В последние годы курганы вскрывают со страшной скоростью.
Из 3-4 курганов лишь один не вскрыт и не разворован, делится поисковик-кладоискатель Александр Ковалев. Мужчина давно увлекается поиском артефактов с помощью металлоискателя и практически каждый год видит все новые разоренные курганы.
«Порядочные поисковики просто ходят по полям-лугам-лесам с металлоискателем и ищут древности и клады, а черные археологи целенаправленно идут к кургану и грабят его», - отмечает Александр Ковалев.
Александр ходит по всей области с металлоискателем и разыскивает археологические ценности. В его коллекции есть и скифские наконечники и пуговицы, есть и монеты разных периодов. Есть как находки каменного века, так и наследие последних нескольких веков (обычно это монеты и оружие). Сейчас у него «горячая пора», ведь именно осенью, когда аграрии уже собрали урожай, есть возможность походить по полям по перепаханной земле поискать древние ценности.
«Поисковики никогда не ходят по засеянному полю, такое себе позволяют только черные археологи, которые целенаправленно приходят к кургану. Я видел много вскрытых курганов, как с горизонтальными подкопами (это очень опасно, может привалить) так и даже с квадратной ямой на верхушке кургана). Вот этой осенью снова наблюдал курган в сотне метров от Партизанского, его «выносят» уже не первый год и никому нет до этого дела, - рассказывает поисковик. - На самом деле в области до тысячи курганов и целый только каждый четвертый-пятый, сотни курганов уже разорены, причем большинство в последние годы».
Поисковик даже раз пытался задержать черных археологов, но они сбежали на автомобиле. Также Александр вызывал полицию на место вскрытого кургана, где были и следы лопат, и следы протекторов обуви и даже окурки и бутылка из-под водки. Но правохранители даже не приняли заявление, так как возле кургана не было ни таблички ни триангуляции.
«У нас подписано с табличками или триангуляциями 5-10 курганов, сотни остальных никак не описаны и непонятно это был просто дом или курган. Поэтому и доказать, что разорили именно курган довольно сложно, хотя чаще всего это именно курганы», - уверен кладоискатель.
Этой «неподписаностью» и пользуются аграрии, которым нужна плодородная почва, а не курган посреди поля. Они просто вскапывают курганы и обрабатывают землю. Трактор растаскивает холм по всему полю и тот тут то там поисковики потом находят то, что некогда захоронили в кургане.
«Когда идешь по полю и видишь то остатки керамики, то наконечник стрелы попадется, понимаешь, что когда-то давно на этом месте был курган», - делится поисковик.
Аграриев можно понять, они не готовы годами ждать пока государство направит археологов и те вывезут курган. Ведь, чтобы убрать курган с поля надо подать заявку в министерство, затем там ее рассмотрят (это занимает несколько месяцев) и, если курган очень ценный, то запланируют его исследование и профинансируют его разработку археологами аж на следующий год. А если не очень ценный, то археологов можно ждать годами.
Вот черные археологи и разграбляют скифские курганы, а аграрии равняют их с землей. И с каждым годом уникального скифского наследия у нас все меньше, зато больше уникальных лотов на мировых аукционах.