Городской сайт продолжает цикл эксклюзивных очерков, которые погружают нас в мир старого Екатеринослава.
Как и чем жил старый город почти 150 лет, с конца XVIII века до революции? Как проводили свое время дворяне, купцы, мещане, военные, рабочие и даже криминальные элементы? Где в сегодняшнем городе можно отыскать следы людей разных сословий старого Екатеринослава?
На эти вопросы мы стараемся дать ответ в новом цикле очерков.
Мы уже рассказывали о том, как в Екатеринославе 19-го века жили купцы.
Также мы рассказывали о самых знаменитых дворянских семьях Екатеринослава.
А сегодня коснемся всегда актуальной темы снабжения города питьевой водой.
Сегодня, 6 декабря исполняется ровно 150 лет со дня открытия первого водопровода в Екатеринославе. К этому важному юбилею мы предлагаем рассказ о том, как складывались отношения «город и вода» в раннем Екатеринославе. А отношения эти складывались ох как непросто!..
Почему первый водопровод в городе появился почти 100 лет спустя после его основания? Как планировали решать проблему водоснабжения архитекторы города? Почему проблема водоснабжения задержала развитие нагорной части города на 100 лет? Кто, когда и как построил первый водопровод? Где располагалась первая водонапорная башня, и какова ее судьба?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«В истории нашего города проблема водоснабжения была намного более важным моментом, чем чисто инфраструктурные и технические вопросы, - рассказывает Максим Кавун. - Екатеринослав на Днепре был основан в 1787 году на возвышенной части, известной в дальнейшем как Соборная гора.
Первые генеральные планы Екатеринослава отдавали предпочтение Соборной горе. На первом генплане 1786 года работы французского архитектора Клода Геруа город расположен на горе целиком. На втором генплане работы Ивана Старова 1792 года на горе расположены центр города, Соборная площадь с Преображенским собором и Потемкинский дворец.
Иван Старов первым предвидел будущие проблемы с водоснабжением. Поэтому он запроектировал также кварталы в низинной части, возле Днепра. Тогда на этом месте располагалась слобода Половица.
Как показало время, Иван Старов оказался провидцем. Прошло несколько десятилетий… Его генеральный план реализовался. Но только лишь наполовину, в низинной приднепровской части. Именно здесь и вырос ранний Екатеринослав. Город в середине XIX века располагался между нынешними улицей Баррикадной, Староказацкой, и площадью оперного театра. Всего несколько кварталов...
А все потому, что Соборная гора оказалась безводной. Это огромная гранитная гора, выступ Украинского кристаллического щита. Можно задаться вопросом: а разве князь Григорий Потемкин, приглашая сюда архитекторов и инженеров, не думал о вопросах водоснабжения?
Оказывается, князь хорошо был осведомлен об этой проблеме. В 1788 году в Екатеринослав прибыл из города Могилев (в Белоруссии) «колодезный мастер» Савелий Сакер. На месте он взял пробы воды, однако его исследования ограничились низинной частью и районом Каменьев (между современными улицами Литейной и Вернадского). В задачу Савелия Сакера входило «делание колодезей». Одна из первых улиц Екатеринослава, сформировавшаяся в районе Каменьев, – Колодезная. Она сохранилась и сегодня, хотя насчитывает всего несколько домов.
Потемкин как раз отлично сознавал, что безводная гранитная гора будет грандиозной проблемой для развития города. Архитектор Иван Старов в своем генплане 1792 года предложил решить проблему оригинально: построить на горе… огромный водоразборный бассейн. Он должен был быть размером с целую площадь.
- Что это мог быть за бассейн? – размышляет Максим Кавун. - Это одна из исторических загадок раннего Екатеринослава. Одним из проектов была предусмотрена даже скульптурная композиция посредине бассейна. Документы об этом мне удалось обнаружить в ходе поисков в военно-историческом архиве в Москве еще в 1998 году. К сожалению, не осталось никакой графики, никаких рисунков, только несколько документов. Но даже они проливают не много света на эту историческую загадку.
На генплане 1792 года четко зафиксирован этот «Бассейн», хотя мало кто обращал на это внимание. Огромных размеров бассейн имеет квадратную форму. Он локализуется к востоку от современного проспекта Гагарина, в районе улицы Героев Крут (бывшая Фурманова).
- По моему предположению, если совместить план 1792 года и современную застройку, квадрат «Бассейна» накладывается на бывшую Бригадную площадь, занятую территорией средней школы №10, - считает Максим Эдуардович. - Это и есть территория первого неудавшегося екатеринославского водопровода.
Князь Г.А. Потемкин распорядился вырыть для бассейна глубокую (более 20 метров) яму. После внезапной смерти князя в 1791 г. все работы на горе были свернуты. Яма осталась зиять на необитаемой стороне холма и стала кошмаром для жителей Екатеринослава. Случайно забредавшие туда горожане становились её невольными жертвами. Старожил Александра Молчанова в 1887 г. вспоминала, что «особенно боялись попасть в огромную яму неудавшегося колодца, в которой погибло много разного скота и даже несколько людей».
