Известный украинский бизнесмен, инициатор целого ряда инновационных проектов, дал эксклюзивное интервью Городскому сайту.
В начале июня в бизнес-центре «Кудашевский» Илья Кенигштейн открыл первую в Днепре (и четвертую по счету всего) локацию сети бизнес-пространств Creative States.
Это – не просто офисы, а инновационное пространство, в котором можно не просто креативно работать, но и, не выходя неделями, полноценно жить.
Как ему удается в рекордно короткие сроки реализовывать свои проекты и есть ли перспектива у таких центров, когда полмира из-за карантина работает на удаленном доступе?
Почему он променял стабильный Израиль на неспокойную Украину и каким интересным проектом занимался во время Революции Достоинства?
Каким он видит Днепр и будущее нашего города? Как в развитии Днепра совместить историческое прошлое и инновации?
Как на развитие Днепра и Украины повлияет коронавирусная эпидемия?
Об этом и многом другом Илья Кенигштейн рассказал в интервью Городскому сайту.
- Я родился в Советском Союзе, а рос и строил самостоятельную жизнь в Израиле. Там окончил вуз и реализовал несколько успешных проектов как Sales Manager. В 2007 году я вернулся в Украину по рабочему предложению. Занимался развитием медиа-холдинга, информационно-развлекательного портала и создал маркетплейс для малого бизнеса — Pokupon.
- Каковы ваши дальнейшие планы? Что в них связано с Днепром?
- Для поколения 70-х, к которому я отношусь, поиск жизненных ориентиров очень важен. К сорока годам я осознал, что обожаю свое дело. Мы с командой рвем в клочья унылую офисную реальность, превращаем работу в удовольствие, а офисы — в теплые, полные энергии места силы. Даже в такие непростые времена, здесь хочется творить и наслаждаться жизнью. Я строю Креативные Штаты, ведь именно креатива сегодня так не хватает во всех сферах нашей жизни.
- Меня вдохновило комьюнити небольшого киевского коворкинга «Часопис» — работал там одно время. Меня окружали мотивированные люди. Я понял, насколько круто находиться в пространстве, где регулярно знакомишься с интересными людьми, ведешь с ними дела или общаешься о чем-то отдаленном за кофе. Возможности, стратегия и достижения — все это можно дать человеку в одном месте.
Я загорелся идеей социального проекта. Почему Львов? В 2013 году я был там советником мэра по вопросам инноваций и инвестиций. Местным властям понравилась задумка создать на месте старого трамвайного депо коворкинг для стартапов и ивентов. Но вскоре проект спустили на тормоза. А уже совсем скоро я открыл офисное пространство в Киеве — так и появился «Креативный квартал».
- Но в итоге, слышал, этот проект у вас украли?
- Мой партнер в рамках проекта оказался мошенником. Осенью 2018-го он просто украл компанию. Я оказался за бортом проекта и лишился операционного дохода. Но именно сложности подталкивают к смелым решениям. Через полгода открылась первая локация Creative States в бизнес-центре Senator, в конце июня 2019 — вторая в БЦ Gulliver.
- Свой вклад в события 2014 года вы внесли внедрением в Украине стандарта связи 3G. Это был больше деловой или личностный успех?
- Скорее, личностный. Эту победу я посвятил дочке Оливии. Несмотря на тяжелое время — войну и кризис — нам вместе с единомышленниками удалось запустить социальный проект по развитию качественной мобильной связи 3G стандарта. Чтобы получить лицензию на услугу, пришлось потратить немало времени и сил. Сегодня она доступна всем.
- Слышал, что идея Creative State of Dnipro родилась во время вашего участия в фестивале блогеров. Так ли это? Что дал опыт участия в блогерском форуме? Почему вслед за Киевом вами для развития идеи был выбран именно наш город? Почему для реализации проекта был выбран этот комплекс?
