Журналист Городского сайта побывал в Днепровском локомотивном депо, где ежедневно отдыхают после долгого пути, проходят техобслуживание и ремонт десятки тепловозов и электровозов Приднепровском железной дороги.
…Ежедневно тысячи жителей Днепра отправляются по железной дороге в путь. Кто-то – к родным или на дачу. Другие – в командировки или путешествие.Но что мы знаем о той технике и тех людях, которые обеспечивают нам путешествие под перестук вагонных колес? Подавляющее большинство об этом имеет смутное представление…
Благодаря любезности директора регионального филиала «Приднепровская железная дорога» АО «Укрзализныця» Николая Сергеевича Кужавского, усилиям начальника Днепровского локомотивного депо Владимира Степановича Любки и руководителя пресс-службы ПЖД Ирины Григорьевны Козловой (за что им отдельное спасибо!) для журналиста Городского сайта организовали эксклюзивную экскурсию по Днепровскому локомотивному депо.
Днепровское депо - ровесник создания тогда еще Екатерининской железной дороги. Паровозные мастерские при станции Екатеринослав были организованы 18 мая 1884 года. Тогда это было совсем небольшое подразделение, на территории которого ремонтировались обслуживавшие дорогу паровозы. С той эпохи на территории депо сохранились (разумеется, в отреставрированном виде) ряд комплексов и зданий: веерная часть депо, здание бригадного дома, сварочного отделения, инструментального цеха.
Начальник депо Владимир Степанович Любка практически всю сознательную жизнь проработал на этом предприятии. Прошел путь от помощника машиниста до нынешней должности. Для него 6 гектаров территории депо – дом родной. В котором главное – люди. А работает их в депо больше тысячи человек. Вот с них он и начинает разговор.
В этом доме – 19 двух-трех-четырехместных комфортных и оборудованных всем необходимым номеров-комнат, где одновременно может отдохнуть 70 тружеников железной дороги. К их услугам – телевизор, современные душевая и санузел, гардероб. Отдельно – огромная комната отдыха с мягкими диванами, телевизором с широченным экраном, аквариумом. Отдельно – блок для приема пищи. Есть современная прачечная, комната с сушилкой.
Особенность всех комнат – очень плотные темные шторы на окнах.
- Созданы все условия для того, чтобы бригады могли отдохнуть и выспаться между поездками, - поясняет Алина Сергеевна. – Для этого – и плотные шторы, и мягкое освещение, и специально подобранные обои, и звукоизоляция комнат.Учитывая очень напряженный график работы, машинисты и их помощники имеют отпуск в 45 дней. Желающих – обеспечивают путевками в дома отдыха и санатории.
Как поясняет заведующая лабораторией Светлана Байкалова, в отделе нефтепродуктов тщательно исследуется каждая партия поставляемого на магистраль топлива. Бракуется очень небольшой процент. Здесь же исследуют и качество угля, который в осенне-зимний период предназначен для отопления пассажирских вагонов и используется в технологических процессах депо.
В аналитическом отделе тщательно проверяют поступающую на предприятие воду, металл, краску, другие компоненты.
Начальник депо Владимир Любка и его заместитель по ремонту локомотивов Михаил Мищенко раскрывают секреты обслуживания техники:
- Работа построена на планово-предупредительной системе ремонтов, которая начинается с ТО-1. Такой вид техобслуживания проходит каждый локомотив при его приемке и сдаче. Один раз в 48 часов для каждого локомотива проводится ТО-2 – машина попадает на «смотровую канаву», где ее углубленно осматривает бригада из 6-8 специалистов высокого разряда. Специалисты цеха делятся на три группы слесарей – мотористы, механики, аппаратчики.После пробега в 15 тысяч километров, примерно раз в месяц, каждый локомотив проходит ТО-3. Это еще более углубленное обследование длится около 12 часов, во время которых проводятся полный осмотр и ревизия всех узлов машины.
После пробега 25 тысяч км каждый локомотив ждет суточный отстой и проведение текущего ремонта ТР-1. Ремонт в объеме ТР-2 проводится после пробега уже около 200 тысяч км.
К этому стоит добавить внеплановые ремонты. Всего за год в этом цеху проводится более пяти сотен ремонтов разных видов, при которых производятся работы от замены колодок до регулировки самых сложных аппаратов и замены оборудования. Только талантливыми руками здешних специалистов техника и живет. Самые «молодые» электровозы, 15 чешских ЧС-7, поступили на ПЖД еще в 1996 году. Основу парка составляют машины с 35- 40 летним стажем, а есть и перешагнувшие полувековой возраст.
