Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
07.04.2020

Владислав Борисенко: «Во время карантина в бизнесе важны понимание и взаимная поддержка»

Владислав Борисенко: «Во время карантина в бизнесе важны понимание и взаимная поддержка»

В сложное время, которое мы с вами сейчас переживаем, важно опираться на мнение и знания профессионалов. Мы пообщались с успешным юристом и узнали ценные рекомендации для предпринимателей, будущих специалистов этой отрасли и рядовых граждан.

- Владислав, расскажите, как долго Вы в юриспруденции? Почему выбрали именно эту профессию?

- В юриспруденции я уже около 15 лет. Причем юридическое образование я получал параллельно с политологическим. Политология мне также была интересна, но это в большей степени теоретическая дисциплина, если, конечно, не считать избирательных технологий. Юридическая практика имеет более прикладной характер. Кроме того, в юриспруденции очень важно иметь хорошо развитое логическое мышление, а это всегда было моим «коньком». Поэтому выбор был для меня очевиден.

- На каких направлениях в юриспруденции Вы специализируетесь?

- Примерно 95% наших клиентов – это бизнес. Мы специализируемся на хозяйственных, налоговых, корпоративных спорах, операциях с недвижимостью и делах категории white - collar crime , то есть на защите бизнеса в уголовных производствах. Причем, у каждого из наших юристов есть свое направление, в котором он работает как минимум несколько лет. Меня очень печалит, когда я вижу на столбах объявления «Услуги адвоката», с перечислением всех существующих в природе категорий дел, в которых такой адвокат якобы может помочь. К сожалению, обычно это ложь. Законодательство настолько обширно, а судебная практика так быстро меняется, что без четкой специализации настоящим профессионалом стать практически невозможно. Но и с выбором специализации молодым юристам спешить не нужно. По моему мнению, на старте карьеры наоборот полезно поработать в разных отраслях права и выбрать ту, к которой лежит душа.

- В чем разница и специфика работы между этими категориями – бизнес и физлица?

- Наша компания работает, в первую очередь, с юридическими лицами. Но у меня как у адвоката, конечно, есть и опыт работы с физическими лицами. Разница между этими двумя категориями клиентов очень существенна. Во-первых, это совершенно разные финансовые и организационные модели работы для юридической фирмы, и совмещать их в рамках одной структуры может быть нецелесообразно. Кроме того, дела с участием физических лиц обычно предполагают большую эмоциональную вовлеченность. Особенно это проявляется в семейных спорах. Здесь адвокату часто приходится выступать еще и в роли психотерапевта, а для этого нужен определенный склад характера и психологический ресурс, который есть не у всех. И важно знать, что этот ресурс тоже не бесконечен. Работа в таких делах многих адвокатов со временем приводит к профессиональному выгоранию. Лично у меня лучше получается работать именно с бизнесом.

- Когда Вы создавали компанию Borysenko & Partners, сразу появилось видение, какой она будет? Какие принципы и ценности закладывали?

- Лично я всегда придерживался системного подхода, как в части организации бизнес-процессов, так и в части позиционирования на рынке. Мы выбрали путь развиваться как системная юридическая компания и предоставлять клиенту ценность. То есть, мы стремимся не продать юридические услуги, а помочь в том вопросе, с которым к нам обратились. Результативность – это одна из основных ценностей в нашей работе. Мы в первую очередь исходим из того, сможет ли клиент получить тот результат, который ему необходим. Но нужно понимать, что юриспруденция – это не математика. Здесь 2+2 не всегда равняется четырем. Ведь толкованием и практическим применением законов занимаются не машины, а живые люди, и очень многие законодательные нормы могут быть истолкованы двояко. Кроме того, к сожалению, факторы коррупции и кумовства по-прежнему существуют. Так же это риск непредвиденных обстоятельств, как в случае с коронавирусом. Но опыт позволяет нам достаточно точно прогнозировать тот или иной исход по делу или проекту, разрабатывать стратегию, в том числе с учетом возможных действий процессуальных оппонентов за пределами правового поля.


