В истории нашего города – около 20 исчезнувших фонтанов-«призраков».
В последние 20 лет тема фонтанов для Днепра является модной и актуальной. Начиная с 2002 года, каждую осень ко Дню города у нас открывался новый фонтан, и только в последние два года по понятным причинам эта традиция была нарушена. Хотя городского голову за его любовь к этим гидротехническим сооружениям и называли любя «Иван Фонтаныч» (на что он, впрочем, ничуть не обижался), спустя годы стоит только поблагодарить Куличенко за эту прекрасную традицию. Многие уголки Днепропетровска благодаря обустройству в них фонтанов стали по-новому прекрасны.
Но сегодня уже мало кто помнит и знает о том, что и в прежние времена в Днепропетровске было много интересных и необычных фонтанов, со временем исчезнувших с карты города. Конечно, в истории нашего города фонтаны не играли такой знаковой роли, как, например, в Петербурге или Риме. Но они вносили в облик Екатеринослава и Днепропетровска свой неповторимый, европейский шарм. А потом в силу разных причин – исчезли. Всего в истории нашего города – около 20 таких исчезнувших фонтанов-«призраков».
В 2015 году Городскому сайту об истории этих исчезнувших элементов благоустройства и украшения города рассказывал наш давний друг, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.
А сейчас своими исследованиями этой темы с журналистом Городского сайта поделился еще один наш помощник, Александр Георгиевич Карпов. Городской сайт уже писал о его увлечении старинными часами и утюгами, коллекционировании фотографий старых люков города и старинных елочных украшений.
А сейчас этот исследователь истории нашего города воссоздает фотолетопись исчезнувших фонтанов Днепропетровска-Днепра.
На своей странице в Фейсбуке Александр Карпов собрал и представил прекрасную коллекцию редких фотографий, которые запечатлели давно исчезнувшие фонтаны нашего города. Эти фотографии и информация о фонтанах составили отдельный цикл «Город, который бесследно стирает свое прошлое. Утраченные фонтаны».
Своими исследованиями Александр Карпов любезно поделился с Городским сайтом. А Максим Кавун напомнил историю этих исчезнувших объектов.
Только в конце XIX века, с наступлением эпохи «индустриального бума», стремительно развивавшийся Екатеринослав обзавелся стационарными фонтанами. Они украсили площадь перед железнодорожным вокзалом (открытым в 1884 г.), и несколько зеленых массивов: Английский сад (ныне не существует, пространство с тыльной части Дома офицеров и театра им. Шевченко); Городской сад (восточная часть парка Глобы). Фонтаны «золотого века» Екатеринослава строились по единой классической типологической модели: круглый бассейн, посередине – изящная композиция из одной или двух чаш, как правило, из мрамора. Фонтаны также могли украшать скульптурные композиции».
Еще в дореволюционные годы в Екатеринославе было создано несколько фонтанов: на площади перед центральным железнодорожным вокзалом, в Городском саду (современном парке Глобы – на том месте, где сейчас ставят елку), и Техническом саду (парк Глобы, в районе памятника Чкалову), в саду Английского клуба, на главном проспекте. Практически все эти фонтаны после революции постепенно были разрушены…
О предмете своих исследований Александр Георгиевич говорит следующее:
- Фонтаны с древних времен являлись украшением городов. «Фонтан (от лат. fontana в значении «источник», «родник», «ключ»)- природное или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону». В последние лет 15 за нашим городом закрепилось неофициальное название «Город фонтанов». Но на самом деле в истории нашего города фонтаны играли существенную эстетическую роль еще десятилетия назад. Фонтан издавна является одним из основных атрибутов регулярных парков, «якорным» элементом садово-парковый архитектуры, популярной и неотъемлемой композицией городского пейзажа, свидетелем истории, культурным артефактом. Украшает парки и площади, радует глаз, навевает воспоминания, доставляет эстетическое удовольствие. Уничтожить фонтаны легче, чем содержать. Что, собственно говоря, с ним и делают… Мне хотелось в собранных из разных источников старых фотографиях напомнить историю исчезнувших фонтанов нашего города.
И это Александру Георгиевичу вполне удалось.
- «Самсон» был установлен в первой половине 1950-х годов в центре восточной части озера в парке имени Чкалова (ныне Глобы), - напоминает Максим Кавун. - Наш фонтан был вариацией знаменитого фонтана «Самсон, разрывающий пасть льва», центра грандиозного ансамбля Большого Каскада в Петергофе, пригороде Петербурга. Статуя Самсона украшала парк Чкалова несколько десятилетий. Она стала чуть ли не главной достопримечательностью парка, обязательно изображалась на открытках и в путеводителях 1950–1970-х гг. (одно из последних фото – в путеводителе по Днепропетровску 1974 г.). Затем скульптура и фонтан исчезли… Безусловно, город и парк потерял в лице «Самсона» едва ли не главный городской фонтан и одну из самых ярких достопримечательностей. В начале 2000-х годов рядом появились фонтаны и скульптура «Маленький принц». Но точка в центре озера, где стоял «Самсон», остается свободной.
