Днепр, как и область в целом, является одним из лидеров во внедрении инклюзивного образования в Украине. Сейчас в 64 учреждениях общего среднего образования города открыто 225 инклюзивных классов, в которых учатся 300 детей с особыми образовательными потребностями. То есть, каждая третья школа является инклюзивной.
Также в 15 учреждениях дошкольного образования функционирует 15 инклюзивных групп, которые посещает 21 ребенок с особыми образовательными потребностями.Инклюзивное обучение обеспечивают ассистенты учителей, воспитателей, практические психологи, логопеды, дефектологи. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа развития, проводятся коррекционно-развивательные занятия. В школах с инклюзивным обучением оборудовано 35 медиатек, которые являются одновременно комнатами психологической разгрузки, и 25 ресурсных комнат для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Для качественной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной пространство в Днепре при поддержке команды мэра Бориса Филатова за счет городского бюджета открыт инклюзивно-ресурсный центр, где проводят комплексную оценку развития ребенка.
«Такая оценка проводится по пяти направлениям для определения, есть ли у ребенка особые образовательные потребности, нуждается ли он в сопровождении со стороны ассистента учителя или воспитателя, и какие именно специальные занятия необходимы для него. Сейчас в городе действует один такой центр в Новокодакском районе, поскольку там наибольшее количество детей с особыми образовательными потребностями. В этом году в Днепре планируется открыть еще два таких центра», - сообщила главный специалист сектора социальной защиты образовательной деятельности управления образования департамента гуманитарной политики Оксана Олешко.Со своей стороны директор инклюзивного ресурсного центра № 1 Татьяна Щерба рассказала: в заведении, среди прочего, оценивают физическое развитие ребенка, его когнитивную сферу, учебную деятельность. Вывод помогает работникам школ и детских садов с инклюзивной формой обучения составить индивидуальную программу развития для такого ребенка.
В дошкольном учебном заведении (ясли-сад) № 340 комбинированного типа инклюзивное группу открыли в январе прошлого года. Сейчас ее посещает один ребенок с особыми образовательными потребностями - пятилетняя Надя Кузнецова. Девочка находится в группе, в которую ходят обычные дети. Для нее составлена индивидуальная программа развития. С ребенком занимаются психолог, логопед, дефектолог.
«Главное для таких детей - это социализация, получение навыков контакта, общения со сверстниками и взрослыми. Надя вместе с другими детьми присоединяется ко всем мероприятиям в саду - играм, занятиям, праздникам, развлечениям. Кроме этого, занимаемся с ней дополнительно. Сейчас видим значительный прогресс в ее развитии. Исчезли проявления негатива, ребенок стал контактным, контролирует свои эмоции», - отметила психолог заведения Оксана Тогобецкая.Мать Надежды, Наталья Кузнецова, отметила, что для таких детей, как ее дочь, пребывание в коллективах является ключевым в процессе развития.
«Дети-аутисты имеют проблемы с поведением. За год посещения инклюзивной группы этого детсада видим прогресс в развитии. Надя стала контролируемой, начала слушать, что ей говорят. Для таких детей, как она, очень важно быть в детском коллективе сада, а дальше - школы, чтобы социализироваться. В общем очень благодарны руководству городского совета за то, что в городе все так слаженно организовано в развитии инклюзивного образования. Если бы этого не было, такие дети были бы просто обречены. А так они имеют возможность расти, развиваться наряду с другими», - отметила женщина.Специализированная школа I-III ступеней № 16 является лидером по количеству учащихся с особыми образовательными потребностями. Это заведение посещают 33 таких ребенка.
«Наше заведение уже около десяти лет работает с учениками с особыми образовательными потребностями. За это время имеем таких выпускников, и с уверенностью можно сказать, что они вполне социализированы, активны, нашли себя в жизни, продолжают учиться дальше. Сейчас процесс обучения детей с особыми потребностями в нашем заведении стал более совершенным, поскольку имеем современную библиотеку с интерактивными средствами для психологической разгрузки таких детей и всех остальных желающих школьников. Также у нас есть ресурсная комната, где проходит учебный процесс с элементами социализации именно для детей с особыми образовательными потребностями. С ними здесь занимаются дефектологи, логопеды, ассистенты учителей. Это дополнительный элемент к обучению в общем классе», - пояснила директор школы № 16 Наталья Аман.Лидия Фатеева, мама двух сыновей, посещающих первый и второй классы по инклюзивной форме обучения в упомянутой школе.
«Очень благодарна коллективу учреждения за работу с моими детьми. В школе есть все условия для обучения таких детей, как мои сыновья. Очень важно, что городская власть уделяет внимание развитию инклюзивного образования, заботясь о жителях города, чтобы маленькие днепряне с особыми потребностями могли воспитываться и учиться, как и остальные дети», - добавила Лидия Фатеева.