Городской сайт продолжает раскрывать подробности и тайны биографий наших знаменитых земляков.
В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения Михаила Родзянко. Сегодня эта фамилия большинству жителей города ничего не говорит. А чуть больше ста лет назад, в начале XX века, это был самый известный екатеринославец и один из самых известных политических деятелей Российской империи.
Биография Михаила Родзянко похожа на авантюрный роман. Уроженец Екатеринославщины стал председателем двух Государственных Дум, как бы сейчас сказали, - «спикером» парламента Российской империи. К юбилею Михаила Родзянко мы предлагаем специальный очерк.
Чем знаменит Михаил Родзянко? Какие важные вопросы он решил, будучи главой Екатеринославского земства? Как он стал депутатом и главой парламента – Государственной Думы? Чем занимался Родзянко во время революции 1917 года? Почему не удержал верховную власть после крушения империи? Где и когда умер Родзянко в эмиграции?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Михаил Владимирович Родзянко родился 31 марта (по новому стилю – 13 апреля) 1859 года в селе Попасное Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, - рассказывает Максим Кавун. - Хотя дата его рождения в разных источниках приводится по-разному. В ряде источников приводится другая дата рождения – 21 февраля.»
Семья Родзянко происходила из древнего рода украинской старшины. Отец Михаила Владимир Родзянко был генерал-лейтенантом. Кроме Михаила, были братья Николай и Павел.
В 1877 году Михаил окончил Пажеский корпус в Петербурге. Начал службу в 1877–1882 годах в Кавалергардском полку, а в 1885 году в чине поручика неожиданно вышел в отставку. Есть версия, что на решение об отставке повлияло жестокое убийство царя Александра II народовольцами.
Родзянко вернулся на «малую родину», в Екатеринослав, и уже здесь начал неплохо продвигаться по карьерной лестнице.
Сначала Родзянко начал активно продвигаться в структурах дворянского самоуправления. В 1886–1891 годах он возглавлял дворянство «родного» Новомосковского уезда. Некоторое время жил в Новгородской губернии, где был уездным и губернским земским гласным. Затем он снова вернулся в Екатеринослав. В декабре 1900 года был избран председателем Екатеринославской губернской земской управы и в январе 1901 года начал деятельность на этом посту. Это отдаленный аналог должности главы сегодняшнего областного совета.
В Екатеринославе Родзянко прославился прежде всего тем, что активно содействовал социальному и культурному развитию региона. При активном участии М. В. Родзянко был открыт Областной Музей имени Поля и построен его первый корпус (ныне ДНИМ имени Д. И. Яворницкого). Была основана и издавалась с 1903 по 1905 годы газета «Вестник Екатеринославского земства». Было построено новое здание Губернской земской управы в 1902 году (Крутогорный спуск, 21). Работали различные культурно-просветительные и медицинские общества, - например, по борьбе с туберкулезом. Екатеринославское земство при Родзянко переживал расцвет. В 1900 году бюджет земства составлял 1.445.302 рубля, а в 1907 году он составил уже 2.242.131 рубль, то есть возрос в полтора раза!
Михаил Родзянко активно проявил себя не только на почве местных земских дел, но и на общеполитическом поприще. Он лелеял собственные политические амбиции. В 1905 году он создал в Екатеринославе «Народную партию Союза 17-го Октября», примкнувшую затем к «Союзу 17 Октября» – одной из главных политических партий дореволюционной России. Родзянко стал одним из основателей «Союза 17 Октября», с 1905 года стал членом его Центрального комитета и участником всех партийных съездов. Началась блестящая политическая карьера Родзянко – октябриста.
Уже в 1906 году Михаил Родзянко становится членом Государственного Совета (на тот момент высшего законодательного органа Российской империи) и камергером Двора Его Императорского Величества. А уже в следующем, 1907 году, участвует в выборах в Государственную Думу и успешно избирается депутатом.