- Мероприятие посетил ради интереса. Погуляв по городу, убедился, что Днепру не хватает функционального офисного пространства. К тому же, Днепр довольно прозрачный в ведении бизнеса. По расстоянию из столицы до Днепра — рукой подать, но для Днепра Киев кажется недосягаемым. Советское прошлое надолго оставляет партийный приоритет столицы над другими городами. С этими пережитками нужно бороться, развивая локальную инфраструктуру, поддерживая здешние умы. Днепр — крупный IT-кластер, один из самых ярких городов Украины. Отсюда вышли сотни успешных предпринимателей. Мировые корпорации открывают здесь хэд-офисы. Пора сделать Днепр центром украинского ритейла и fintech (финансовых технологий).
- Почему для дизайнерского решения этого центра был выбран «бостонский стиль»?
- Каждая локация Creative State посвящена определенному городу. В Киеве на территории трех пространств мы воссоздали дух Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Нового Орлеана. Офисы, бизнес-сьюты, лаунж-зоны, кухня и бар выполнены в индивидуальном стиле с сохранением единого характера сети Creative States. В Днепре люди умеют зарабатывать деньги. В этом смысле город напоминает Бостон — американскую столицу финансов. Эта идея стала ключевой в концепции интерьера новой локации.
- «Дизайн создаёт культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее» (Роберт Л. Петерс, канадский промышленный дизайнер), - отмечено на вашей странице в Фейсбуке. Насколько дизайнерские решения Creative State of Dnipro определяют его комфортность и инновационность?
- Сдержанные линии конструкций, спокойная цветовая палитра, эффектность декора — все это о дизайне New England. Несмотря на обилие тканей и материалов, мебель гармонично сочетается с другими элементами интерьера. Дизайнерские решения полностью определяют комфортность и инновационность пространства.
- Многие приезжие отмечают контрасты Днепра, в котором разваливающиеся на глазах дореволюционные здания соседствуют с новыми «коробками» из стекла и бетона. Как, на ваш взгляд, в развитии современного Днепра и других украинских городов можно совместить старое и новое? Как добиться гармонии с точки зрения урбанистики?
- Любой современный дизайн может как подарить зданию новую жизнь, так и разрушить его. В этом плане важно не переборщить, не слепо реставрировать помещение, а прочувствовать атмосферу исторического места.
Так мы поступили во время создания Creative State of Arsenal в Киеве. Полуразрушенный безжизненный ангар в центре города раньше ассоциировался с войной и разрухой. Мы оживили его, сохранили архитектуру и правильно настроили инженерные сети для взаимодействия десятков коллективов. Теперь это комфортное место для работы и отдыха с фудкортом, парковкой и сквером для прогулок или деловых встреч.
Это же касается пространства в Днепре.
- Creative State of Dnipro, по сути, является круглосуточным «офисным домом» - в нем предусмотрены центры питания и душевые, зоны для досуга детей, запланированы спальные капсулы. Вы предлагаете офисным труженикам вообще не покидать это пространство?
- Мы создали отдельный мини-город с природным ландшафтом во дворе и полностью оборудованной инфраструктурой бизнес-центра. «Кудашевский» — по стилю достаточно консервативное место. Но, например, в части пространства Creative State of Dnipro — полноценный стеклянный потолок. Для такой постройки это неожиданное решение. Просторные кабинеты и солнечный свет — важная составляющая наших локаций. Это не просто дизайнерский ход, а залог продуктивной работы.
- В чем отличительные черты такого офисного пространства? Чего нет в других подобных центрах? Ведь офисные и бизнес-центры в последние годы в Днепре строят очень активно…
- Офисная инфраструктура днепровской локации продолжает традиции киевских. Резидентам доступно более 90 офисных помещений клубного типа и hot-desk зона с нефиксированными рабочими местами. Для проведения встреч есть 22 митинг-рума, оборудованных необходимой техникой. Среди них — десять скайп-комнат с качественной шумоизоляцией. Дети резидентов и гостей не соскучатся в комнате с LEGO. Комфорт и домашнюю атмосферу поддерживают санузлы с душевыми и просторная кухня с холодильниками, микроволновкой и всем необходимым для приготовления обеда. На месте всегда помогут наши комьюнити-менеджеры.