О его истории Максим Кавун рассказывает следующее:
«В пятидесятые годы XX века город обзавелся еще одним выдающимся фонтаном – перед Дворцом культуры студентов в парке имени Шевченко. Сам ДК открыли в 1952 г. в реконструированном здании Потемкинского дворца. Тогда же перед главным фасадом соорудили грандиозный фонтан: в прямоугольном бассейне возвышалась сложная многоярусная вычурная композиция, которую украшали по две фигуры студента и студентки. Высоко вздымалась струя воды.
Этот фонтан украшал парк около двадцати лет. Его хорошо помнят все, кому в те годы было по двадцать-тридцать лет. Его изображения также помещались на открытках и выпускных альбомах. Если бы этот фонтан сохранился, он, наверное, был бы очень популярен среди студентов и туда бы бросали монетки перед сессией и после выпуска… В 1993 г. засыпали даже бассейн. Несколько лет назад посреди газона установили металлическую композицию с названием вузов, однако до популярности исчезнувшего фонтана ей, конечно, далеко».
«Этот фонтан появился в 1950-х годах в процессе озеленения территории площади. Восьмигранный бассейн украшала ваза, вокруг основания которой и «гнездились» лебеди, - рассказывает Максим Кавун. - Такой тип фонтанов также устанавливали во многих городах СССР. Например, в Каменце-Подольском такой фонтан сохранился до нашего времени, он был восстановлен и торжественно открыт в августе 2011 г. к празднику Дня Независимости.
Иная судьба постигла «наших» лебедей. Все девяностые годы фонтан уже не работал. Фигуры птиц обламывали по частям, пока не остались одни туловища. В начале 2000-х годов их попросту сбили, оставив одну вазу, затем и чаша над вазой куда-то исчезла. Бассейн засыпали, превратив фонтан в клумбу. Последний «штрих» добавили в 2010 г., когда на вазу водрузили небольшое завершение, которое маскировало штырь от крепления вазы».
Фонтан с детскими фигурами в советское время украшал парк Чкалова (сейчас – Глобы). Он был установлен на месте фонтана, существовавшего здесь до революции – сейчас на этом месте ставят новогоднюю елку.
А вот фонтаны с грациями украшали главный проспект и парк Шевченко.
«Несколько фонтанов нашего города, появившихся во времена «сталинского ампира» 1950-х годов, украшали фигуры женщин спортивного телосложения, - рассказывает Максим Кавун. - Эти фигуры можно назвать советским вариантом античной композиции «Три грации». С той лишь разницей, что «наши» женщины не могли быть совершенно раздеты, поэтому их «одели» в спортивную форму.
Один из таких фонтанов с 1950-х годов украшал территорию перед домом № 79 на проспекте Карла Маркса. Фонтан служил центром обширного сквера, отделенного от проспекта изящной оградой. Все эти элементы были разрушены еще в 1970-е годы. Новый, более простой по композиции фонтан, сменивший «Трех граций», тоже долго не протянул. В 2002 г. на этом месте открыли памятник Александру Полю.
Другие «Советские грации» украшали парк имени Шевченко в его восточной части. Здесь располагался оригинальный фонтан: три фигуры женщин тянулись ввысь, держа некое подобие земного шара. К сожалению, и этот объект давным-давно не существует».
Многие горожане помнят фонтан возле ЦУМа – на его месте сейчас карусель.
Два небольших фонтана располагались на аллее напротив дома №55 – в районе легендарного «градусника».
А еще два были расположены в районе отеля «Украина».
О них Максим Кавун рассказывает следующее:
«Один фонтанный комплекс, доставшийся в наследство от старого Екатеринослава, просуществовал достаточно долго. Два небольших фонтана можно видеть на фотографиях начала XX в. на бульваре Екатерининского (Яворницкого) проспекта между улицами Александровской (Сечевых стрельцов) и Казанской (Грушевского). Фонтаны в центре круглых бассейнов представляли собой чаши, украшенные фигурами птиц. На этом участке бульвара деревьев не было, а был спланирован небольшой регулярный сквер.