- Можете ли привести пример из своей практики, когда Вам удавалось защитить своего клиента, когда в это мало кто верил?

- Да, таких случаев достаточно много. Например, чуть больше месяца назад в судебном порядке удалось отменить приказ Государственной фискальной службы о назначении плановой налоговой проверки. Юристы, которые специализируются на налоговом праве, знают, что это сделать очень сложно. Также в практике были «безнадежные» корпоративные споры, где в рамках одного спора в разных судах рассматривалось больше десятка связанных между собой дел, и все ключевые дела были выиграны, что в итоге привело к общей победе. В качестве примера можно привести и несколько уголовных дел, когда, благодаря профессиональной юридической работе и стойкости клиента, последний не поддался на вымогательство неправомерной выгоды со стороны сотрудников правоохранительных органов, и в итоге уголовное производство в отношении предприятий клиента было закрыто «на общих основаниях».

- В связи с общенациональным карантином, какие актуальные запросы от клиентов к вам поступают чаще всего?

- Наиболее актуальные вопросы сейчас связаны с арендной платой, платежами по кредитным договорам, юридическим оформлением остановки производства и трудовых отношений в условиях карантина.

- Для многих предпринимателей в режиме карантина бизнес несет убытки, срываются сделки, договора. Как бизнесменам минимизировать потери? Что Вы можете порекомендовать?

- Да, карантин очень сильно ударил по бизнесу, и это уже видно. Многие предприятия вынуждены сокращать или останавливать производство, заморожено большинство крупных проектов. В текущей ситуации как юрист и бизнесмен я могу порекомендовать одно – думать о будущем и договариваться, искать компромиссы. Сейчас то время, когда очень легко потерять партнеров, с которыми годами формировались отношения. Здесь очень важно осознание того, что мы все «в одной лодке», и карантин рано или поздно закончится. Нужно внимательно читать условия договоров и нормативно-правовые акты, которые сейчас принимаются. При необходимости обращаться к юристам, но я бы не рекомендовал действовать исключительно «с позиции силы». Например, применение тех же форс-мажорных обстоятельств – это палка о двух концах, поскольку одной из сторон они дают возможность отсрочить оплату, а другой – расторгнуть договор в ответ. Поэтому я советую взвешивать все возможные варианты до того, как начать действовать. Необходимо говорить с партнерами, банками и сотрудниками, и искать оптимальные решения.

- Очень актуальный сейчас вопрос для многих бизнесов аренды помещений. Сотрудники на карантине, а офис пустует. Как быть с арендной платой? И как вообще официальное введение чрезвычайной ситуации можно использовать для защиты своих ресурсов?

- Важно понимать, что объявленный в стране режим чрезвычайной ситуации не создаёт правовых последствий для работы частных компаний. В то же время, карантин, введённый Кабмином, с недавних пор включён в перечень форс-мажорных обстоятельств, которые делают невозможным исполнение предусмотренных договором обязательств. Сертификаты о действии таких обстоятельств выдаёт Торгово-промышленная палата Украины по заявлению стороны договора. Но форс-мажор освобождает от ответственности за ненадлежащее выполнение обязательств - то есть от уплаты штрафов или пени за просрочку, а не от арендной платы. Вместе с тем, части 4, 6-я статьи 762 Гражданского кодекса Украины определяют право нанимателя требовать уменьшения арендной платы или освобождения от ее уплаты, если из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, возможность использования имущества существенно уменьшилась или такое использование стало невозможным. Эти нормы были в Гражданском кодексе Украины всегда, и именно на них мы советовали нашим клиентам ссылаться во время переговоров с арендодателями. Кстати, 2 апреля вступил в силу Закон Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19). Проект этого закона содержал норму о том, что в случае установления карантина, для нанимателя, который подвергается ограничениям в возможности использовать имущество по назначению, размер платы за пользование недвижимым имуществом не может быть выше суммарного объёма затрат на содержание такого имущества - например стоимости коммунальных услуг и сумм налога на недвижимость. Но принятая редакция содержит лишь отсылку к части 6 статьи 762 Гражданского кодекса Украины и предусматривает, что арендатор может быть освобождён от оплаты аренды в период эпидемии. Но так было и раньше. Таким образом, новый закон принципиально ничего не меняет.