На всей территории работает высокоскоростной и безопасный интернет на системе Cisco Meraki. Также клиентам доступен охраняемый паркинг, внутренний двор с фуд-кортом и спортивный клуб, расположенный в бизнес-центре.
- Как повлиял карантин на востребованность таких центров? Не секрет, что многие компании и офисы перешли на работу на удаленном доступе, и многие не планируют возвращаться к прежнему формату…
- Наши локации работали даже во время строгого карантина. Мы советовали гостям придерживаться требований правительства и работать дома. Хотя несколько человек исправно приходили в свои офисы. Остальным мы помогли перевезти домой недостающую офисную мебель и технику. Некоторые даже заказывали полюбившиеся обеды от шеф-повара Creative States.
В разгар COVID-19 мы разработали стандарты безопасности для резидентов и гостей. В частности, проводим ежедневный температурный скрининг на входе, выдаем защитные маски и антисептики, усилили дезинфекцию рабочих мест, санузлов и зон общего пользования.
- В эпоху коронавирусного кризиса все стремятся экономить. В чем вы идете навстречу этим объективным потребностям?
- Да, из-за кризиса компании стараются оптимизировать расходы, в том числе на аренду офисов. Люди готовы платить, но не просто за стены, а за полноценный сервис. Клиентское сопровождение — это не только бесплатный Wi-Fi на этаже и кофе от арендодателя. Речь идет об удовлетворении самых разнообразных потребностей бизнеса. Нашим резидентам мы предлагаем дополнительные услуги в виде бухгалтерской консультации для предпринимателей, рекрутинг, консьерж-сервис, закупку оборудования и другое.
Аренда офисов в Creative State of Dnipro дешевле, чем в Киеве. Место в зоне hot-desk обойдется в $150, в персональном офисе — от $250. По Украине мы ввели роуминг между локациями. Днепровцы могут приезжать и работать на киевских площадках, а киевляне — на днепровских. Очень востребованная услуга. Зачастую работники крупных столичных компаний часто ездят к коллегам и партнерам в Днепр и наоборот.
- Действительно, IТ Dnipro Community первыми присоединились к нам. Основное ядро резидентов Creative States — международные и украинские IT-корпорации, стартапы, венчурные фонды и инновационные компании. Но уже и в Киеве, и в Днепре мы чувствуем интерес компаний из реального сектора экономики, а также диджитал-подразделений больших международных корпораций.
Помимо зрелого бизнеса, нами интересуются фрилансеры. Подобная офисная инфраструктура позволяет примкнуть к большому комьюнити. Это место для нетворкинга, партнерств и кооперации профессионалов различных отраслей. Поэтому мы ждем всех.
- Как повлиял карантин на востребованность таких центров? Не секрет, что многие компании и офисы перешли на работу на удаленном доступе, и многие не планируют возвращаться к прежнему формату…
- Прогнозирую, что после карантина глобальный бизнес не захочет возвращаться в традиционные офисы, чтобы не сталкиваться с ремонтом, коммунальными платежами и другой офисной рутиной. Поэтому для офисов в коворкинговых пространствах наступает новая эра.
С введением карантина от нас уехало около 10–12% резидентов. В июне мы вернулись к прежнему режиму. Никто не ожидал увидеть толпы людей. Все возвращаются постепенно. Мне кажется, навсегда перейти на дистанционную работу — слишком громкое и рискованное заявление. Настроить эффективное общение сотни людей на удаленке очень тяжело. Если честно, я сомневаюсь в продуктивности такой работы. Подобный формат подходит далеко не всем. Возможно, часть подразделений компаний или отдельные специалисты предпочтут работать на ремоуте. Периодически приезжать в офис все-таки придется. Как минимум, на стратегические сессии, отчеты или митапы.
- А как сейчас обстоит ситуация в сети ваших центров?
- На данный момент около 80% ранее работавших дома резидентов Creative States вернулись на локации.
- Как в ваших центрах соблюдаются меры карантинной безопасности?
