На прошлой неделе Кабмин принял постановление, предусматривающее обязательную маркировку всей реализующейся в Украине пищевой продукции с содержанием генно-модифицированных организмов. Документ, обязывающей предприятия указывать на упаковке факт наличия в продукции генно-модифицированных организмов (ГМО), а также процентное соотношение этого ингредиента, вступит в силу с момента опубликования. По мнению главы Госпотребстандарта Ларисы Лосюк, необходимость введения этой нормы назрела давно. Украина все чаще становится объектом пристального внимания международных биотехнологических компаний, которые пытаются пристроить на нашем рынке свой товар. Использованием ГМО не брезгуют и отечественные производители, т. к. это значительно снижает себестоимость продукции.
Аналитик компании ААА Мария Колесник считает новации полезными для потребителей, поскольку они дают им право выбора — покупать такую продукцию или нет. По ее данным, генно-модифицированные субстанции содержат не менее трети всех пищевых товаров, представленных в украинской рознице. В первую очередь это колбасные изделия, йогурты, сладости и пр., в составе которых есть соя или крахмал. «Сейчас продавцы подобной продукции могут продавать ее по той же цене, что и их более щепетильные в выборе ингредиентов конкуренты. Но как только на упаковке появится уведомление о наличии ГМО, они если и не потеряют в продажах, то по меньшей мере вынуждены будут снизить цены», — считает г-жа Колесник.
Изготовители же, наоборот, уверяют, что решение правительства спровоцирует удорожание всех без исключения пищевых товаров. Как поясняет директор Лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов, наши чиновники «забыли» обязать информировать о наличии ГМО и поставщиков сырья. «Сейчас предприятия зачастую просто не знают, есть ли генно-модифицированные организмы в сырье, из которого они производят свою продукцию. А значит, должны будут отправлять на экспертизу каждую партию товара. Затраты же переложат на потребителя», — поясняет г-н Кузнецов. По словам директора по производству кондитерской компании «АВК» Олега Гаряжи, выявление ГМО в пищевом продукте в настоящее время является достаточно сложной и затратной процедурой. Проведение такого анализа стоит порядка 350–800 грн. за один образец. А их для полноты картины нужно проверить десятки, а то и сотни.
Кроме того, на сегодняшний день подобные экспертизы делают всего в нескольких отечественных исследовательских центрах — «Укрметртестстандарте», «Винницастандартметрологии» (подконтрольны Госпотребстандарту), три лаборатории имеют МОЗ и Министерство агропромышленной политики. Этого явно не достаточно для того, чтобы наладить исследования на ГМО всего продающегося в стране товара. В Госпотребстандарте настаивают, чтобы такие лаборатории были созданы за государственные средства на базе принадлежащих ведомству территориальных исследовательских центров. Но если учесть, что в нынешнем году данной структуре не выделили из бюджета денег даже на элементарные потребительские экспертизы, а на создание одной лаборатории по выявлению ГМО нужно 12–15 млн грн., этот вопрос остается открытым. «Дооборудовать же собственные производственные лаборатории, чтобы выявлять генно-модифицированные организмы своими силами, в состоянии далеко не все производители», — подытоживает Олег Гаряжа.
Эффективность нововведения может свести на нет и отсутствие санкций за несоблюдение новых требований. Поэтому в обозримом будущем маркировка будет оставаться не более чем способом изготовителей привлечь дополнительных покупателей, указав, что ГМО в их продукции нет. Этим маркетинговым ходом уже вовсю пользуются некоторые крупные предприятия (к примеру, «Конти», Мироновский хлебопродукт и пр.).
Текст: Людмила Ксенз