Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
26.05.2019

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

26 мая свое 70-летие отмечает знаменитый днепровский театральный режиссер, постановщик и педагог Григорий Феодосиевич Богомаз-Бабий.

… Его имя прекрасно известно поклонникам театра всей Украины и за рубежом. Как режиссер Григорий Феодосиевич поставил спектакли в 18 театрах нашей страны. За почти 40 лет своей педагогической работы (а он как режиссер-постановщик и режиссер-педагог служит в Днепровском театрально-художественном колледже с 1980 года) воспитал около 200 молодых талантливых актеров .

Казалось бы – творческая жизнь удалась на все сто!..

Но в его мудрых глазах человека, который знает свой потенциал, но так и не смог его реализовать полностью. Характеризуя свои 70 прожитых лет, он роняет цитату из одной пьесы: «Счастливые дни несчастливого человека».

Кем же были предки?

О том, как сложились дни талантливого режиссера и педагога – в эксклюзивном интервью Городскому сайту.

- Вопреки ожиданию юбилея, начнем с грустного. Последний раз мы с вами встречались на пресс-конференции, посвященной вероятности выселения театрально-художественного колледжа из его помещений на Успенской площади. Как изменилась эта ситуация за прошедшие два месяца?

- К счастью, все пока затихло. В этом помогла и активная позиция СМИ, за что мы очень благодарим всех журналистов! В свое время и главный корпус колледжа на ул. Глинки хотели передать другим – Апелляционному суду, который, наверное, хотел на сцене проводить показательные процессы, - грустно улыбается. – Место на Успенской площади – очень лакомое, и от него, думаю, просто так не отступятся.

- Вы – носитель очень редкой и в то же время противоречивой фамилии. Богомаз выдает наличие в вашем роду иконописцев, людей почти святых. А вот Бабий намекает на то, что кто-то из предков был очень охоч до женского пола. Проясните загадку фамилии!

- У меня все нет времени поехать в столичные архивы и раскопать нашу генеалогию. Безусловно, кто-то из предков иконописцем был… Родом я с Подолья, из села Кислицы Винницкой области, но и дед, и прадед, и прапрадед Богомазы работали на земле. Дед был достаточно зажиточен, а вот папа после Октябрьского переворота оказался в первых рядах комсомольцев. И чтобы не навлечь на семью подозрения, взял фамилию Бабий. Почему именно такую – не знаю… Отец, к слову, прошел всю войну, 9 мая 1945 года встретил в Австрии.

- На ваш взгляд, судьбу человека определяет Божественный промысел или выбор самого человека? Я к чему… Ваш отец, учитель сельской школы, мечтал, чтобы вы пошли по его стопам, вы же выбрали путь в актерство. Но судьба так закольцевала вашу жизнь, что вы тоже стали педагогом…

- … и пожелание отца фактически сбылось. Да... Нас было четверо братьев (увы, сейчас в живых остался только я), и отец мне не раз говорил: «Думал, хоть ты будешь продолжением меня, станешь учителем». А я еще сызмальства грезил искусством. Не пропускал ни одного фильма, ни одного концерта в нашем селе. Многое в этом «инфицировании» прекрасным сделал и мой учитель немецкого языка и литературы Василий Николаевич Гончарук. Он у нас в школе организовал самодеятельный театр, когда я выступал, зрители от смеха сползали со стульев. Вот и подумал, что мой путь – на подмостки… Правда, первый блин оказался комом. Провалил поступление в Теребовлянское театральное училище. А уже потом было поступление в Днепропетровское театральное училище, ТЮЗ.

На крутых поворотах судьбы

В днепропетровском ТЮЗе молодой актер работал недолго - Григория призвали в армию. Службу повезло проходить в Севастопольском театре флота. Когда пришло время возвращаться в Днепропетровский театр юного зрителя, Григорий Богомаз-Бабий понял, что на этом этапе жизни необходимо сделать шаг вперед. Мечтая не просто играть, а воплощать свой мир на сцене, он поехал поступать на режиссерское отделение в знаменитый Харьковский институт искусств им. Котляревского.

