Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
11.09.2018

Екатерина Мусиенко: 30 лет в раскопках

Екатерина Мусиенко: 30 лет в раскопках

Мастер народных кукол, краевед и археолог Екатерина Мусиенко из Днепра в эксклюзивном интервью Городскому сайту – о тайнах раскопок, найденных сокровищах и секретах этого увлекательного занятия.

Как кукольница «рассекретила» свою любовь к археологии

…Как мастер изготовления народных кукол Екатерина Мусиенко давно известна посетителям днепровского Дома искусств и гостям всеукраинских выставок народного творчества. О созданных ею куклах, долгих поисках в воссоздании древних народных игрушек и в целом о судьбе мастера Екатерины Мусиенко Городской сайт уже рассказывал.

И лишь немногие до недавних пор знали, что уже ровно 30 лет ее главным призванием в жизни является археология, а уже потом появилось увлечение куклами. Свою 30-летнюю кочевую жизнь в постоянных раскопках Екатерина широкой публике «рассекретила» всего месяц назад, организовав ко Дню археолога выставку в Доме искусств, о чем тоже рассказывал Городской сайт.

На выставке представлена лишь крошечная часть увиденного ею и найденного в десятках экспедиций. При этом себя археологом Екатерина просит не называть, поясняя:

- Археологи – это те, кто имеет научные степени по этой науке, множество статей. Я же – человек, очень любящий историю нашей страны, краевед. На самом деле многие интересуются прошлым человечества. Ведь мы - наследники этого времени и, в свою очередь, делаем вклад в наследие, которое останется будущим поколениям. Но следы жизни народов прошлого скрыты от нас в глубине веков. Кем были эти люди, как они выглядели, чем занимались, что ели, чем отличались от нас? Это лишь некоторые из вопросов, на которые ищет ответы археология. Суть археологической науки - медленное, иногда мучительно длительное накопление знаний человека о самом себе, о своем прошлом.

На раскопках – с девятого класса

- С чего же началось это увлечение раскопками?

- В детстве я по примеру старших сестер Наташи и Тани хотела быть геологом, - признается Екатерина Мусиенко. – Они все время были в длительных экспедициях, привозили с собой массу интересных историй о романтике жизни в палатках, найденные образцы пород. А потом один из наших родственников, работавших в горном институте, приехал к нам в Марганец (откуда я родом) и буквально «заразил» меня интересом к археологии. С девятого класса я пошла в археологический кружок и уже вскоре участвовала в первых настоящих раскопках. Наш Марганецкий ГОК как раз расширял зону добычи, и мы пытались оттуда спасти хоть что-то для истории. Это была настоящая экспедиция (хотя и на окраине родного города, поэтому родители меня туда и отпустили) – с палатками, кострами, непередаваемой атмосферой, мечтами найти свою пектораль или хотя бы обычные золотые украшения. В такую же экспедицию я отправилась и на следующее лето, уже «заболев» раскопками всерьез.

- И куда в итоге поступали после школы? Где учат на археологов?

- Поступила на исторический факультет Днепропетровского университета, и с мая по сентябрь пропадала в экспедициях. Часто бывало по три экспедиции в год.

- В каких самых интересных экспедициях вам приходилось участвовать?

- Под Астраханью исследовали дворец эпохи Золотой Орды. Античные, готские, скифские поселения раскапывали в Крыму, под Каневом, на запорожских островах Хортице и Байды… Два года назад исследовали очень интересные первобытные стоянки на западной Украине. В этом году были на раскопках еще не исследованных частей знаменитого замка Меджибож в Хмельницкой области.

Награждена званием «Трактора 2-й степени»

- Представляю, сколько тонн породы прошло через ваши хрупкие руки!

- Никогда не занималась такими подсчетами… Но за 30 лет заслужила звание ветерана раскопок и «Маленького трактора» 2-й степени. Наверное, за то, что очень упорная…

- А что чаще всего находили? Какая судьба находок?

- Чаще всего – керамику, из осколков которой неимоверно интересно составлять изначальный сосуд, тарелку, вазу… Если находка стоящая, она отправляется в местный музей. Знаю, что находки, к которым причастна, хранятся в Каневе, Запорожье, Керчи, Меджибоже, в нашем историческом музее.

- А себе на память что-то можно с раскопок оставить?

- Те же осколки керамики, которые представлены на выставке в Доме искусств, если они не представляют особой исторической ценности. Но я уже давно такие артефакты на память не беру.

- Что самое интересное лично вам удавалось находить за это время?

- Под Керчью мы исследовали готское погребение, которое уже было разграблено «черными археологами». Накануне раскопок я потеряла часы с очень интересным браслетом. И вот на самом дне раскопа вдруг обнаруживаю два изящных золотых браслета с гранатами, очень похожих на мой потерянный браслет. Первой мыслью было: «А как он сюда попал?!».

- Вы упомянули о «черных археологах»… Часто со следами их деятельности приходится сталкиваться?

- Ох, практически постоянно! Еще полбеды, если бы такие деятели копали аккуратно. А то ведь часто работают тяжелой техникой. Бывает, экскаваторами перелопатят исторический слой так, что в нем все, что не выбрано ими, представляет собой только перемешанные с грунтом черепки…

На раскопках оживает прошедшая эпоха

- Найденные по-честному сокровища не унесешь домой. Вместо премий и медалей – только почетное звание «трактора»... Зачем это все надо вам, Екатерина?

- Мне трудно передать словами ощущения во время раскопок… То время будто оживает перед тобой. Словно вживую видишь, как и в чем наши далекие-далекие предки варили еду, как здесь бегали их дети, лаяли собаки. На кого они охотились, с кем воевали, как любили друг друга и умирали. Во время раскопок оживает давно минувшая эпоха, и это ощущение ни с чем не сравнить!

- Из этого интереса к истории произошло и увлечение традиционными украинскими куклами?

- Совершенно верно! Изучение истории, археологии очень помогает глубже понять традиции кукол, их богатую символику. Эти увлечения очень органично дополняют друг друга. Например, на раскопках в Меджибоже я проводила мастер-классы по изготовлению кукол – было интересно и детям, и взрослым.

- Кого-то из родных удалось заразить страстью к раскопкам?

- Сын Саша с пяти лет рос в археологических экспедициях… И хотя по профессии он специалист в сфере компьютерных технологий, интерес к истории ему безусловно передался. Например, недавно он участвовал в подготовке очень интересной исторической игры, которая проводилась в Днепре.

- О чем мечтается после 30 лет раскопок?

- Создать свой небольшой краеведческо-археологический музей – чтобы люди могли увидеть, как в реальности проходят раскопки, что можно найти в земле. И понимали, что в нашей богатой земле скрыто еще множество загадок и тайн.

… Сейчас Екатерина сама руководит археологическим кружком городской Станции юных техников Днепра и приобщает молодежь к этому трудному, но увлекательному занятию. Не первый год она сотрудничает и с археологическим кружком «Борисфинит», который уже 28 лет работает в поселке Днепровское Верхнеднепровского района. Мальчишки и девчонки из этого кружка нынешним летом вместе с Екатериной Мусиенко и другими специалистами как раз и были на раскопках замка Меджибож.

Городской сайт от всей души желает Екатерине Мусиенко совершить еще множество ценнейших находок в этой жизни!

Текст: Константин Шруб

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Жытель  (11.09.18 14:03): У нас такие постоянно мусорники раскапывают... Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності