Реставраторы моют полотно мылом и обрабатывают уксусом. И планируют не только отмыть полотно, но также обновить саму конструкцию, некоторые участки которой зацементируют.
Второй месяц кряду столичные реставраторы восстанавливают диораму "Битва за Днепр". Экспозиция, которая иллюстрирует освобождение от нацистских войск плацдарма в селах Войсковое и Вовниги 23 октября 1943 года, что позволило в дальнейшем выбить фашистов из Днепропетровска и Днепродзержинска, является второй по величине в Европе, занимая площадь в 840 "квадратов" (для примера, площадь фасада стандартной пятиэтажной хрущевки составляет 870 "квадратов"). "Сегодня" побывала в Днепропетровском историческом музее им. Дмитрия Яворницкого и выяснила, какие преграды приходится преодолевать специалистам при работе с мегаполотном.
Сам процесс реставрации выглядит довольно эпично: чтобы очистить полотно такого размера, работникам приходится использовать строительную люльку и особый реставрационный материал. Специалисты наносят на рисунок раствор так называемого марсельского мыла, которое смывают водой, а напоследок обрабатывают картину однопроцентным раствором лимонной кислоты.
"Это полотно написано классически правильно, технически выдержанно. То есть начиная от состава грунта (эмульсионный. — Авт.) и заканчивая составом масляной краски. Здесь все написано исключительно правильно, поэтому оно не потемнело и не разрушается. А будет еще очень и очень долго жить", — объясняют эксперты из реставрационного центра.Реставраторы планируют не только отмыть полотно, но также обновить саму конструкцию, некоторые участки которой зацементируют. Уделить внимание хотят также пушкам, пулеметам, мелкокалиберному оружию и даже немецким шинелям, которые создают особую атмосферу поля битвы в диораме. Кстати, все эти вещи, как подчеркивают реставраторы, не бутафория — они взяты из военных частей. Работать над полотном специалисты будут до конца апреля.