В советскую эпоху это место тоже не стали засаживать. На довоенных фото 1930-х годов видны и фонтаны, но скульптуры на них уже исчезли. В 1976 г. рядом был поставлен памятный еще многим «Градусник», доживший до 2010 г. В 1980-е годы здесь еще сохранялись два миниатюрных бассейна, которые украшали изящные фонтаны в виде статуй мальчиков-амуров, державших в одной руке сосуд, из которого и лилась вода. Возможно, это были переделанные те самые екатеринославские фонтаны. Дату появления «Амуров», к сожалению, назвать сложно, но они явно не вписывались в канон соцреализма. Это был чудесный элемент городской среды. Однако в 1995 г. по чьему-то решению, Амуры были за одну ночь убраны, а бассейны засыпаны.
Два других одинаковых фонтана, декорированных скульптурами детей, располагались… на проезжей части. Да, сейчас здесь находится перекресток проспекта Карла Маркса с улицей Московской, где поворачивает трамвай № 1. А в 1930-е годы здесь находились два фонтана: круглые бассейны с фигурками детей. Интересно, что на фото 1920-х годов по краям круглых бассейнов располагались вазы с цветами. Видимо, детские фигуры появились именно в тридцатые годы. После войны эти фонтаны уже не восстанавливали…
Еще один знаковый фонтанный объект советского Днепропетровска – фонтан между ЦУМом и гостиницей «Центральная». Уже давно нет ни фонтана, ни гостиницы… Фонтан появился тут в 1970-е годы, после реконструкции Центрального универмага. И, как многие другие фонтаны, совмещал эстетическую функцию с технологической, являясь частью системы кондиционирования здания.
Этот фонтан очень любили несколько поколений горожан. Парапет прямоугольного незатейливого бассейна с фонтаном всегда была заполнен людьми. Здесь предпочитали назначать встречи и просто отдыхать в летнюю жару. Именно этот фонтан навсегда вошел в кинематограф. В известной мелодраме 1985 г. «Выйти замуж за капитана», снимавшейся в Днепропетровске, на кромке бассейна фонтана происходит трехминутный разговор героев Веры Глаголевой и Виктора Проскурина.
Фонтан благополучно существовал и в девяностые годы, но в двухтысячные постепенно пришел в упадок. Весной 2008 г. снесли «Детский мир» и гостиницу «Центральная», и вместе с ними канул в лету знаменитый фонтан. На его месте в 2011 г. появилась французская карусель. Многие тысячи горожан до сих пор скучают по «Детскому миру» и фонтану».
Необычный фонтан с каменной горкой и скульптурной композицией был в самом центре парка. Сейчас на этом месте расположена сцена оперного театра.
А еще один фонтан размещался на том же месте, где сейчас – красивый фонтан «Муза». Необычность прежней конструкции в том, что ее украшал огромный каменный… слон! Из его хобота как раз и вырывалась струя воды.
Еще один необычный фонтан располагался в парке Живых и мертвых – бывший парк Калинина. Конструкцию венчала скульптура воина с мечом. И это было уместно – ведь парк стал местом массового захоронения и советских, и немецких погибших солдат.
При благоустройстве парка в 1970-х годах фонтан был полностью демонтирован.
Публикации Александра Карпова вызвали немало откликов в сети. Вот что, например, пишет уроженец нашего города, ныне живущий в канадском городе Торонто Александр Чор:
«Сохранение культурных памятников - одна из главных задач в воспитании национального самосознания любого народа. История, дошедшая до наших дней в виде архитектурных творений - самая наглядная часть этого благородного дела. Город, драматически пострадавший от разрушений во время второй мировой, как никакой другой, должен был стремиться сохранить те немногие культурные объекты, дошедшие до наших дней. Грустно сознавать, что эти, казавшиеся очевидными задачи, не нашли понимания у властей города за всю его послевоенную историю. Будучи живым свидетелем многих сооружений, представленных на этих снимках, я вижу, как большинство из них исчезли, были, что называется, стерты с лица земли. И бесконечное тиражирование новых градостроительных монстров ни в коей мере не передают то, что я называю духом города, его сутью.
Того города, который я знал и любил, давно нет. Еще в 2002, посетив Днепр единственный раз после 12 летнего отсутствия, я уехал с чувством, что это не мой город. Я не говорю, что не надо убирать трущобы и на их месте строить достойное жилище, а лишь о том, что необходимо сохранять то немногое, что придавало месту самобытность и узнаваемость на поколения вперед. Грустно сознавать, что культура и мышление власть предержащих не соответствовала задачам, которые считаются приоритетными во всех прогрессивных странах и городах (и что я наблюдаю повсеместно в Торонто) - делу сохранения истории родного города».
Хоть что-то интересное есть на сайте. Ответить | С цитатой