Вот, например, в депо из рейса прибыл один из самых старых электровозов предприятия – ЧС-2 выпуска 1958 года. В других странах он давно бы занял место в ретро-музее. У нас же, несмотря на почтенный возраст, бодро бегает на длинные дистанции.
Его машинист Сергей Беликов любезно пускает меня в кабину, дает возможность оценить приборы и оборудование середины прошлого века. Отмечает:
- Машина очень простая в эксплуатации – все легко и надежно!Эту надежность и легкость как раз и поддерживают умелые руки ремонтников.
- Ежедневно в работе – 30-35 пассажирских локомотивов и еще около 30 – маневровых, - поясняет Михаил Мищенко. – Много лет успешно проводим программу модернизации техники.Продлевают жизнь локомотивов не только запчасти, но и целые циклы сложных технологических операций. Например, одна из существенных проблем каждого локомотива – износ колесных пар. Работающий на этом предприятии с 1982 года токарь Владимир Волобуев наглядно демонстрирует мне, как с помощью специального станка продлевается жизнь колесных пар и оптимизируется эта очень трудоемкая работа.
Среди техники, которая ожидает выезда в рейс, замечаю и пару электровозов необычного розово-белого окраса. Как мне поясняют, 4 такие машины ЧС-7 были модернизированы ПЖД в 2004 году для организации скоростного движения на линии Днепропетровск-Киев. За характерный цвет их прозвали «розовый фламинго».
Здесь же расположены топливный склад, моечная машина и… большая песочница. Оказывается, на каждом локомотиве постоянно – около 3 тонн песка! Он всегда необходим для торможения и трогания с места – особенно в сырую или снежную погоду.
А вот и впечатляющее сооружение депо необычной формы – Веерная часть, к которой сходятся рельсы всех путей депо. Она так названа за характерно полукруглую форму в виде веера, в ней проводится техобслуживание и текущий ремонт тепловозов ЧМЭ-3. Сейчас депо использует около 30 таких машин. В течение года каждый из них один раз в 7-10 дней приходит в депо на ремонт и обеспечения топливом и водой.
В гараж локомотивы попадают по 12-му пути через специальный круг для подачи. Эта огромная конструкция была создана в 2005 году, и на ней установили огромный поворотный механизм, изготовленный Луганским тепловозостроительным заводом. К слову, это последний поворотный круг, выпущенный этим предприятием.
Диаметр этой конструкции – 27 метров, а при ее сооружении обнаружили редкий артефакт: рельсу выпуска 1876 года! Сейчас она экспонируется в Музее локомотивного депо, куда мы и отправляемся дальше…
Оказывается, музей депо даже старше музея всей ПЖД! Он был открыт в 1965 году, на три года раньше старшего по рангу собрата.
В двух залах музея отражена вся история развития локомотивного депо. Здесь собраны сотни уникальных фотографий, документов, наград, личных вещей работников депо. Представлены модели паровозов, тепловозов, вагонов. Самый масштабный экспонат – любимая и взрослыми, и особенно детьми копия паровоза 1930-х годов ФД-20.
В огромной мере этот музей своим созданием и развитием обязан его бывшему заведующему Владимиру Михайловичу Дериведмидю – увы, ушедшему в мир иной. Сейчас музеем заведует другой ветеран дороги – Александр Михайлович Воронов.
- Владимир Михайлович Дериведмидь буквально жил музеем, приходил сюда в шесть утра, - рассказывает ветеран предприятия Любовь Васильевна Диброва. – А сколько работников локомотивного депо ему помогало! Все вместе и экспонаты собирали, и делали панно, плакаты. Гордимся, что в этих залах сохранили историю развития депо!И сейчас этот музей объединяет всех ветеранов депо. Трижды в неделю, по понедельникам, средам и пятницам ветераны вечером собираются здесь, чтобы вместе вспомнить молодость, попить чайку, пообщаться, попеть. Приходят сюда и нынешнее поколение железнодорожников, и школьники.
Вход в этот музей – бесплатный. Но он расположен на территории режимного объекта.
Чтобы попасть в него организованной экскурсией, желающим надо предварительно обратиться с заявлением в управление ПЖД по пр. Яворницкого, 108. Индивидуальные посетители могут обратиться на проходную Днепровского локомотивного депо по понедельникам, средам и пятницам с 10 часов, когда в музее собираются его ветераны.
Бред какой-то... совсем рядом возле этого поворотного круга был тир, мы ещё детьми лазили через гаражи в него и находили пульки от мелкашки, ТТ и Макарова. Этот круг уже тогда был, а это примерно 1972-73 годы. Какой 2005 ? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1