В 21 веке многие стремятся открыть и развивать свое дело. И почти каждый сталкивается с тем, что личное имя и репутация автора проекта серьезно влияет на успех. На эту тему поговорим со специалистом в сфере пиара и построения личного бренда Сергеем Черпаковым.
- Сергей, вижу сейчас вашу активность в социальных сетях, вы сменили акценты в своей деятельности? Означает ли это, что ты признаешь социальные сети, как наиболее мощный инструмент для пиара?
- Со временем работы я выделил то, что большинство клиентов обращаются к этой теме. И, как правило, их попытки пира в социальных сетях не приносят нужного результата. Мы решили погрузиться в интернет-сообщества, чтобы помочь людям эффективнее использовать свое время и свои ресурсы. Действительно, затраты на пиар в социальных сетях значительно ниже, чем традиционные медиа, здесь шире охват. Здесь можно точно измерить эффективность, здесь больше инструментов для настройки кампаний. Я считаю, что на сегодняшний день продвижение в социальных сетях – это не роскошь, а минимальная необходимость. Особенно для малого бизнеса.
- Сейчас, к слову, очень много людей предлагают услугу продвижения в том же фейсбуке, инстаграм, накрутку лайков, комментариев. Неужели Вы тоже этим занимаетесь?
- Нет, у нас другое. У нас комплексный подход. Этот сервис я называю «Социальные толкачи». К каждому клиенту у нас индивидуальный подход. Для начала мы выясняем реальную картину по проекту, по человек. Затем я, как маркетолог и пиарщик, составляю программу, согласно специфики деятельности. Затем мы переходим к созданию уникального контента. Здесь мы уже привлекаем фотографа, видеографа. И только потом переходим к «посеву» на заданную аудиторию.
- Есть ли смысл продвигаться в социальных сетях бизнес-проекту? Или все-таки лучше, когда бизнес представляет конкретная личность?
- Смотря какой бизнес. Если это живой бизнес, для людей, то, конечно, можно продвигаться. Но тогда и нужно показывать людей, которые его создают, которые пользуются продуктом. Если это узкоспециализированный бизнес, какие-то промышленные станки, то эффективность будет низкой. Вообще в социальных сетях люди любят смотреть на людей – на их эмоции, на их реакцию, на их истории. Глядя на других людей, человек на эмоциональном уровне уже связывает себя с продуктом. Поэтому любой проект, любой контент нужно оживлять.
- Скажи пожалуйста, какие у вас уже есть интересные кейсы?
- Например, продвигали спортивное питание. В том случае мы тоже снимали разных людей с батончиками. Показывали, как они себя чувствуют, когда пробуют на вкус эти изделия. Писали истории, которые связывали с продукцией. Так же сделали кампанию с одним из рестораном. Там мы отошли от шаблонного варианта – показывать красиво еду. Мы собрали молодых парней и девушек разных образов, сделали с ними фото и видеосессии в ресторане. И таким образом мы показали, для кого это кафе, как эти люди себя здесь чувствуют. Вот такие небольшие примеры.
- Сергей, а почему, собственно, поменяли акцент на соцсети?
- Практика показала, что многие проекты, которые мы продвигали, требовали нестандартных решений, инструментов. Поэтому мы точечно делали определенные действия, используя те же Фейсбук, Инстаграм. И результат получался хорошим. Тогда я и убедился на личном опыте, что стоит этому каналу коммуникаций уделять больше внимания. А в нашем деле по-другому нельзя – нужно следить за тенденциями и быть в тренде. Ну, и плюс сами социальные сети становятся все более адаптированными под бизнес. Там создаются различные сервисы, функции с целью привлечь бизнес, который повысит монетизацию самой сети.
- Я так понимаю, достаточно много людей, которые еще не понимают, как правильно продвигаться в соцсетях?
- Действительно так. К тому же, многие деловые люди не имеют достаточно свободного времени, чтобы заниматься этим самостоятельно. Для них реальный выход – найти специалиста, который возьмет это на себя и доведет до результата.
