Годами государство «закрывало глаза» на них и старалось изолировать от общества. Многие предпочитали их не замечать и делали вид, что их попросту не существует. Простые радости - покататься на качелях или поиграть с одноклассниками - были для них недоступны. И лишь совсем недавно родители детей с инвалидностью вздохнули с облегчением.
В Украине начали внедрять инклюзивные проекты. Особенные дети получили возможность жить нормальной жизнью, развивать свои таланты, изучать богатый окружающий мир и общаться со всеми, без исключения.
В 2017 году Днепропетровщина подписала Меморандум с Благотворительным Фондом Порошенко. Присоединилась к социальной программе первой леди страны Марины Порошенко «Инклюзивное образование - уровень сознания нации». Область стала локомотивом проекта и кардинально изменила подход к инклюзивному образованию. Судите сами: если в начале по системе инклюзии в школах Днепропетровщины обучалось 4 ребенка с особыми образовательными потребностями, то сейчас - 860. В регионе уже работает 255 школ с инклюзией, 71 медиатека и более 50 ресурсных комнат. В центре Днепра обустроен инклюзивный парк, а по всей области детей принимают 30 инклюзивно-ресурсных центров. Первый из них не только в регионе, но и во всей Украине, открылся в конце 2017 года на базе Солонянской опорной школы. Затем эстафету принял ИРЦ в Петриковке. А самый «молодой» ресурсный центр, в Межевой, недавно отпраздновал месяц работы.
Инклюзивно-ресурсные центры создают по единому типичному проекту. На Днепропетровщине их обустраивают за счет областного и местных бюджетов.
В центрах продумано все для комфорта детей. Ребята могут получить бытовые навыки или отдохнуть. В зале лечебной физкультуры - реабилитационные брусья, шведская стенка, яркие маты. Повсюду – множество игрушек, развивающих игр. Удобная мебель и книги. Интерактивные доски и компьютеры.
С детьми занимаются опытные специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, реабилитологи.Для ин дивидуальной работы - кабинеты с современным оборудованием, для групповой - учебная комната. Там - удобные парты, полки с книгами, мягкие кресла.
Один инклюзивно-ресурсный центр рассчитан на 80 детей с особыми образовательными потребностями от 2 до 18 лет.
О том, как нужно и важно развивать инклюзивное образование, говорят первые лица страны и области, а также те, кто работает с особенными детками, и кто их воспитывает.
Марина Порошенко, председатель Благотворительного Фонда Порошенко, первая леди страны:
- С ейчас инклюзивное образование - приоритет на высшем государственном уровне. Оно вошло в нашу жизнь и наполнилось новым содержанием. С момента введения реформы сделано невероятно много. Результат этого – радость в глазах детей, которые сегодня могут учиться в обычных школах рядом со сверстниками. У них есть друзья, они чувствуют себя счастливыми.
Валентин Резниченко, председатель Днепропетровской облгосадминистрации:
- Комфортные условия для развития всех детей - таковы современные европейские стандарты. Воплотить их в Украине - задача Президента Петра Порошенко. Днепропетровщина - национальный лидер по внедрению инклюзивного образования. Современные центры для детей с особыми образовательными потребностями обустраиваем обычно на базе модернизированных учебных учреждений. К созданию таких центров приобщаются и громады . Важно, чтобы необходимую помощь узкоспециализированных специалистов дети могли получать по месту жительства. Поэтому инклюзивно-ресурсные центры создаем в разных районах.
Юрий Голик, советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации:
- Никогда государство не уделяло столько внимания инклюзивному образованию. Сегодня совсем другие условия для детей с инвалидностью. Инклюзия - процесс, который не прекращается. В планах - построить первый в Украине инклюзивный детский сад в Каменском и приобрести мобильный инклюзивно-ресурсный центр. Хотим создать ИРЦ в каждой громаде, а ресурсные комнаты и медиатеки - в каждой школе области.
Ирина Грекова, начальник отдела образования Солонянского сельсовета:
- За более чем год работы в Солонянском ИРЦ увеличился коллектив. Мы решили добавить по одному психологу и реабилитологу. В Центр сегодня ходят 84 ребенка. Проводится интересное обучение и для родителей – логопедический интенсив. В течение 3-5 месяцев логопеды обучают родителей, как им заниматься дома с детьми, у которых есть незначительные дефекты речи.
Главное, что родители видят результат, и этим результатом они довольны. Мы очень горды тем, что наш воспитанник, ребенок-колясочник, в следующем году пойдет в школу и будет обучаться наравне со всеми. ИРЦ - реальный «мостик», который соединяет жизнь детей с особыми образовательными потребностями и окружающий мир.
Наталья Шевченко, директор инклюзивно-ресурсного центра в Петриковке:
- У нас занимаются 59 детей, самому старшему – 15 лет, самому младшему – 3 года. Работают два логопеда, врач-реабилитолог, дефектолог, психолог. Коллектив хороший, сплоченный, понимающий. Для родителей мы тоже время от времени проводим психологические консультации. У каждого нашего посетителя – индивидуальные график и программа, составленные исходя из результатов обследования. К нам часто приходят родители, просят показать, что и как, а потом спрашивают, сколько за все это нужно платить. Отвечаем: это бесплатно! И это прекрасная возможность для особенных детей стать частью большого и интересного мира, который доступен и открыт для них.
Оксана Мотрий, и.о. директора Межевского ИРЦ:
- Для нашей громады открытие инклюзивно-ресурсного центра стало знаменательным событием, которого ждали все. У нас около 220 деток, нуждающихся в услугах такого центра. Большинство – в помощи логопеда. А поскольку мы находимся далеко от областного центра, то родители из-за расстояния не всегда могли повезти ребенка к специалисту. Сейчас же никуда ездить не нужно, все занятия проходят на месте. И родители, и дети рады. У нас очень уютно, ярко и прекрасная энергетика, поскольку здесь все сделано от души!
Анастасия Скирлий, мама воспитанницы Межевского ИРЦ:
- Очень рада, что такой центр открылся в нашем поселке. Дочке нужно посещать логопеда. Ходим на занятия, занимаемся со специалистом. После занятия остаемся еще на пару часов, чтобы наиграться в сухом бассейне. Я уже вижу первые изменения в лучшую сторону. Это не только исправление дефектов речи, но и то, что ребенок становится более контактным.