- У Вас есть еще образовательный проект «Borysenko & Partners Legal School». Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Да, проект Borysenko & Partners Legal School проводится уже второй год. И он по-своему уникален, поскольку в Украине юридические школы в сопоставимом формате можно сосчитать на пальцах одной руки. В этом году, как и в прошлом, регистрация в проекте была закрыта досрочно в связи с большим интересом к нему и ограниченным количеством мест. Но карантин и здесь внес свои коррективы, и мы пока вынуждены перенести занятия на неопределенный срок. Не хочется проводить школу в режиме онлайн, поскольку это не заменит живого общения. Как пришла идея? Я долгое время с удовольствием работаю с молодыми юристами и вижу, что практически все они на старте совершают одни и те же ошибки. Университет дает базу, но практически не учит реальной юридической работе. Большинство молодых специалистов после окончания юридических факультетов банально не знают, как правильно подписать конверт и отправить письмо с претензией. А с этого и начинается работа юриста. Или, например, не имеют представления, как работать с проектом договора, потому что в вузах этому не учат. Образно говоря, в университетах студентам рассказывают, как выглядит автомобиль, как он устроен, но совершенно не показывают, как завести двигатель и поехать на нем так, чтобы сходу не попасть в аварию. В нашей школе мы как раз учим применять знания на практике и не допускать «детских» ошибок.

- Современный юрист, какой он? Как держать планку и всегда оставаться на высшем уровне?

- В наше время юристы сталкиваются с теми же вызовами, что и представители других профессий умственного труда. Сейчас уже нет проблемы дефицита информации, которая была еще 20 лет назад. Когда я начинал карьеру, одной из первых моих задач в качестве помощника юриста была «актуализация кодексов», то есть буквальное вклеивание в кодексы новых редакций статей. А чтобы получить доступ к решениям судов по определенному вопросу, нужно было покупать сборники судебной практики или идти в библиотеку. Сегодня такой проблемы не существует, поскольку всю необходимую для работы информацию можно получить в интернете. Но появилась другая проблема – постоянные изменения в законодательстве, а также в позициях судов по одним и тем же вопросам. В нашей практике уже неоднократно были случаи, когда на стадии согласования проекта с клиентом мы исходили из определенных положений нормативных актов, а когда приступали к его реализации, они менялись на совершенно неприемлемые. Таковы современные реалии. И для того, чтобы просто оставаться на уровне, необходимо всю жизнь учиться и отслеживать все изменения. Это можно делать как самостоятельно, так и посещая различные тренинги, семинары, участвуя в вебинарах. Сейчас их проводится достаточное количество. Ну и, конечно, не забывать о своей специализации и совершенствоваться в первую очередь в этих вопросах.

- Какой Ваш личный рецепт сохранять тонус и душевное равновесие в нынешних реалиях? Как не поддастся всеобщей панике?

- Мы живем в сложное время. Несколько экономических кризисов, война, теперь карантин. Мне кажется, самое главное – это принять то обстоятельство, что мир постоянно меняется и ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. В таких ситуациях я стараюсь придерживаться советов Стивена Кови. Он разделяет весь окружающий мир на «круг забот» и «круг влияния». Круг забот - это весь тот информационный шум, который нас окружает. Круг влияния находится внутри круга забот, и он значительно меньше. Это те обстоятельства, которые мы реально можем изменить. Например, никто из нас не может самостоятельно остановить распространение коронавируса, но каждый может ограничить свои контакты, регулярно мыть руки и носить маску в общественных местах. Так можно минимизировать риск заражения для себя лично, и тем самым уменьшить распространение пандемии. И это находится в нашем круге влияния. Есть известная молитва «Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Не могу похвастаться, что всегда получается, но этому правилу я стараюсь следовать в сложных ситуациях.



Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності