Известный днепровский блогер Артём Костюк раскрывает малоизвестные страницы из истории мостов нашего города.
По мировым меркам, наш город достаточно молод. Еще моложе - построенные у нас переправы через реку Днепр. Но, несмотря на это, в истории мостов Днепра хватает загадок и тайн.Разобраться в части из них нам поможет в этом активно интересующийся историей и развитием родного города блогер Артём Костюк, о проектах которого мы уже не раз рассказывали. Свои исследования он публикует в собственном, очень популярном среди жителей Днепра блоге - artkostyuk.com.
Сразу несколько свежих постов его блога посвящено истории мостов Днепропетровска-Днепра. Артём провел большую работу, систематизировав большой объем данных и приведя уникальные фотографии. С его любезного разрешения Городской сайт делится этой информацией.
Есть разные версии об их происхождении. Одни считают их остатками старого деревянного моста. Другие – напоминанием о временной переправе, которая действовала, пока восстанавливали взорванный в годы войны железный мост.
Задался этим вопросом и Артём Костюк. Его исследование дало неожиданные результаты.
Вот что об этом сам пишет:
«Еще с самого детства меня интересовал этот момент, и на мои вопросы ответ был утвердительным — это остатки деревянного моста. Кто-то говорил, что это был предшественник нынешнего Амурского, который сгорел во время войны. Другие говорили, что это был временный мост, который функционировал в период восстановления основного. Версий было много, но во всех версиях фигурировал именно деревянный мост. Но оказалось, это не совсем так»...
«Сейчас очень трудно представить, что когда-то единственной связью между берегами Днепра был «Старый» мост, построенный в 1884 г. А до этого времени около века единственной переправой служил так называемый «наплавной мост».В 1796 г. в Екатеринославе был устроен наплавной мост и перевоз через Днепр. Содержать их «местное общество» уполномочило купцов Осипа Зайцева и Федора Лебедева. Мост этот был тогда на том самом месте, где ныне существует железный мост. При переезде чрез мост часть его, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался на свое место. Из-за этого конструкцию называли «живой мост». Зимой мост разбирали, а жители переправлялись просто по льду реки.
Во второй половине XIX века расположение переправы изменилось. На одной из первых фотографий Екатеринослава (около 1870 г.) видно, что наплавной мост размещался как раз на месте современного Нового моста. Такой мост, конечно, не мог удовлетворить потребностей в организованном сообщении. Пока Екатеринослав был патриархальным городком, он мирился с таким положением дел. «Промышленная революция» конца XIX века кардинально решила эту проблему постройкой моста №1 (Старый, Амурский) в 1884 году.
А в послевоенное время в Днепропетровске был другой, деревянный «новый» мост. Еще в 1944 г., в конце войны, когда «Старый» железнодорожный мост лежал в руинах, солдаты Красной Армии наскоро соорудили деревянный мост через Днепр. Он располагался как раз на месте современного «Нового» моста.
Уже к середине 1950-х годов этот деревянный мост пришел в негодность и был закрыт для проезда транспорта. По воспоминаниям старожилов, жители города продолжали ходить пешком с одного берега на другой. В самом мосту зияли дыры, шатались деревянные балки. Некоторое время сообщение между берегами осуществляли две баржи, которые отправлялись от улицы Миронова (ныне Европейская) до водной станции завода Карла Либкнехта в парке Воронцова. А в 1961 г. деревянный мост сгорел. В семейных альбомах днепропетровцев сохранились фото этого пожара. Руины деревянного моста стояли еще несколько лет, оживляя панораму Днепра».
Как считает Артём Костюк, это было бы крайне маловероятно, и в какой-то момент он усомнился в существовании деревянного моста. Тем более, что долгое время не удавалось обнаружить фотографии этого мифического моста.
И в этой ситуации на помощь пришли читатели блога.
«Читатель Сергей Чигвинцев показал мне фрагмент фильма Александра Довженко «Победа на правобережной Украине», где хорошо видно этот мост, - рассказывает Артём. - Я сделал скриншоты — по сути, это первые снимки с изображением деревянного Амурского моста (по крайне мере, я раньше подобного не встречал)».На скриншотах кадров этого фильма прекрасно видно, что сам Амурский мост был практически полностью разрушен (это видно на аэрофотоснимке 1943 года). Первостепенной задачей, учитывая, что Мерефо-Херсонский мост также был разрушен, было восстановление железнодорожного движения. Временный деревянный мост солдатами Красной Армии был выстроен в кратчайшие сроки.
Но этот мост находился метрах в 30 ниже по течению от Амурского моста – гораздо дальше, чем расположены уцелевшие сваи!
«Это еще одно доказательство того, что остатки деревянных свай, которые мы видим сегодня у основных опор, не имеют отношения к послевоенному деревянному мосту — он банально находился дальше, и сегодня от него не осталось и следа, - считает Артём Костюк. - Основной Амурский мост был разрушен немцами не полностью, а только до района острова Водник (возле Зеленого острова). Уцелевшая часть также использовалась как временная переправа. Сразу за этой уцелевшей частью и начинался деревянный мост. Он делал поворот влево, обходя руины. Его длина была примерно 1000 метров. Просуществовал временный деревянный мост примерно до 1951-1952 года, когда был восстановлен Мерефо-Херсонский железнодорожный. В эти годы начались работы по реконструкции Амурского моста, который был открыт в 1955 году».Так что же это за сваи?...
Принято считать, что эти мосты при отступлении взорвала Красная Армия, и два года до освобождения Днепропетровска они простояли в руинах.
Это – не совсем так.
Точнее, как следует из найденных Костюком редчайших фотографий, - совсем не так. Оккупанты активно восстанавливали эти переправы и достигли в этом определенных успехов. Об этом и рассказывает еще один пост из блога нашего земляка - «Мосты Днепропетровска в период оккупации».
В этом посте он приводит редкие кадры, присланные Алексеем Адамчиком. Эти фотографии сделаны немцами в нашем городе в 1942-43 годах.
На фото видно, как шел процесс восстановления Мерефо-Херсонского моста. При этих работах арки судоходных пролетов использовали как временные опоры для восстановления соседних секций.
Амурский мост, о чем мало кто знает, немцами был целиком восстановлен, и в 1943 году движение по нему было открыто.
Перед отступлением захватчики взорвали обе переправы…
Эти кадры тоже наглядно показывают, что к периоду оккупации остатки деревянных свай отношения – не имеют.
«К обсуждению темы подключилась доцент кафедры «Мосты и тоннели» ДИИТа Виктория Дриго и дала исчерпывающие ответы — она показала фрагменты своей книги, где описано назначение этих деревянных свай. Описание сопровождалось большим количеством иллюстраций. Вкратце говоря: это были временные деревянные опоры, которые были смонтированы и использовались исключительно для строительных работ по реконструкции Амурского моста в начале 1950-х годов.
Цитирую Викторию Дриго из обсуждения в Facebook:
Во время восстановления моста номер 1 параллельно капитальным опорам с низовой стороны были забиты 44000 деревянных свай, на которых смонтировали металлические фермы существующего моста. Они были установлены в проектное положение способом поперечной надвижки с использованием ручных лебедок. А временные опоры были демонтированы до уровня воды»...
Как видим, у этой загадки оказался достаточно необычный ответ.
Впрочем, возможно, у читателей Городского сайта есть свои версии о происхождении данных свай?..
А нам остается лишь поблагодарить Артёма Костюка за интереснейшее освещение этой необычной темы.
Фото – блога Артёма Костюка
Я очень много узнал о Днепре благодаря его коллекции фото! Ответить | С цитатой