Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные страницы истории нашего города.
В июле исполняется 110 лет со времени знаменитых полетов летчика Сергея Уточкина в Екатеринославе. Полеты других знаменитых летчиков, Михаила Ефимова и Александра Васильева, также проходили в нашем городе летом, в июне-июле. Поэтому сегодня мы решили рассказать о начале авиации в нашем городе.
Когда начались первые полеты в Екатеринославе? Кто из знаменитых летчиков своего времени посещал Екатеринослав? В каких местах города происходили полеты? Все ли первые полеты были удачными? Как реагировала на них городская публика?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
Центрами авиации в Российской империи начала XX века были Одесса, Москва, Санкт-Петербург. Близость Одессы во многом определила тот факт, что летчики посещали Екатеринослав с показательными полетами.
Летом 1910 года весь Екатеринослав гудел. В городе ожидали знаменитого авиатора Сергея Уточкина…
17 июля 1910 года на аэродроме, устроенном во дворе 2-го реального училища, собралась огромная толпа. Аэродром этот находился на углу проспекта Пушкина и Елисаветградской улицы (современная улица Савченко). Все пришли посмотреть на невиданное чудо – полет приехавшего специально из Одессы авиатора С.И. Уточкина...
Сергей Исаевич Уточкин (1876-1915) – один из первых авиаторов и летчиков-испытателей в Российской империи. Это был разносторонний человек, романтик, влюбленный в спорт: фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист и гонщик.
Родился в Одессе в семье купца 2-й гильдии. Успешно занимался 15-ю видами спорта. В отличие от отца, никакого состояния не нажил, а, наоборот, тратил практически все средства на покупку снаряжения. 1 октября 1907 года в Одессе Уточкин совершил полет на воздушном шаре.
В 1908-1909 году в Европе повсеместно началась эра авиации. Осенью 1908 года француз Анри Фарман совершил перелет длиной 30 километров на биплане конструкции братьев Фарман. А 25 июля 1909 года Луи Блерио перелетел через Ла-Манш на моноплане собственной конструкции.
31 марта (по новому стилю - 13 апреля) 1910 года Сергей Уточкин впервые поднялся в воздух на биплане «Фарман-IV». Уточкин стал вторым дипломированным летчиком в истории российской авиации. Весной 1910 года он сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе.
В 1910-1912 годах Уточкин совершил около 150 полетов в 70 городах Российской империи и за границей.
Несмотря на большие спортивные успехи, Уточкину не повезло в жизни. С 1913 года он стал проявлять признаки душевного заболевания. Скончался в больнице для душевнобольных.
Писатель Юрий Олеша в рассказе «Цепь» (1929) писал:
«Он – считается – чудак. Отношение к нему – юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелете Петербург – Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший».
В Екатеринославе Уточкина встретили очень тепло. Местные газеты несколько дней печатали рекламу выступления и нагнетали истерию. Газета «Южная Заря» 16 (29) июля 1910 года напечатала на первой полосе объявление:
«В субботу 17 и воскресенье 18 июляна специально устроенном аэродроме при втором реальном училище (Военная улица)
состоятся полеты на АЭРОПЛАНЕ
известнаго авиатора
С.И. УТОЧКИНА
Билеты заблаговременно продаются в магазинах В.М. Маркузе, Л.М. Гольдштейна (Озерный базар), А.И. Ефанова, М.С. Джигита, Торгов. дом А.Г. Зильберман, Американском магазине, кофейне Париж и Руппанера.
Число билетов ограничено».
Интересно, что в объявлении напечатано «Военная улица», которая уже с 1899 года была проспектом Пушкина, а также то, что билеты продавались в лучших магазинах и кофейнях Екатеринослава.
В преддверии полета газета «Южная Заря» захлебывалась от пафоса:
«Сегодня екатеринославцам впервые представляется случай лицезреть самим победу человека над воздушной стихией – сидеть воочию то, что до сих пор было лишь мечтой отдельных утопистов.Сегодня летает Уточкин».
Газета «Южная Заря» писала:
«Аэроплан поставили на краю двора, как раз против пролета между зданием училища и садом. Г. Уточкин сел в кресло и пустил в ход мотор. Пропеллер завертелся с такой быстротой, что публика, стоявшая сзади, должна была придерживать шляпы; аэроплан сначала быстро покатился, а через несколько секунд плавно и красиво поднялся в воздух, полетел в пролет между училищем и садом, а еще через несколько секунд, как подстреленная птица, рухнул налево, в сад.Публика замерла. Часть ея побежала к месту катастрофы.
Авиатор оказался совершенно невредим, даже не ушиблен, но аппарат потерпел серьезныя повреждения: сломан пропеллер, левое крыло и оба руля. Починка его потребует не менее двух дней.
Причина катастрофы заключается в малых размерах аэродрома».
Неудача не остановила Сергея Уточкина. Поэтому 22 июля в 6 часов вечера состоялся его повторный полет в Екатеринославе. Но на этот раз была выбрана новая площадка – в конце Полевой улицы (проспект Поля).
Тысячи екатеринославцев снова двинулись к месту полета. Авиатор добился успеха. Целых 6 минут длился полет. Толпа молодежи устроила летчику шумную овацию.
Газета «Южная Зоря» отмечала: «Грандиозное, величественное и невиданное зрелище». Сергей Уточкин получил сатисфакцию за первый неудавшийся полет.
25 и 26 июля состоялись новые полеты Сергея Уточкина на двух аэропланах на том же новом аэродроме, в конце Полевой улицы. Авиатор закрепил свой успех. После Екатеринослава он отправился в Ростов на Дону и Нижний Новгород.
