В поселке Авиаторское на окраине Днепра, рядом с аэропортом, живет Олег Шевченко - человек удивительной судьбы и потрясающе многогранных интересов.
Наверняка большинство горожан знает, что Авиаторское (лишь относительно недавно вошедшее в городскую черту Днепра) – «колыбель» нашего аэропорта и бывшая обитель военной авиации.
Разумеется, 58-летний Олег Шевченко – ветеран военной авиации, майор запаса.
А, кроме этого он… Загибайте пальцы!
Смотритель здешнего памятника военным летчикам и вдохновитель местных праздников.
«Глаза и уши» половины жителей поселка на 2300 душ – он обеспечивает жителей услугами местного кабельного ТВ. Других операторов здесь просто нет…
Футбольный болельщик и коллекционер с 44-летним стажем.
Создатель удивительного собрания масштабных копий самолетов разных стран и эпох.
А еще – удивительно светлый и позитивный человек, после 2-часового общения с которым в душе остается потрясающий заряд бодрости и оптимизма…
Об Олеге Анатольевиче (хотя обращения по отчеству он категорически не приемлет, да и никто навскидку не даст этому энергичному и моложавому мужчине его годы!) я практически одновременно узнал из двух источников.
Олег Шевченко и его хобби стали героями книжечки «Авиаторское» из серии «Город без окраин», о которой рассказывал Городской сайт.
А вскоре он стал героем персонального вечера в музее «Машины времени» - в рамках грандиозного проекта «Восток-Запад», посвященного 30-летию падения Берлинской стены и объединению Германии, и его мне «сватал» директор музея Михаил Прудников. Почему – поймете чуточку позже…
А пока перенесемся более чем на полвека назад…
- Я еще ребенком понял, что мне суждено стать военным и помотаться по свету, - улыбается наш герой. – Родился в Днепропетровске в 1962 году, вскоре папа Анатолий Борисович закончил обучение и стал военным врачом - и начались наши странствия. Казахстан, Узбекистан, Камчатка… Потом вернулись в Днепропетровск, где я закончил 60-ю школу уже с осознанным желанием служить и защищать Родину. И поступил в Донецкое высшее политическое училище, которое окончил в 1983 году….
А после вуза было не распределение, а песня. Олега определили в 16-ю воздушную армию Группы Советских войск в Германии, которая дислоцировалась в городке Гроссенхайм возле Дрездена. Он 5 лет прослужил в 497-м бомбардировочном авиаполку – и эти годы стали самыми светлыми в его послужном списке.
Когда же дело дошло до объединения Германии и вывода оттуда советских войск, Шевченко перевели в городок Завитинск Амурской области.
Когда, в свою очередь, рухнул и СССР, он, начальник политотдела 303-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, как и тысячи других военных летчиков, был вынужден фактически сам искать место дальнейшей службы.
И тогда он вернулся в родной Днепропетровск, в 933-й истребительно-авиационный полк, который дислоцировался на военном аэродроме в Авиаторском и стоял на страже мирного неба нашего города, как писали бы в ту эпоху…
- Был назначен замполитом ОБАТО – отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения полка, - вспоминает Олег Шевченко. – На этой должности дурака не поваляешь. Приходилось отвечать буквально за все: от жестянок до портянок – за топливо, еду, запчасти, транспорт, одежду. Вскоре стало понятно, что полк доживает последние дни. Топлива выделяли мизер, летали мало…
В 1996 году полк приказом расформировали. Из 800 человек гарнизона заслужившие пенсию – ушли на нее. Остальные добирали годы до стажа службой в других армейских подразделениях, полиции, таможне. Шевченко «дослуживал» в полку связи, расположенном неподалеку…
… За более чем 30 лет журналистской судьбы, как мне казалось, родной город знаю досконально. Но вот в поселке Авиаторское (мимо которого проезжал десятки раз по пути в аэропорт и из него) я сегодня оказался впервые.