- Мы заботимся о безопасности всех посетителей. На входе каждому измеряют температуру специальным бесконтактным девайсом. Гаджет разработала львовская компания EdPro. Прибор за 1,5 секунды показывает результат. Резидентам мы дарим брендированные защитные маски и антисептики. Непосредственно на локации напольные указатели напоминают людям о социальной дистанции в 1,5 метра. Таким образом избегаем скопления сотрудников в коридорах и зонах общего пользования.
- Насколько, на ваш взгляд, пандемия повлияет на экономическое развитие Украины и, в частности, Днепра?
- Под влиянием пандемии оказались все сегменты бизнеса. Экономика впервые так низко пала со времен Великой депрессии. Для мелких и крупных предпринимателей по всему миру карантин — это большие убытки. На полноценное восстановление уйдет не один месяц, а то и годы.
Пускай с ограничениями и строгими правилами, но в Украине оживают рынки, магазины, рестораны, салоны, бизнес-центры. Перед ними очередной вызов — щепетильное внимание людей к своему здоровью и гигиене. Это отражается на дальнейшей стратегии развития бизнеса, его операционной деятельности. Партнеры перестраивают отношения друг с другом, ведут антикризисное планирование на случай других катаклизмов.
- Подобная «реанимация» бизнеса, очевидно, требует немалых затрат?
- Поддержание безопасности и комфорта клиентов требует немалых расходов. Спасает IT-сфера с новыми решениями по управлению офисными пространствами. Благодаря разработкам внутренние процессы в удаленных командах удается автоматизировать, а в офисах — создать безопасную среду с помощью «умных» гаджетов. Мы все делаем для общего блага. Кризис сплотил нас. Бизнес стал ближе к людям, и они с пониманием относятся к нашим трудностям.
- Какими должны стать офисные центры будущего? Что ждет рынок офисной недвижимости в перспективе?
- Бизнес уже понял: долгосрочная аренда традиционных офисов — не их путь. В условии нестабильной экономики и сокращении бюджетов сложно спланировать, где ты окажешься через полгода.
Подошла к концу эпоха корпоративных офисов и помещений «под отделку». Владельцам коммерческой недвижимости стоит сосредоточиться на развитии «гибких» офисов. Новые предложения должны решать потребности компаний. Сначала нужно заслужить лояльность потребителей, а уже потом — вернуть и приумножить капитал. Безопасность, комфорт, инновационность — тренд последующих нескольких лет.
Спрос на готовые решения в коворкинговых пространствах сейчас только укрепится. Тенденцию стоит взять на вооружение управленцам бизнес-центров. Недвижимость, как любая индустрия, должна быстро адаптироваться и реагировать на изменения. Иначе проекту не выжить, каким бы креативным он ни был.
- А как период карантина пережила ваша команда?
- Для команды Creative States период карантина был сложным и вдохновляющим одновременно. Во время всемирной пандемии мы запустили две новые локации — Creative State of Arsenal в Киеве на территории завода «Арсенал» и Creative State of Dnipro на третьем этаже БЦ «Кудашевский», в деловом центре Днепра. Всего мы управляем 12 000 м² площадей — это более двух тысяч рабочих мест различных форматов. Сейчас Creative States лидирует в сегменте бизнес-коворкингов в Украине.
- На какие идеи собираетесь сделать ставку в ближайшей перспективе?
- Мы проанализировали ситуацию на рынке, выбрали наиболее актуальные потребности арендаторов и разработали под них несколько новинок. Например, офис на день — удобный формат для удаленной работы с периодическими собраниями команды. Выбираете кабинет, бронируете день и время, когда планируете поработать у нас — и все готово. Вариант особенно актуален, пока не наладится эпидемиологическая обстановка. В некоторых корпорациях есть процессы, которые невозможно наладить дистанционно.
Другое направление — квази-офисные решения, которые предполагают использование одного пропуска для двоих сотрудников по разным дням недели. Так, команда из 20 человек полноценно пользуется офисом и платит за него как за 10-х сотрудников. Предлагая полный пакет услуг в таком формате, арендодатель сохраняет клиентов и прибыль. Люди же получают необходимый сервис и не переплачивают за офис для большого коллектива.
Фото - Creative State of Dnipro