Михаил Никифорович Ефимов (1881-1919) – первый дипломированный авиатор в Российской империи (вторым был как раз Сергей Уточкин). Он родился в Смоленской губернии, с 10 лет жил в Одессе. Увлекся спортом еще в школе: сначала велоспорт, затем мотоспорт.
В 1909 году Ефимов произвел первый в Одессе полет на планере. В том же году он уехал во Францию для обучения на пилота. Спонсором выступил барон И. Ксидиас. Обучением Ефимова занимался лично Анри Фарман. Ефимов получил диплом аэроклуба Франции от 15 февраля 1910 года № 31.
21 марта 1910 года в Одессе на ипподроме Михаил Ефимов совершил первый полет в городе. Присутствовало 100 тысяч человек! Ефимов поднимался в воздух пять раз. Полеты были произведены на аэроплане «Фарман-IV».
Полеты Ефимова стали первыми публичными полетами на территории Российской империи. После приземления на голову Ефимова возложили венок с надписью: «Первому русскому авиатору».
Во время Первой Мировой войны Ефимов был призван на фронт и стал полным Георгиевским кавалером! В 1917 году примкнул к большевикам. В 1919 году, когда в Одессе высадился белогвардейский десант, Михаил Ефимов был расстрелян.
В нашем городе в 1912 году Ефимов также произвел несколько показательных полетов на моноплане «Блерио». 9 июня пилот стартовал с нижней террасы Потемкинского сада (ныне парк имени Т.Г. Шевченко). Здесь терраса была узкой и короткой для разбега. По обе стороны стояли телеграфные столбы. Поэтому многие очевидцы предрекали Ефимову неудачу.
Однако моноплан Ефимова поразительно легко оторвался от земли, высоко поднялся над Днепром. Сделав крутой поворот, он стал летать над садом под бурные аплодисменты зрителей. Полет Ефимова продолжался целых 20 минут! Вскоре моноплан опустился за городом.
3 июня 1914 года в Екатеринослав приехал выдающийся пилот-авиатор А.А. Васильев.
Александр Алексеевич Васильев (1882-1917) – один из первых авиаторов Российской империи. Прожил недолго, его жизнь прервала Первая Мировая война.
Родился в Тамбовской губернии. Окончил юридический факультет Казанского университета. Служил секретарем в судебной палате и однажды увидел полет аэроплана. Уехал во Францию учиться на пилота… Стал выпускником школы Блерио. Он получил 19 сентября 1910 года диплом пилота за номером 225. Был оставлен инструктором в школе, что было очень почетно.
Это была настоящая звезда авиации. Из Франции Васильев привез два самолета «Блерио», с которыми выступали во многих городах, от Варшавы до Тифлиса (Тбилиси). Это была и реклама, и уникальная демонстрация полетов. 1 сентября 1910 года в Нижнем Новгороде Васильев установил всероссийский рекорд высоты – 1 тысяча метров.
Александр Васильев прославился в июле 1911 года как победитель соревнования на первый перелет из Петербурга в Москву. Перелет он совершил в целом за 24 часа 41 минуту, пробыл при этом в воздухе 9,5 часов.
С началом Первой Мировой войны Васильев пошел в добровольцы. 10 августа в районе Львова попал в плен. В конце декабря 1917 года прославленный авиатор умер в плену. Могила его неизвестна…
В Екатеринославе Васильев побывал летом 1914 года, как раз незадолго до начала войны. Газета «Русская правда» 11 июня 1914 года дала следующее объявление:
«Екатеринославский ипподром.В пятницу 13 июня, 1914 г.
Только один день.
Мертвыя петли
и высшая школа пилотажа. Знаменитаго авиатора
А. ВАСИЛЬЕВА
(победителя перелета СПБ – Москва)
на моноплане Моран-Сальньес мотор Гном 70 сил .
Полеты с пассажирами.
(Запись принимается в местах предварит.продажи).
Начало музыки в 6 час. веч. Начало полета в 7 час. веч.
Подробности в афишах».
Александр Васильев совершил целых пять полетов с местного ипподрома. Авиатор мастерски продемонстрировал «мертвые петли» Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа.
Неизгладимое впечатление оставил у екатеринославцев его пикирующий полет, когда с большой высоты аэроплан вдруг полетел вниз совершенно вертикально. И только уже перед самой землей внезапно выровнялся. Аэроплан приземлился возле ошеломленных зрителей.
Газеты подробно освещали полеты Васильева и даже поместили его большой портрет и интервью с ним, что было редкостью в ту эпоху.
Газета «Русская правда» 14 июня 1914 года описала полет Васильева:
«Часов около 7 вечера аэродром представляет собой красивое место, усеянное многочисленной публикой. В начале 8-го часа авиатор А.А. Васильев уселся в аэроплан, изящной и легкой конструкции и несколько раз пробовал мотор, оказавшийся в наивысшей исправности. Убедившись в исправности аэроплана, авиатор дал мотору полное движение и, махнув рукой, сделал небольшое разстояние по площади и потом плавно и свободно отделился от земли и стал подниматься все выше и выше, держа направление к городу. Сделав большой круг над аэродромом, обогнув трибуну, авиатор направил аппарат к западу и на высоте метров 400 стал делать мертвыя петли, держа минутами аппарат в стоячем положении, падаю то на левое, то на правое крыло. Сделав 3 мертвых петли, авиатор описал еще один круг и плавно, красивым спуском сел подле самых трибун.Гром аплодисментов встретил отважнаго авиатора».
***
Первые полеты авиаторов в Екатеринославе, их встречи под гром аплодисментов в начале XX века были не просто развлечением. Это были городские праздники, которые знаменовали собой наступление XX века, столетия технических новшеств и торжества спорта. А еще это были золотые дни буржуазного Екатеринослава, канувшего в лету с революцией 1917 года», - завершает Максим Кавун.