Историю Авиаторского, уж увольте, пересказывать не стану – сами найдете в архивах Городского сайта. Все начиналось в 1942-м году с обустроенного немецкими захватчиками аэродрома с грунтовой полосой. Потом на этом месте разместили советскую истребительную авиацию, а уже позже этот район прирос гражданским аэропортом.
Знакомство с поселком получилось приятное. Авиаторское даст фору большинству днепровских окраин. Все здесь компактное, ухоженное. Свой городок для своих людей.
В этом же городке росла и крепла семья Олега Шевченко. С верной подругой всех дней боевых, первой и единственной женой Еленой он познакомился еще в школьные годы. Она – образец жены военного, с 1984 года исколесившая с Олегом все места его службы. В 1988-м в семье в ГДР родился сын Игорь – сейчас успешно работающий в Литве и ежегодно проведывающий родителей. Зато рядом – младшая дочь Алена, реализовавшая себя в Днепре как дизайнер…
- Чужие люди у нас не живут! – усмехается Олег Шевченко. – Захочет чужак из города у нас квартиру купить – не найдет! Все передается и продается от своих своим же. 90% жителей поселка – бывшие военные летчики и их родные. Здесь люди рождались, женились, взрослели, душой прирастая к этому месту. У нас есть практически все – детсад, школа, поликлиника, магазины, даже свое кабельное ТВ. Аптеки только нет… Большинство жителей – пенсионеры. Кто работает – ездят в город. Вся бывшая инфраструктура авиаполка – выкуплена. Часть зданий отремонтирована и благополучно используется предпринимателями. А вот мой бывший штаб ОБАТО – сгорел, - грустно он кивает на соседние развалины…
Братство военных летчиков – совсем не миф. И поныне ветераны авиаполка регулярно собираются на все праздники. В более благополучные времена отдельным «авиаотрядом» высаживались на авиасалоны в Киеве и Москве, удивляя там своими воспоминаниями и мастерством даже зарубежных коллег. Ежегодно посещали авиапраздник в поселке Майское нашей области. Только в этом году этот праздник по понятным причинам не состоится…
Символ поселка – памятник военным летчикам, самолет МИГ-19. Он был установлен в конце 1970-х годов, и в последнее время над ним несет «шефство» наш собеседник.
- Не знаю, кто и зачем меня назвал «смотрителем» памятника, - якобы возмущенно машет он рукой. – Мы с однополчанами в 2013 году к 70-летию полка привели этот памятник в порядок, ухаживаем за ним, регулярно чиним, что надо. С вандализмом у нас здесь проблем нет. Только в 2014 праворадикалы обрисовали самолет свастикой – в тот же день мы все стерли и закрасили…
Хоть по званию Олег Шевченко – майор запаса, но в его подчинении находятся десятки боевых и гражданских самолетов. И его директорская комната управляющего кабельным ТВ поселка, и гостиная домашней квартиры давно стали музеем авиации.
В них собраны десятки уникальных фотографий, книг, связанных с авиацией раритетных предметов и моделей самолетов, от вида которых разбегаются глаза. Авиамоделизмом он успешно занимается и поныне.
- Этим увлечением я тоже обязан папе, - признается Олег. – В моем первом классе он подарил мне модель вертолета Ми-10 – и я сразу этим делом «заболел»! Только коллекционеры и моделисты со стажем помнят, какой проблемой было достать в те годы коробку с желанным набором нового самолета. На весь Союз очень ограниченный ассортимент выпускали Донецкая и Ташкентская фабрика игрушек. ГДР-вские модели были чудом, которое продавали в спецмагазине «Лейпциг» в Москве – их заказывали через десятых знакомых. Зато когда попал служить в ГДР, «оторвался» по полной! Могу честно сказать: служа в этой стране, я собрал весь ассортимент моделей самолетов, выпускавшихся в ГДР! Среди них были «Боинги», «Конкорд», «Трайдент», которых моделисты СССР просто не знали…
Самое удивительное, что авиаколлекция прошла с Олегом пол-Европы. Путешествуя по гарнизонам, он в оружейных ящиках умудрялся перевозить и хрупкие модели, тщательно упакованные в вату и поролон.
