городском градсовете, о чем уже сообщал Городской сайт. Если ничего чрезвычайного не произойдет, в обозримом будущем эта, пока еще относительно тихая и уютная, старая улица может неузнаваемо преобразиться.
И вместе с духом екатеринославской эпохи с нее исчезнут и старинные дома. В том числе – и дом под №20 с примерно 150-летней историей, в котором побывал неутомимый исследователь «заброшек» Днепра Виталий. С ним читатели Городского сайта уже прекрасно знакомы по рубрике «Заброшки» Днепра».
Ранее мы знакомили с итогами его исследований зданий по улицам Ломаной, Южной и Шевченко, Харьковской и Бородинской, кварталам в районе Нагорного рынка и балки Долгой, а также еще целому ряду других объектов. Добавим, что печальное состояние исторической застройки Днепра Виталий систематически описывает на сайте «Бортовой журнал Ктулху».
Но, прежде чем отправиться вместе с Виталием в заброшенный дом чуть выше перекрестка улиц Паторжинского и Гоголя, давайте вспомним об истории этой улицы.
Старинная улица Нагорной части Днепра до революции так и называлась – Нагорная. А уже в советское время получила имя нашего знаменитого земляка, оперного певца Ивана Сергеевича Паторжинского.
Он родился 20 февраля 1896 года в селе Петрово-Свистуново (сейчас располагается в Запорожской области), но получил образование и признание именно в нашем городе.
В 1917 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию и в 1922 году - Екатеринославскую консерваторию.
Был солистом (бас) оперного театра в Одессе, в 1925-1935 - солист оперного театра в Харькове, с 1935 - Украинского театра оперы и балета в Киеве. В 1944 ему присвоено звание народного артиста.
Паторжинский - один из выдающихся представителей вокального искусства, обладал сильным голосом бархатного тембра.
В своей оперной карьере исполнял такие партии: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Борис Годунов ("Борис Годунов" Мусоргского), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Лысенко; Государственная премия СССР, 1942), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса) и другие. Также выступал как камерный певец.
Являлся талантливым педагогом. С 1946 - профессор Киевской консерватории. Был одним из организаторов Украинского театрального общества.
Депутат Верховного Совета УССР 1-3-го созывов. Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
Снимался в таких фильмах: "Украинские мелодии" (1945, Кобзарь), "Концерт мастеров украинского искусства" (1952, сцена и дуэт Одарки и Карася).
Скончался 22 февраля 1960 года.
До 1930 года с южной стороны к этой улице, в квартале между современными улицами Жуковского и Моссаковского, прилегала площадь, на которой был построен один из интереснейших храмов Екатеринослава – Крестовоздвиженский военный собор.
В советское время эту присоборную территорию переименовали в площадь Абрамовича. Но ей не была суждена долгая история. Вскоре, в 1930 году площадь пошла под возведение комплекса ДИСИ – инженерно-строительного института.
Удивительно, но собор при этом не снесли, а перестроили под… спортзал института.
Уже в наше время стены бывшего спортзала расчищают от слоев краски, обнаруживая под ней удивительные росписи храма, о чем писал Городской сайт.
В нижней части ул. Паторжинского, в квартале между современными улицей Долгая балка и переулком Южный, много лет работала любимая многими студентами «Яма». Так молодежь прозвала пивбар №104, где студенты многих вузов расслаблялись после лекций пенным напитком. Увы, в 1997 году пивбар был закрыт.
Из прочих достопримечательностей отметим дом №23 на ул. Паторжинского, который известен своим богатым декором и лепниной и не раз фигурировал в статьях историка Максима Кавуна.
Парадоксально, но этот заброшенный и отселенный дом соседствует со знаковым для всего Соборного района зданием. По ул. Паторжинского, 18-а расположен районный суд. А под №18 – руины еще одного старинного дома, который пережил пожар и наполовину разрушен. Понятно, что никаким судебным соседством или решением эти руины – не воскресить…
И в таком состоянии дом №20 – уже не первый год.
Кстати, в 2019-м году Виталий целиком обследовал улицу Паторжинского, представив на упомянутом сайте материал с описанием интереснейших уцелевших домов-«екатерининок» и отселенных зданий, очевидно, ждущих своего сноса. Познакомиться с этим исследованием улицы можно по следующей ссылке.
Дом №20 не был упомянут в данном репортаже. И вот что о нем сейчас рассказывает исследователь «заброшек» Виталий:
«Гуляя по загадочному Днепру, можно внезапно обнаружить в зарослях пару особняков 19-го века, стоящих без присмотра уж лет 20-30. Почему так получилось - загадка. То ли нет хозяев, то ли земля уж очень ценная... Короче, ребус.
Дом с такой же загадочной судьбой и печальным видом находится по адресу ул. Паторжинского, 20. Во время одной из прогулок по Днепру я этот дом приметил, но дверь была закрыта.
Сегодня дверь открылась вместе с внутренним миром старины.
Первое фото - еще мартовское, когда не было буйства зелени. Сейчас все заросло, и дом ушел целиком в заросли кустарника.
Неизвестно, как долго дом стоял закрытым, но сохранился он неплохо. Практически не видно следов протечек воды. Обои, конечно, отвалились из-за сырости, но это мелочи.
Сразу видно, тут обитают бомжи, алкаши, наркоманы. Но днем они на «работе».
Из дома есть отдельный выход во двор.
Дом был со всеми удобствами, хотя сами удобства давно украли.
Обращает на себя внимание куча проводов от телефонных кабелей. Очевидно, что здесь обитали или до сих пор живут маргиналы, промышляющие кражей кабелей и прочего ценного металла. Печальный привет «Укртелекому»! А на этих воров кабелей можно было бы и засаду здесь устроить…
Главная комната дома - очень просторная с высокими потолками, по периметру потолка расположена не богатая, но симпатичная лепнина. Насколько могу определить, она старинная - не пенопласт, а натуральный гипс.
Под потолком – простая люстра. Удивительно, но она работает, хотя требуются небольшие работы по электрике.
Еще в этой комнате имеется печь, которую, возможно, до сих пор эксплуатируют незваные «квартиранты».
Проход во вторую половину дома - только через дырку в стене. Всюду – следы давней заброшенности. Ничего ценного в этой части дома давно не осталось.
Удивляет красная розетка на стене – таких давно не выпускают.
Еще одна комната – совершенно пустая, но светлая. Самое время вернуться назад через дырку в стене», - завершает свое исследование заброшенного дома Виталий.
Конечно, ратовать за сохранение и реставрацию этого здания – нет смысла. Исторической и архитектурной ценности ни этот дом, ни соседний сгоревший под №18 – не представляют.
А вот что и когда собираются построить на их месте – загадка. На городском градсовете проектов, касающихся застройки данного квартала, в последнее время не рассматривали.
Но нет сомнений в том, что столь лакомый участок центральной части города остался вне зоны внимания потенциальных инвесторов…
Фото из архива Городского сайта и «Бортовой журнал Ктулху»
То же самое и со зданиями. Довести до ручки, чтобы легче было пустить под нож. У каждого свои цели и умысел. Ответить | С цитатой
а если не платишь, то ты бесполезен и если имеешь на что право - так на
ас
фик
сию
чтобы небо не коптить!
KYПИ-ПРОДАЙ! и больше ни о чём и не мечтай!
Пусть дядичьки-
бу
рж
уи
дело делают своё! все в денег ворох превращают,
а нас из хижин выселяют! мы неликвидное сырьё! Ответить | С цитатой