Первая Государственная Дума была созвана в Российской империи в 1906 году. Это не был парламент в современном смысле этого слова. Выборы в Госдуму проходили по сложной системе. Большая часть населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имели избирательных прав. Государственная Дума являлась представительским органом, законы, одобренные ею, проходили окончательное утверждение в Государственном Совете. И только затем они вводились в действие императором.
В Госдуме Михаил Родзянко стал лидером фракции партии «октябристов», сторонников ограниченной монархии, но в целом лояльных ко двору и династии Романовых. В марте 1911 года Родзянко был избран председателем сначала третьей, а затем и четвертой Государственной Думы, и занимал эту должность вплоть до самой революции 1917 года.
Целых шесть лет Родзянко восседал на политическом Олимпе. Лидер оппозиции в Третьей и Четвертой Государственной Думах, либерал кадет П. H. Милюков в «Воспоминаниях» иронически писал о своем постоянном оппоненте:
«М. В. Родзянко мог бы поистине повторить про себя [став председателем Государственной Думы – Максим Кавун] русскую пословицу: без меня меня женили. Первое, что бросалось в глаза при его появлении на председательской трибуне, было – его внушительная фигура и зычный голос. Hо с этими чертами соединялось комическое впечатление, применившееся к новому избраннику. За раскаты голоса шутники сравнивали его с «барабаном», а грузная фигура вызвала кличку «Самовар». За этими чертами скрывалось природное незлобие. В сущности, Михаил Владимирович был недурным человеком. Его ранняя карьера гвардейского кавалериста воспитала в нем патриотизм, создала ему некоторую известность и связи в военных кругах. Его материальное положение обеспечивало чувство независимости. Особым честолюбием он не страдал, ни к какой «политике» не имел отношения и не был способен на интригу».
Став руководителем российского ограниченного парламента, Родзянко сразу объявил себя убежденным сторонником конституционного строя в стране. Он активно выступал за введение конституции и демократических свобод, но при сохранении монархии. В то же время Родзянко считал, что Россия должна проводить активную наступательную внешнюю политику. Известна фраза Родзянко, озвученная им после начала Первой Мировой войны: следует вести войну «до победного конца, во имя чести и достоинства дорогого отечества».
Председатель Госдумы агитировал за максимальное участие земств и общественных организаций в снабжении армии. Интересно, что при этом «спикер» Госдумы выступал против того, чтобы император Николай II принимал на себя обязанности Верховного Главнокомандующего Русской армией.
Михаил Владимирович до последних дней оставался монархистом. Он был глубоко убежден, что только традиционная форма правления сможет уберечь Россию от потрясений. При этом, как ни странно, Родзянко находился в активной оппозиции к действующей монархической практике России. Он не хотел отречения Николая II, наоборот, до конца п ы тался предотвратить крушение монархии. Однако Родзянко чувствовал, куда ведет Российскую империю коррумпированное и во многом непрофессиональное царское окружение.
На столе Родзянко всегда стоял портрет Николая II, подаренный лично императором. Родзянко избрал способ влияния на процессы – в течение многих лет настойчиво информировал царя о недостатках управления. Это вызывало нарастающую конфронтацию с монархом и придворными. Особо неприязненные отношения сложились между Родзянко и Григорием Распутиным. В 1912 году Родзянко подал царю секретный доклад о негативном влиянии Распутина на царский двор и приложил к нему письмо императрицы к Распутину весьма интимного содержания .
Однако результат этого доклада вышел противоположным. Николай II рассердился, а императрица Александра Федоровна просто возненавидела Родзянко. Никто, кроме Родзянко, не решался открыто информировать царя о беспорядках, творящихся в его окружении. Регулярные телеграммы Родзянко успеха не имели. Зато потом, уже после отречения, брошенный и презираемый всеми Николай II вынужден был признать: «Только Родзянко говорил мне правду».
Находясь на высших политических постах в Петербурге, Родзянко не забывал о родном крае и городе Екатеринославе. Это очень важный показатель, потому что даже сегодня большинство выходцев из Днепра не сильно заботятся о родных местах.