Сколько жертв поглотила ужасная яма – по сей день остается неизвестным. В конце XIX – начале XX веков эта местность постепенно застроилась. Интересно, что квадратная Бригадная площадь оставалась незастроенной дольше всех. Даже в советский период она стояла пустой. Только в 1960-х годах здесь появилось здание средней школы № 10 со спортивной площадкой. А сейчас это место – лакомый кусок для застройщиков, которые предлагали построить здесь жилой небоскреб.
Почти сто лет екатеринославцы пользовались примитивными средствами добычи и доставки воды. И вот в конце 1860-х годов городские власти, наконец, озаботились проблемой сооружения водопровода. Город по переписи 20 декабря 1865 года имел 22 тысячи 846 человек населения.
- Долгое время история первого водопровода была очень слабо исследована, - отмечает Максим Кавун. - Эту тему разработала моя коллега, заведующая отделом национального исторического музея имени Яворницкого, известный краевед Валентина Лазебник. Ей удалось найти в Российском историческом архиве в Санкт-Петербурге комплекс документов именно по строительству и открытию первого водопровода.
Точная дата открытия первого водопровода определяется по телеграмме екатеринославского губернатора Василия Дунин-Борковского министру внутренних дел 25 ноября (по новому стилю - 6 декабря) 1869 года:
«Сегодня после молебна с водосвятием открыто действие водопровода с полным успехом».
История эта длилась четыре года… В 1865 году губернатор, городская Дума и городской голова Д. Пчелкин обратились «наверх» с просьбой о выделении средств. Министерство внутренних дел Российской империи выделило городу 80 тысяч рублей на улучшение пожарной части и устройство водопровода.
На продвижение этой темы сильно повлияла проблема пожаров. Екатеринослав, где большинство составляли деревянные постройки, сильно страдал от огня. Как раз в начале 1860-х годов несколько раз случались сильные пожары. Молва приписывала это все неизвестным «поджигателям». В дальнейшем остро встали вопросы обеспечения водой противопожарной службы. Таким образом, идея первого водопровода пришла к реализации через известную поговорку «Нет худа без добра».
Городская Дума избрала целый Комитет по устройству водопровода. В его состав вошли уважаемые люди города: Н. Козловский, К. Нейман, Я. Савельев, Н. Новиков, И. Бурхановский, Н. Третьяков, Р. Ульман и В. Ульман. Так вот этот Комитет два года (!) размещал в прессе объявления с предложением желающим построить в городе водопровод. Однако таковых не нашлось.
16 декабря 1868 года в Екатеринослав прибыл частный инженер из Одессы, купец второй гильдии. Звали его Фридрих Фридрихович Ротман. До этого он занимался устройством водопровода на Одесской железной дороге. Комитет начал с ним сложные переговоры… Через три дня Комитет «уломал» инженера на строительство водопровода за 79,5 тысяч рублей. Сумма эта была крайне недостаточной, что проявилось впоследствии. Тем не менее, контракт на строительство утвердили в Министерстве внутренних дел 12 августа 1869 года.
Строительство водопровода, как и любые крупные проекты в истории Екатеринослава, сразу началось с прений и препирательств и продвигалось тяжело. Одним из условий контракта была закупка городом из-за границы (без таможенного сбора) всех металлических и машинных частей. Это чугунные трубы и паровые машины весом в 20 тысяч пудов (1 пуд равен 16 кг). Таможенная пошлина составляла 10 тысяч рублей. Таких денег город заплатить не мог. Поэтому Комитет обратился в МВД:
«Будучи полностью ответственными за дозволение Екатеринославу помощи на устройство водопровода, чего действительно требует развитие города на безводной высокой горе, так же, как и защита его в будущем от опустошительных пожаров, выражаем надежды, что вы не оставите наш город своим участием и ходатайством о разрешении господина министра финансов на беспошлинное провезение из-за границы товаров для города».
Параллельно с обсуждением финансовых вопросов, проект нового водопровода вызвал критику на месте. Житель Екатеринослава Николай Поливанов упирал на то, что новый водопровод будет полезным только 20-ти владельцам домов в нагорной части. Сегодня трудно представить, что так и было 150 лет назад в районе Соборной площади!
В конце концов, лично губернатор (и первый почетный гражданин Екатеринослава) Дунин-Борковский направил телеграмму министру внутренних дел:
«Прошу сообщения, можно ли ожидать удовлетворения ходатайства о беспошлинном привезении машин екатеринославского водопровода».
Это ходатайство было утверждено 24 августа 1869 года.
Интересно, что пока продолжались прения, строительство водопровода шло своим ходом. Строилось основное помещение, 2 паровые машины, 2 помпы. Шла прокладка чугунных труб под землей общей длиной 5 верст (верста - это чуть больше километра). Построили бассейн с фонтаном, 9 пожарных кранов, резервуар для воды емкостью 25 тысяч ведер (то есть, около 250 тонн).
