51 год насчитывает история уникального Дорожного музея «Приднепровской железной дороги». А ровно год назад музей «прописался» по новому адресу – в управлении ПЖД по пр. Яворницкого, 108.
Журналист Городского сайта посетил обновленный музей… Почти три года назад мы писали об истории и удивительных экспонатах этого музея.Напомним, что он был создан в 1968 году на общественных началах - значительную часть экспонатов подарили железнодорожники. В следующем году ему было присвоено звание народного. В новую эпоху музей называется «Дорожній музей регіональної філії «Придніпровська залізниця» АТ «Укрзалізниця ».
История дороги-труженицы, дороги-кормилицы, дороги-перевозчицы великолепно и полно отражена в этом музее. Раньше он располагался в ДК железнодорожников, до декабря 2018 года – по ул. Князя Ярослава Мудрого (бывшая Ленинградская), 12, а теперь – в управлении Приднепровской железной дороги по пр. Яворницкого, 108.
Полувековой юбилей музея отметили его новосельем. Как отмечают в управлении магистрали, идея «переселить» музей, сделать его более современным и технологичным, а также доступнее для горожан принадлежала директору регионального филиала «Приднепровская железная дорога» АО «Укрзализныця» Николаю Сергеевичу Кужавскому. И теперь, познакомившись с обновленной экспозицией этого учреждения в современных залах, можно признать успешность такого замысла…
Мысленно сравнивая нынешний музей с прежним, могу признать следующее. По богатству экспонатов и их наглядности новый вариант – ничем не уступает прежнему. А вот по подаче материалов, интерактивности, современности – сделал существенный шаг вперед.
Например, в залах музея появилось много современного и интерактивного оборудования. Среди новшеств – и 8 мониторов для демонстрации тематических фильмов и фотографий, иллюстрирующих данный исторический период развития дороги. Впечатляют световизуальные эффекты и огромные фотографические панно эпох развития дороги.
При музее созданы комфортные комнаты для сотрудников музея и хранения фондов. К слову, фонды музея в целом насчитывают более 19 500 экспонатов, далеко не все из которых возможно представить в существующей экспозиции!
Среди экспонатов - уникальные архивные документы, карты, фотографии, железнодорожный инвентарь, личные вещи ветеранов войны и труда и другие раритеты. Причем 182 экспоната являются настоящими историческими сокровищами и входят в государственную часть музейного фонда Украины.
Экспозиция расположена в пяти залах общей площадью около 250 квадратных метров. Каждый зал знакомит посетителей с определенным этапом развития железной дороги и выдающимися личностями, причастными к становлению и развитию стальной магистрали Приднепровья.
Ознакомительный зал №1 – это «визитка» музея в целом. В нем наглядно представлены четыре дирекции ПЖД – Днепровская, Криворожская, Запорожская и Крымская (которая, верят железнодорожники, вернется в структуру магистрали). По каждой дирекции представлена исчерпывающая информация: как создавалась, нынешнее состояние, сколько человек там работает, какие задачи стоят. В обновленном музее этот зал стал намного просторнее и нагляднее.
Второй зал представляет историю дороги с 1873 по 1930 годы. В нем сразу бросается в глаза новое огромное фотопанно, отображающее первые годы существования дороги и ту эпоху. Привлекает внимание размещенная в центре зала модель самого первого паровоза Черепановых 1834 года, которую дополняет интерактивная инсталляция схемы работы этого чуда техники. По периметру зала расположены панорамные фотографии, иллюстрирующие этапы развития дороги. А на трех мониторах можно увидеть раритетные фильмы и фотографии того периода. Подлинным украшением зала являются модели паровозов и вагонов конца 19 – начала 20 веков. Кстати, всего в музее – более полусотни моделей техники.
Третий зал охватывает период с 1930 по 1951 год. Несмотря на краткий, на первый взгляд, исторический период, он вместил в себя три этапа развития тогда еще Сталинской железной дороги: ее динамичного развития, участия в войне и послевоенного восстановления. Каждому из них посвящены отдельные стенды, экспонаты, фотографии, фильмы. На 4 мониторах – информация о довоенном стахоновско-кривоносовском движении, открытии первой в Украине Детской железной дороги, военных событиях и послевоенном возрождении дороги.
Владимир Дрышлюк особое внимание обращает на редчайшие кадры кинохроники, посвященные детской железной дороги. На стенд Героев Советского Союза – более 40 выходцев с нашей дороги получили это высочайшее звание! И на экспозицию печатной продукции тех лет. Большинство альбомов и книг об истории магистрали сохранилось в единственном экземпляре.
Четвертый зал музея посвящен развитию дороги в 1951-91 годах. На огромном панно словно замерла вся жизнь ПЖД и Днепропетровска тех лет. Подсветка добавляет эффектности стендам, а светодиодная лента по периметру зала иллюстрирует стенды с информацией о развитии магистрали. Впечатляет и уникальная модель грузовой платформы-транспортера, на которой перевозили турбины и даже целые ракеты.
И, наконец, пятый зал посвящен современному этапу развития дороги. Он активно пополняется экспонатами.
Вход в музей – бесплатный.
Для посещения музея организованными группами надо предварительно подать заявку в дирекцию ПЖД по пр. Яворницкого, 108.
Если речь идет об индивидуальном посещении, можно обратиться к заведующему музеем Владимиру Алексеевичу Дрышлюку по телефону 050-990-27-43.