После его успешного окончания судьба свела его с людьми Харьковской театральной школы. Ее воспитанником был и главный режиссер Днепропетровского музыкально-драматического театра им. Т.Г.Шевченко Анатолий Яковлевич Литко. С ним, после окончания института, Григорий Богомаз-Бабий проработал три года. Его первая постановка в этом театре «Молодая хозяйка Нискавуори» получила первую премию на Всесоюзном конкурсе финской драматургии.

Казалось бы, впереди – блестящая карьера режиссера! Но он еще раз круто изменил свою судьбу и решил в 1980 году пойти преподавать в театральное училище (сейчас - театрально-художественный колледж).

За эти 39 лет нереализованность режиссерского потенциала не раз возвращала его в храмы Мельпомены. Григорий Феодосиевич успешно работал в днепропетровских театре имени Горького (сейчас – Днепропетровский академический театр драмы и комедии) и театре оперы и балета, в театрах Хмельницкого, Ивано-Франковска, Луганска, Северодонецка. У днепровских театралов до сих пор в памяти и на слуху его постановки «Дворянские выборы», «Осенние скрипки», «Афинские вечера» (все – в театре Горького), «Земля» в театре Шевченко.

- Какие же из режиссерских работ для вас наиболее памятны и дороги?

- Сложно выделить один спектакль… Очень памятен первый – «Молодая хозяйка Нискавуори», который на театральном фестивале получил приз за лучшую режиссерскую работу, а актриса Лидия Кушковая – приз за лучшую женскую роль. Подарком судьбы стали для меня идущие 13-й сезон на «горьковской» сцене «Афинские вечера» с неподражаемой Людмилой Ивановной Вершининой. Дорог оригинальной интерпретацией поставленный в Хмельницком «Деревья умирают стоя». Драматичен своим пророчеством грянувших в 2014 году событий спектакль «Чума на оба ваших дома», поставленный в 2002 году в Луганске, когда до войны было еще ох как далеко!..

Надежд и веры не утратил!

- К слову, о вашей сопричастности к этим событиям. Многие вас не поняли, когда весной 2015 года вы в очередной раз сорвались из театрально-художественного колледжа и уехали подымать театр в Северодонецке. Не жалеете о том шаге?

- Жалею… Тогда я был убежден, что идеи Майдана будут распространяться на всех… Никаких конфликтных ситуаций у меня в колледже не было. Накануне тех событий в Северодонецке руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль своим распоряжением фактически заново создал ряд коммунальных учреждений культуры. В том числе - и Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, который фактически в полном составе остался в Луганске. В Северодонецк перебрались лишь один актер, администратор и директор театра. Меня приглашали со всем выпускным курсом колледжа. Но именно тогда наш выпускник Даниил Слюсар создал новый театр «Герц» (и поныне работающий – в основном при Музее украинской живописи), и большинство выпускников ушли туда. В Северодонецк со мной рискнул уехать актер тогда еще театра Горького Артур Опрятный. Но вскоре приглашавшего нас директора заменили на другого – человека с, мягко говоря, непатриотической позицией. Я проработал там 8 месяцев, поставил завоевавший на Нежинском театральном фестивале главный приз спектакль «Наша кухня» (созвучный событиям в АТО). Но в итоге меня оттуда «ушли» под надуманными предлогами.

- За прошедшие годы вы не растратили своих надежд и веры в идеалы Майдана?

- Надежд и веры не утратил! Но больно понимать, что последние 5 лет стали временем разочарований. Как можно смириться с тем, что торгуют кровью страны и ее лучших сыновей?.. Вера в лучшее будущее страны, конечно, есть. Кто сказал, что молодой политик не сможет быть эффективней предшественника?! Но давайте в итоге будем судить не по лозунгам и обещаниям, а по реальным делам.