В 1912 году Михаил Родзянко пожертвовал городу 135 тысяч рублей на содержание больниц, приютов, учебных заведений. По тем временам, это была огромная сумма!.. Кроме этого, Родзянко покровительствовал родному городу. Он помогал решать в столице важные вопросы, касавшиеся насущных потребностей города и края. Например, он способствовал проведению через Екатеринослав Мерефо-Херсонской железной дороги и решению вопроса о строительстве железнодорожного моста (мост построен значительно позже, в 1932 году). Кроме этого, Родзянко сыграл важную роль в преобразовании Екатеринославского Высшего горного училища в Горный институт (в 1912 году). Ныне это Национальный университет «Днепровская политехника».
В благодарность за заслуги Городская Дума Екатеринослава в феврале 1914 года приняла решение присвоить М.В. Родзянко звание почетного гражданина города.
В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, стало ясно, что самодержавный строй исчерпал себя. В этих условиях Родзянко стал едва ли не самым активным критиком власти, но не с целью крушения монархии. Он думал, что монархия признает ошибки и спасет себя.
Однако спасать фактически было уже нечего. В 1915 г. в Думе создали так называемый Прогрессивный блок, который выступал за скорейшие реформы, требовал отставки непопулярных министров. Родзянко стал одним из лидеров этого блока и официальным посредником между Думой и верховной властью. Он требовал отставки министров: В. А. Сухомлинова, Н. А. Маклакова, И. Г. Щегловитова, обер-прокурора В. К. Саблера и престарелого главы Совета министров И. Л. Горемыкина.
В 1916 году Родзянко направил Николаю II знаменитую телеграмму, где он просил императора, в интересах монархии, сменить кабинет министров и создать новый, опирающийся на «народное доверие», с целью объединить усилия властей и общества. Себя в этом «министерстве доверия» Родзянко видел только премьер-министром. При этом он удерживался от открытых политических протестов, действовал через личные контакты, письма, телеграммы.
Самая главная интрига в жизни Родзянко связана с отречением царя Николая II и формированием Временного правительства. В это время он чуть было не взял верховную власть, а в результате оказался проигравшей стороной.
Прямо перед Февральской революцией Родзянко обвинил правительство в том, что оно «ширит пропасть» между собой, Государственной думой и народом в целом, и призвал продлить полномочия 4-й Государственной думы ради спасения страны. Интересно, что даже в начале 1917 г. Родзянко отказывался лично возглавить оппозицию.
Во время Февральской революции Родзянко считал, что решается «судьба родины и династии», при этом хотел сохранить монархию и призывал создать «ответственное министерство». 27 февраля 1917 года Родзянко возглавил Временный комитет Государственной думы. От его имени он издал приказ войскам Петроградского гарнизона и призвал население столицы и других городов России соблюдать спокойствие и порядок.
28 февраля 1917 года Родзянко, находясь в Таврическом дворце (резиденция Государственной Думы), приветствовал полки Петроградского гарнизона, перешедшие на сторону парламента.
«Михаил Владимирович очень приспособлен для этих выходов: и фигура, и голос, и апломб, и горячность... При всех его недостатках, он любит Россию и делает, что может, т. е. кричит изо всех сил, чтобы защищали Родину», – вспоминал этот день политик правого толка В. В. Шульгин.
В эти дни Михаил Родзянко вел активные закулисные переговоры с императором Николаем II об отречении от престола. 2 марта 1917 года Николай II сообщил Родзянко, что готов отречься от престола в пользу сына Алексея, но при регентстве брата князя Михаила. Затем Николай передумал и отрекся в пользу брата. Брат царя Михаил не хотел принимать на себя престол, и подписал Акт об отказе от короны. Якобы, прежде чем подписать отречение, Михаил спросил у Родзянко, может ли тот гарантировать ему безопасность при вступлении на престол. Родзянко ответил императору:
«Единственно, что я могу гарантировать, — это умереть вместе с вами».