1 ноября 1869 года ожидалось открытие водопровода. Однако, по нашей провинциальной традиции, этого не произошло в срок. Утром того дня… завалилась часть стены основного помещения.
Наконец, 25 ноября (6 декабря) водопровод был открыт. Нагорная часть Екатеринослава, наконец, получила воду. Год после открытия водопровод оставался в пользовании инженера Ф.Ф. Ротмана. Он обязался отпускать воду бесплатно для тушения пожаров и на полив улиц.
Забор воды производился в районе Потемкинского сада (ныне парк им. Шевченко). Оттуда вода подавалась с помощью специальных устройств на вершину Соборной горы, а затем, пройдя через песчаные фильтры, распределялась по городу. Мощность водопровода составила 1000 ведер (около 10 тонн) в сутки. Ведро воды стоило ¼ копейки. Бочка на 40 ведер – 6 копеек.
Новый водопровод лишь частично удовлетворил потребности горожан. Воду критиковали за то, что весной и осенью она была плохого качества, «грязная и мутная». Очень медленно шло развитие сети водоснабжения. За 15 лет проложили всего 4 версты.
В 1886 г. городская власть передала водопровод в концессию инженеру В.Я. Винарскому сроком на 25 лет. После этого расширили водопроводную сеть, построили насосную станцию, водонапорную башню и фильтры.
До 1908 года водопровод продлили в целом еще на 17 верст. Трубы довели вниз по Екатерининскому проспекту (ныне Яворницкого) до Озерной площади (рынок «Озерка»), с боковыми ответвлениями. В конце концов, мощность водопровода довели до 140 тысяч ведер в сутки.
Открытый в 1869 году, водопровод заканчивался на вершине Соборной горы. Мы не знаем доподлинно, как выглядела вершина водопровода в те годы. В 1888 году на вершине Соборной горы была построена водонапорная башня. Екатеринославцы называли ее просто «водокачка».
- Башня водопровода известна только по нескольким уникальным фотографиям начала ХХ века, - замечает Максим Кавун. - В моей коллекции имеются 4 фотографии башни, показывающих её практически со всех фасадов. Это одно из самых малоизвестных строений Екатеринослава. Сегодня, находясь на бульваре проспекта, очень сложно представить, что когда-то здесь находилась «средневековая» башня.
Водонапорная башня была завершена строительством в 1888 году. Она находилась в юго-западной части Соборной площади, в центре бульвара Екатерининского проспекта. Теперь это место против «старого» корпуса исторического музея.
Башня водопровода имела размеры около 8,5 на 8,5 метров и высоту до дна железного бака около 12 метров. Бак из железа диаметром около 5,3 метра и высотой около 2,5 метров был рассчитан на 5 000 ведер воды. Вода в бак подавалась паровой машиной из специального каменного подземного резервуара.
Внешний вид водонапорной башни был экзотическим для провинциальной архитектуры Екатеринослава. Башня с островерхим завершением, выполненная в неороманском стиле, напоминала средневековый замок. Здание совершенно не вписывалось в стилистику оформленного на площади парадного комплекса эпохи ампира. Тем не менее, башня водопровода стала доминантой юго-западной части площади.
В 1905 году возле башни был построен корпус исторического музея в неоклассическом стиле. Это «романтическое» сооружение стало дисгармонировать с окружающей застройкой. В 1909 году Екатеринослав получил новый водопровод. После этого сооружения старого водопровода были обречены на снос.
В 1909 г. администрация Высшего горного училища обратилась в городскую Думу с просьбой передать училищу здания водопровода. Предлагалось приспособить бассейн и фильтры для устройства учебного подземного рудника и учебной горноспасательной станции. А саму же водонапорную башню и контору водопровода – переделать в метеостанцию.
Городская Управа предложила Думе снести все сооружения старого водопровода:
«…за исключением помянутой башни, в которой горное училище предполагает устроить обсерваторию. В случае продолжения проспекта мимо музея Поля, по средине его, вероятно, будет устроен бульвар, в котором и будет стоять эта башня, так что мешать она никому не будет».
Однако Городская Дума вынесла башне окончательный приговор:
«Поручить Городской Управе снести водопроводную башню… после снесения башни продолжить проспект через Соборную площадь».
Комплекс первого екатеринославского водопровода на Соборной площади был полностью разрушен в 1911 году.
***
Как видим, проблема водоснабжения больше ста лет была одной из главных в развитии Екатеринослава. И даже открытие первого водопровода 150 лет назад только частично решило эту проблему. Только в 1909 году под руководством инженера и городского головы Ивана (Иоганна) Эзау был открыт новый водопровод с забором воды в Новых Кайдаках.
Сегодня о первом водопроводе нашего города не напоминает практически ничего. На месте же первой водонапорной башни, по иронии судьбы, возвышается… гигантский флагшток», - завершает Максим Кавун.