- Что ты скажешь по поводу того, что и Фейсбук, и Инстаграм постоянно меняют свои алгоритмы?
- Да, как я и говорил, эти сети становятся более ориентированными на бизнес. Новые алгоритмы провоцируют людей оплачивать рекламу внутри сетей, чтобы продвигать себя. Сейчас ситуация такая: примерно 10% наших подписчиков видят наши новые посты. Чтобы охватить большую аудиторию, и привлечь новую, приходится оплачивать рекламу, или идти на разные ухищрения. А мы, в свою очередь, не ограничиваем себя только соцсетями. Для своих клиентов, мы делаем комплексный план по продвижению. В нем задействуем разные каналы коммуникаций.
- Есть ли опыт работы с блогерами? Сейчас это очень популярный инструмент для пиара.
- Да, конечно. Был даже опыт создания собственного блогера с нуля. Это очень тяжело. Так же помогал знакомой начинающей блогерше раскручиваться. Мы придумывали нестандартный контент, показывали креативный подход в ее деятельности. Так же нашли источники, откуда привлекать целевую аудиторию. И сейчас она успешно развивается. В принципе, могу подтвердить, что это достаточно эффективный инструмент для продвижения, если ваша аудитория, и аудитория блогера совпадают по интересам, ценностям.
- Сергей, правильно я понимаю, что для популярности в социальных сетях нужно быть необычным, не похожим на других.
- Это можно сказать в целом о стратегиях пиара. Если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание: делайте то, чего не делают другие. Конечно, чем оригинальнее и креативнее контент, чем сильнее эффект «вау», тем больше аудитория на вас залипает. Индивидуальность – самое главное. Был у нас такой пример. Мы сделали одному из клиентов (косметолог) достаточно вызывающий презентационный ролик. Они показали его на международной конференции. После просмотра все гости только его и обсуждали. Клиент сам не ожидал такой реакции, но эффект был достигнут – о ней говорят, ее запомнили, и с ней хотят сотрудничать. Проявление индивидуальности – это сильная черта. Подсознательно люди хотят идти за сильными личностями.
- Сколько ты времени тратишь на обучение и на развитие?
- Сейчас я больше провожу времени в интернете, чем ранее. Постоянно нужно помогать менеджерам. Бывает, когда их компетенции не достаточно. Что касается обучения, то все в основном проходит онлайн. Есть несколько приоритетных школ, за материалами которых я слежу, и стараюсь посещать все вебинары.
- Один бизнесмен сказал: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то у вас нет бизнеса».
- Да, согласен. Дело в том, что интернет сейчас – самый простой и эффективный способ найти нужную информацию. Если человеку нужно купить печенье или велосипед, он будет выбирать из тех компаний, которые представлены в интернете. Только если у вас какая-то торговая точка в людном месте, вы можете рассчитывать на постоянную аудиторию, но вряд ли на какой-то серьезный рост. В другом случае, вам нужно заниматься продвижением себя в интернете.
- Куда сейчас стоит больше направить ресурсов – Фейсбук или Инстаграм?
- Нет однозначного ответа. Какие-то проекты лучше имеют эффект в Фейсбуке, какие-то – в Инстаграме. Нужно понимать, что это ресурсы одной компании. Они достаточно хорошо друг с другом интегрированы, поэтому происходит слияние аудитории. Но все, что касается более молодой аудитории до 35 лет, лучше заходит в Инстаграме.
- Твой прогноз: сколько социальные сети будут развиваться?
- Конечно. Аудитория в соцсетях постоянно растет. Я думаю, очень долго. Даже когда аудитория максимально наполнится, создатели будут бороться за то, чтобы люди проводили там как можно больше времени.
- Это значит, что работы у вас будет много… Готовы ли к вы к росту?
- Да, конечно. Есть штатная команда. Есть специалисты-фрилансеры, которых мы подключаем под конкретные проекты.