Так закончилась монархия в России…
Казалось бы, на этой волне Родзянко должен был взять верховную власть. Однако дальше он начал делать одну ошибку за другой. Родзянко не вошел в состав Временного правительства. Михаил Владимирович номинально оставался председателем Временного комитета Государственной Думы – видимо, надеялся сохранить верховную власть в России за парламентом. Он не понял, что российский полу-парламент, созванный царем, прекратил существование вместе с крушением монархии. Революция продолжалась дальше, и Родзянко ничего не оставалось, как обвинять Временное правительство в развале армии, экономики и государства.
Когда главнокомандующий русской армией Лавр Корнилов выступил для захвата власти летом 1917 года, Родзянко занял позицию «сочувствия, но не содействия». Когда же власть в октябре 1917 года захватили большевики, Родзянко пытался организовать защиту Временного правительства.
К концу 1917 года Михаил Родзянко растерял весь свой политический капитал. Всего меньше чем за год, Родзянко, бывший лидером умеренной оппозиции, сторонник конституционной монархии, не смог разобраться в революционной ситуации, растерял свое влияние и утратил свой статус. Его политическая карьера закончилась.
Милюков оказался прав: Родзянко не был опытным «политиком», в том смысле, который чаще всего понимают. Интриги не были его стихией. Чуть-чуть не удержал верховную власть в 1917 г. А потом все покатилось под откос - и карьера, и жизнь.
Большевики ненавидели всех «бывших». 500 тысяч рублей было обещано тому, кто живым или мертвым доставит в Смольный бывшего председателя Государственной Думы.
Родзянко сбежал на Дон, и даже там пытался созвать совещание членов всех 4-х Государственных Дум для создания «опоры власти» и выработки нового пути развития России. Однако новые пути для России в тот период уже решались не словопрениями, а в «классовых битвах» гражданской войны. В качестве беженца в армии генерала Корнилова Родзянко участвует в первом Кубанском походе и бежит в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославию).
Родзянко оказался между двух огней. Интересно, что белые считали Родзянко одним из виновников революции и крушения монархии. С большим трудом Родзянко удалось перебраться в Югославию. Есть сведения, что в поезде его узнали и избили бывшие белые офицеры, как «виновника всех бед».
Здоровье Родзянко было подорвано. Но и в Югославии, в стране, которая стала вторым домом для большой части белой эмиграции, он вряд ли мог чувствовать себя комфортно. Со стороны монархистов была устроена ожесточенная травля Родзянко. Барон Врангель заметил:
«Нам нужно было указать на кого-нибудь как виновника революции, и мы избрали вас».
21 января 1924 года умер Владимир Ленин – лидер советского государства, которое образовалось на развалинах Российской империи. После смерти тело Ленина было забальзамировано и помещено в Мавзолей, где оно находится по сей день. А всего через три дня, 24 января 1924 года в местечке Беодра в Югославии, вдали от родины умер бывший глава 3-й и 4-й Государственных Дум, Михаил Родзянко, который не принял новой власти и предпочел эмиграцию. Ему было всего 64 года.
Родзянко умер в нищете, и хоронили его на деньги югославского правительства, которое вообще симпатизировало белой эмиграции. В Югославии нашли приют и другие видные персоны царской России, - например, генерал барон Врангель. Между прочим, на Новом кладбище в Белграде до сих пор сохранилась могила Михаила Родзянко. На ней стоит простой деревянный крест.
Интересно, что династия Родзянко не прервалась в связи с революцией, а продолжилась в эмиграции. В 1989 году в село Всехсвятское Новомосковского района неожиданно приехал внук бывшего владельца этих земель – Василий Родзянко. Он стал не политиком, а… епископом Русской православной церкви в Вашингтоне. Побывав на земле предков, епископ Василий призвал жителей построить церковь и сохранять память о своем земляке. Внук Родзянко скончался в 1999 году на 84-м году жизни.
«Призыв этот до сих пор не услышан… Дом, где проживал Родзянко в Екатеринославе, по адресу улица Гоголя, 12, несколько лет назад был разобран до основания. Сегодня он заново воссоздан, но, по сути, это новодел. Сегодня в городе на Днепре нет улицы имени Михаила Родзянко – человека, много сделавшего в истории города и края», - завершает Максим Кавун.