Рев мотора, яркие красивые мотоциклы, разноцветные кожаные костюмы и другие атрибуты байкерского образа однажды привлекли внимание будущего чемпиона Украины по шоссейно-кольцевым гонкам Дарьи Разумовой.
Эксклюзивно «Вістям» спортсменка приоткрыла завесу будней профессиональных мотогонщиков, а также рассказала, каким был ее путь к успеху.
— Дарья, однажды Вы решили наполнить свою жизнь драйвом с привкусом опасности. Что же повлияло на Ваш выбор?
— Когда шесть лет назад я впервые обратила внимание на байкерскую тусовку возле «шарика» на Фестивальном причале в Днепре — поймала себя на мысли, что тоже хочу надеть яркий костюм и проехаться со скоростью ветра в колонне байкеров. За полгода накопила средства и приобрела мотоцикл Honda VFR 1988 года, с V-образным двигателем. Сдала на права, познакомилась с несколькими байкерами, и с приходом весны выехала на долгожданные «покатушки».
— Как проходило обучение?
— В процессе обучения надо мной смеялись почти все знакомые. Говорили, что я никогда не смогу ездить — тогда любой поворот на 90 градусов заканчивался падением. Однажды остановилась на заправке и забыла выставить подножку — за спиной услышала характерный звук падающего мотоцикла (улыбается). В первый сезон я изъездила сотни километров по Днепру и области. Также могла махнуть в столицу и другие города. Получала огромное удовольствие от поездки наедине со своими мыслями. А по приезде встречалась с друзьями, и мы катались уже вместе. Посещала различные байкерские слеты. Например, мероприятие «Веселый переплет», которое проводилось в Святогорске.
— Судя по всему, участие в мотогонках тогда еще не планировали…
— Даже мысли такой не возникало. Просто наслаждалась покатушками и общением с единомышленниками. В самом начале следующего сезона произошел неприятный инцидент. После словесной перепалки с девушкой за рулем авто на светофоре эмоции взяли верх — я не справилась с управлением и врезалась в ее авто. Дальше — около двух месяцев восстановления, так как была большая открытая рана, порваны мышцы и связки на ноге. Эта ситуация научила меня жизненно важному правилу: во время вождения мотоцикла нельзя нервничать, нужно сохранять холодный разум и твердую руку. А также во избежание подобного, приобрела более современный мотоцикл с лучшими тормозами — Suzuki GSX-R. Этой фирмы у меня еще было три модели разных годов — от старой к более новой технике.
— А когда впервые появилась мысль о профессиональном спорте?
— Очередная байкерская встреча на набережной Днепра кардинально изменила мою жизнь. В тот день приехали ребята, которые возвращались с тренировки на мототреке в Полтаве. Много рассказали о своей спортивной жизни и предложили всем желающим в следующий раз попробовать свои силы вместе с ними. Я поехала на два дня, на протяжении которых были тренировки и любительская гонка. Показала хороший результат и уже тогда почувствовала, что мотогонки — это мое!
— Следующий сезон стартовал уже с активных тренировок?
— Совершенно верно! Много тренировалась, участвовала в любительских гонках, Кубке Украины… Занимала призовые места. В 2016 году регламент чемпионата Украины впервые позволил принимать девушек в составы команд. Мне поступило официальное приглашение пополнить ряды украинской профессиональной гоночной команды SP Moto, которую возглавляет восьмикратный чемпион страны в классе «Супербайк» Евгений Писарев. Тогда началась моя профессиональная карьера. Первый чемпионат Украины принес победу в классе «Lady». В этом году также заняла первое место. Хотя был и форс-мажор: во время пятого этапа соревнования неожиданно пошел дождь, а у моего мотоцикла была резина для сухой погоды. Приехала второй, но на суммарном результате это не отразилось.
— Значит, не только профессионализм спортсмена — залог успеха?
— Подготовка мотогонщика, разумеется, играет ключевую роль. Важно и умение «выкрутиться» из непредвиденной ситуации. В этом году на третьем этапе чемпионата Украины во время гонки оказалось, что бензина в баке недостаточно. Так я сбросила темп, пропустила самую быструю участницу, ехала за ней, а перед финишем обогнала и приехала первой.
— В каких городах проходят этапы чемпионата Украины? Насколько сложно сделать по 12-15 кругов на автодроме в жаркую погоду?
— Пять этапов соревнования проходят в Киеве, Полтаве и Каменском с мая по октябрь, с перерывами в самый жаркий период. Однако случалось, что в день гонки столбик термометра поднимался выше отметки +35 °C. Перегревалось все, что только может. Температура двигателя — более 100 градусов, и пилоты ощущают жар от него. К этому — еще и экипировка из кожи. И в шлеме, закрывающем всю голову, также не прохладно.
— Приходилось ли Вам тренироваться или выступать на соревнованиях за границей?
— Прошлой зимой я побывала с командой в Испании. В Валенсию мы летели на самолете, а наши мотоциклы перевозились на специальном авто с прицепом. Сложно передать словами, какие я испытывала невероятные ощущения от тренировок на одном из самых крутых мировых треков, где проводятся финалы гонки MotoGP. Также удалось погонять на велодорожке в городе Калафате. После тренировок проводились любительские гонки. А недавно побывала еще и на треке в чешском Бруно.
— Дарья, расскажите, какие они — будни мотогонщика?
— До профессионального спорта я успела исколесить всю Украину. Уже в течение двух лет мой мотоцикл не предназначен для поездок по городу — с него снят весь лишний вес: оптика, свет, зеркала, фонари сигналов торможения. До мототрека мотоцикл везут на прицепе. В теплое время года тренируюсь по выходным, в будние дни, если получается выкроить время. Для зимнего сезона в Украине предназначен только крытый картинг в Киеве. Также регулярно тренируюсь в спортзале. Для девушки важно быть влюбленной в мотогонки. Необходимо хорошо знать, как устроен мотоцикл — понимать физику процессов в момент, когда ты «летишь» по треку. А также уметь самостоятельно ремонтировать некоторые поломки. Что еще могу сказать про будни — появилось много классных друзей-мотогонщиков (улыбается).
— Спортсмены часто рассказывают, что перед соревнованиями переживания зашкаливают…
— Все настроены на победу, поэтому и присутствует волнение. У каждого — свой секрет борьбы с ним. Я, например, разговариваю с мотоциклом — рассказываю, как я его люблю, и какое он солнышко (улыбается). А один мой коллега обязательно дремлет перед гонкой в раскладном кресле возле своего байка. Разумеется, волнуют и мысли о возможной опасности, но только до и после гонки. Когда же пилот на трассе — концентрация только на стартовом светофоре, процессе гонки, соперниках.
— Расскажите, что Вас вдохновляет на изнуряющие тренировки и соревнования? Что в планах?
— Главный вдохновитель — победа! После того, как постою на высоком подиумном месте и послушаю аплодисменты, заряд энергии сохраняется до следующей гонки. В планах — участие в очередных чемпионатах Украины, а также хочу попробовать силы на чемпионате Европы.