Как у настоящего военного, на своих «подчиненных» у него заведен специальный журнал. Всего он собрал 169 моделей – и многие отнюдь не готовые наборы для сборки из коробки.
- В последнее время я вручную делаю больше моделей на заказ, чем в свое собрание, - признает Олег. – Порой поступают очень необычные заказы. Однажды одновременно заказали 4 модели истребителя МиГ-25 – и моя квартира реально превратилась в конвейерный цех по изготовлению этих самолетов. А еще был заказ на огромную, в масштабе 1:32 модель пассажирского Ту-154 – причем, определенного года выпуска, цвета и «приписки». Гигантский полутораметровый самолет из дерева и пластика сам делал три месяца, заказывая для него специальную раскраску и декали (наклейки для фюзеляжа и салона).
Когда мой собеседник начинает перечислять множество инструментов и техники, используемых в этом процессе (включая заводской компрессор для окраски!), я понимаю, что при желании он мог бы починить и покрасить боевую эскадрилью. И отнюдь не в масштабе 1:72…
Прибыльное ли это дело – делать вручную самолеты на заказ? Олег не называет сумм, говоря обтекаемо: заработанного хватает на… пополнение своей коллекции. Любимая жена Елена абсолютно благожелательно воспринимает это хобби, вменяя в ежегодную обязанность любимому супругу разве что протирку в шкафах пластмассовых крыльев и лопастей. Святая женщина…
Какие модели самолетов для него самые памятные? Он честно отвечает: самолеты тех полков, в которых он служил – МиГ-25 и МиГ-27, Су.-17, Су-24, Ту-16, Ту-22, Л-39. Все «родные» машины собраны на отдельной полке.
И есть у нашего героя еще одна, и отнюдь не тайная страсть – футбол!
Им Олег «заболел» в 1976-м, когда отец взял его на первый в его жизни матч «Днепра» на «Метеоре». С той поры он стал постоянным болельщиком команды. Едва появлялись абонементы на сезон в продаже, брал любимый 30-й сектор.
Но главный болельщицкий праздник приключился с ним во время службы в ГДР.
- Когда узнал, что нашему «Днепру» по жеребьевке в Кубке УЕФА выпал ГДР-овский «Висмут» из городка Ауэ, сразу побежал к командиру батальона: надо организовать поддержку команде! – рассказывает Олег. – Тот согласился, выделил автобус, составил списки авиаторов-болельщиков… И вдруг накануне игры объявляют общеполковую тревогу – вся поездка отменяется! Командир разрешил отправиться на игру за 350 километров (а по меркам ГДР это огромное расстояние) лишь мне. Но обязательно – с моей женой, чтобы я где-нибудь «не потерялся»!
Обычным рейсовым автобусом они приехали в Ауэ за час до игры. Несмотря на сумасшедший ажиотаж (еще бы – их команда едва не впервые вышла на европейскую арену, заранее были раскуплены не только все билеты, но и зрителями были заняты холмы, прилегающие к стадиону, расположенному во впадине!), удалось достать два билета.
- Жена все переживала, не побьют ли нас немцы, если мы будем кричать за «Днепр»! – вспоминает Олег. – Но немцы оказались очень толерантны. Хоть они и косились на нас, пока их команда пропускала голы (а «Днепр» выиграл 3:1), но после матча дружно сказали: «Ваша команда гораздо сильнее. «Висмуту» незачем ехать на ответный матч». Потом у нас началось дружеское братание, обмен футбольными сувенирами и поход а пиво… Не переживайте - в свой городок мы вернулись вовремя, до отбоя!
Отельный стенд в коллекционной комнате Олега посвящен футбольным раритетам. Среди них – и привезенные с того памятного матча. Глядя на них, ветеран авиации и болельщицкого дела, говорит:
- Больше всего мечтаю о том, чтобы это смутное время осталось позади, днепровский футбол снова гремел на евроарене, а Украина стала самодостаточной, сильной страной, в которой военная авиация будет жить не только в воспоминаниях и истории…
И с этим пожеланием трудно не согласиться.