Влюбленный в Чехова с юности

- Думается, свой режиссерский потенциал вы реализуете и в стенах колледжа, где уже 15 лет ведете творческую мастерскую «Интимный театр» им. Антоши Чехонте. За 15 лет в ней родились и обрели своего зрителя более 50 новых спектаклей, который идут на этой сцене 130-140 раз в год. Почему он - имени Антоши Чехонте?

- Когда Антон Павлович создавал свои первые произведения, он их подписывал псевдонимом. Вот и наше название говорит, с одной стороны, об интимности, сокровенности доносимого со сцены. А с другой, что наши постановки – еще только актерские пробы, и до настоящего Чехова мы не дотянулись… Чеховым я «заболел», еще будучи студентом, прочтя пьесу о Чехове «Насмешливое мое счастье». И захотелось сыграть Антона Павловича на сцене!

- Сложно не заметить ваше внешнее сходство с образом Антона Павловича!.. Мечта сбылась?

- Мечта реализовалась в другом контексте. Когда я служил в Севастопольском театре флота, судьба подарила мне счастливую возможность выступить в Доме-музее Чехова в Ялте. С тех пор я мечтал осуществить в его стенах постановку со своим театром. И эта мечта сбылась, когда в 2008 году мы с театром колледжа «Дебют» представили здесь чеховские «Три сестры», а в 2014 с «Интимным театром» - «Вишневый сад».

- Кем из своих выпускников вы гордитесь больше всего?

- На сцене Интимного театра имени Антоши Чехонте свои первые дебюты делали очень многие, впоследствии состоявшиеся позже актеры и режиссеры, ставшие заслуженными артистами и деятелями искусств Украины…Выпускница первого моего курса Алла Соколенко, создавшая в Нежине свой театр. Олег Гущин и Роман Бареляк , шагнувшие в мир киноискусства. Нынче ставший режиссером театра Леси Украинки в Киеве Александр Степанцов. Юлия Омелькина, ставшая режиссером Одесского театра. Актер национального театра оперетты Евгений Прудник, пришедший к нам с 5-го курса металлургической академии и в статусе чемпиона мира и Европы по… армрестлингу. Именно на этой сцене свои первые работы ставили Александр Иваненко, Анна Топчий (Огий), Павел Арье (первым в постановке «Революция» воплотившим события на Майдане-2014)… Признаюсь: долгое время я относился к педагогике, как к дополнению к режиссерской работе. Но когда впервые увидел своих выпускников на сцене Одесского драматического театра, тогда подумал: «Наверное, в этой работе что-то есть». И если бы не распылялся, не отвлекался от педагогики на режиссуру, сделал бы больше.

В чем же секрет счастья?

- Говорят, двум творческим людям ужиться непросто… Крепости вашего брака с заведующей литературно-драматической частью Театра драмы и комедии Галиной Андреевной Богомаз-Бабий можно только позавидовать – 40 лет в любви и согласии! В чем секрет семейной гармонии?

- Прежде всего в том, что женились по любви. И прошли по жизни, оставаясь честными перед собой и друг другом… Наше главное счастье и смысл – наши дети: ставшая журналистом Ира (подарившая нам прекрасную внучку Асю, которой уже 10 лет), шахматист Игорь. Дети – это и есть главный источник крепости семьи, радости и вдохновения.

- Вы себя считаете полностью счастливым и реализованным человеком?

- Если все реализовал, дальше незачем и жить… Я счастлив тем, что рядом со мной бурлит юная энергия вдохновения, которая и меня наполняет желанием жить. Эта энергия созидания и движет нашу жизнь вперед.

- От всей души примите, Григорий Феодосиевич, поздравления от Городского сайта с вашим 70-летием! И да не иссякнет в вас эта энергия созидания!



Текст: Константин Шруб

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності