Технический музей Днепра «Машины времени» пополнился очередным необычным экспонатом – планером одного из «пионеров» этого технического вида спорта Василия Редченко.
Создатель и директор музея Михаил Прудников пригласил журналиста Городского сайта увидеть, как идет подготовка нового экспоната к передаче музею и пообщаться с владельцем планера.
Кстати, в музее это – уже третий экспонат, связанный с небом!
- Третий после самолета и парашюта, - напоминает мне старший экскурсовод Сергей Белявцев. – Нам особенно дорого, что этот планер сделан руками людей, которые в далекие 1970-ые годы первыми покоряли небо над Днепропетровском.В этом скромном, интеллигентном (на минуточку – доктор технических наук!) 58-летнем мужчине с первого взгляда не угадаешь заядлого планериста. На все восторженные эпитеты Василий Павлович смущенно машет руками: мол, перестаньте. И продолжая собирать планер вместе со своим давишним приятелем Владимиром Григорьевичем Ореховским, рассказывает об истории и своего увлечения, и этого планера.
- Планеризмом «заболел» в середине 1970-х, будучи студентом ДИИТа и увидев публикации о таких рукотворных парящих птицах в журнале «Техника – молодежи!», - рассказывает он. – Как часто бывало в то время, до СССР новинка пришла с изрядным опозданием. До того планеры уже стали очень популярны в Европе, придя туда из Австралии. Загоревшись мечтой построить свой первый планер, в 1978 году пришел узнать обстановку в ДОСААФ. А там как раз планеризм был включен в число поддерживаемых технических видов спорта. Приняли с радостью и посоветовали в ДИИТе создавать секцию планеризма.Как скромно отмечает Василий Редченко, он не был пионером планеризма в Днепропетровске. К тому времени уже пару лет секция планеристов из четырех энтузиастов была в трубном институте. Пробовал летать на планере и известный популяризатор целого ряда видов спорта Юрий Ершов.
Более опытные коллеги помогли начинающим диитовцам советами, публикациями и даже материалами. Но до красивого полета предстояло пройти непростой путь.
- Помню, на первое собрание секции планеризма пришло около 50 студентов ДИИТа, - вспоминает Василий Редченко. – Когда узнали, что планер предстоит строить самим за свои же деньги, на второе собрание пришло уже человек 25. А до пробных полетов осталось всего 8…
Это только в фильмах начинающий планерист взмыл в небо - и унесся ввысь на полчаса. На самом деле сделанный планер предстояло еще долго «учить летать» - доводить до ума, корректируя размер, геометрию крыла. Да и самим начинающим планеристам приходилось учиться с нуля. Даже несмотря на то, что у Василия за плечами был опыт прыжков с парашютом…
- Так что действительно первый полет не запомнился ничем особенным, - усмехается планерист. – Вот когда уже получалось пробыть в небе 15-20 минут – тогда приходили совсем другие ощущения восторга.Планеристы 1970-80-х годов совершали свои полеты в районе Подгороднего, с правого берега реки Кильчень, где немало подходящих склонов и обрывов. Позже на этом месте создали областной планеродром. Ездили и в сторону Днепродзержинска, стартуя со склонов балок.
Кто-то этим красивыми видом спорта увлекается на всю жизнь, совершая полеты и в почтенном возрасте. Активное увлечение планеризмом Василия Редченко продолжалось относительно недолго – 5-6 лет.
- Почему перестал заниматься? – размышляет он. – Появилась семья, двое детей. Стал заниматься серьезной научной работой, связанной со строительством и обследованием мостов. Нередко приходилось видеть, как после неудачных полетов оставались инвалидами и даже гибли знакомые планеристы… В общем, однажды я отнес этот планер в подвал, где он и пролежал 30 лет.
Этот планер стал третьим по счету, построенным Василием Редченко, - и самым совершенным из всех. Несколько лет назад побывав в Варшавском музее техники, среди его экспозиции он увидел и старенький планер. Тогда впервые защемило мыслью о том, что и его детищу, может, не самое комфортное место в подвале.
- А когда недавно посетил музей «Машины времени», понял, что ему самое место – здесь! – радостно вспоминает Василий Павлович. – Здесь все такое близкое по духу! Рад тому, что моим планером согласились пополнить коллекцию музея.Михаил Прудников был очень растроган таким подарком.
- Наш музей – это не просто собрание редких экземпляров техники, а особый мир старинных машин, их владельцев и времени, в котором они жили, - говорит Михаил Прудников. – Счастлив тому, что благодаря этому планеру и Василию Редченко перед посетителями музея откроется страница истории смелых и изобретательных людей – первых планеристов нашего города!