Ярким, душевным творческим вечером свое 70-летие на сцене Днепровского академического театра драмы и комедии (бывший имени Горького) отметил один из ведущих актеров этого театра Александр Мишин.
43 года творческой жизни Александра Николаевича связано с этим театром. Более 150 ролей сыграно им на сцене театра и в кино! «Ужин дураков», «Фигурант», «Лесная песня» - вот лишь несколько спектаклей, в которых сейчас можно увидеть этого артиста. И не случайно для проведения своего творческого вечера Александр Мишин выбрал спектакль «Ужин дураков». В этом спектакле он играет потрясающе тонкую и умную роль главного героя Франсуа, во всей полноте раскрывая многогранность своего актерского дарования.
А после завершения спектакля зрителей ждал сюрприз – отдельный творческий вечер, в котором переплелись оригинальные и вдохновенные номера его воспитанников (Александр Николаевич много лет преподает в нашем театральном колледже и детском театре «Золотой ключик»), документальные фрагменты о судьбе юбиляра. Поздравления, среди которых самыми трепетными были от сына Николая (режиссера одного из санкт-петербургских театров) и дочери Варвары (главного режиссера 27-го телеканала). А завершал этот вечер пронзительный монолог Александра Мишина о судьбе актера, о жизни с вечно оголенным нервом души…
Его любовь к театру не меркнет, не утихает с годами.
- Театр – это тайна и разгадка тайн, - говорит Александр Мишин. – Надеюсь, впереди у меня еще немало тайн, которые предстоит попытаться разгадать… У настоящего театра – только два врага. Ремесло, не оснащенное талантом, и талант, не владеющий ремеслом. Каждый день я начинаю жить с чистого листа, как будто нет за плечами почти полувекового актерского опыта.
Однако счастливая актерская судьба у Александра Николаевича во многом состоялась благодаря не только его таланту, но и удивительным встречам, которые были в его жизни.
- Я родился в 1947 году в Северной Корее – туда моего отца направили служить после окончания войны с Японией, в которой он участвовал, - вспоминает Александр Мишин. - Я очень хотел быть моряком, мне нравилась морская форма, но после того как в первом классе школы сыграл в спектакле «Снежная королева», увлекся театром. Участвовал в самодеятельности, очень много читал, особенно любил стихи: учил их наизусть, и даже писал сам. Но после окончания школы в Красноярское училище искусств меня не приняли – дело было в том, что я не выговаривал букву «р», картавил... После такого провала мне было все равно, где учиться – я пошел в индустриальный техникум. А параллельно стал актером народного театра. В 1964 году в Красноярск в наш театр заглянули студенты и актеры из Ленинграда. После нашего выступления ко мне подошел высокий красавец-блондин и спросил: «Ты стихи любишь? Хочешь, я буду с тобой заниматься? Меня зовут Коля...». Это был Николай Олялин.
Именно Олялин посоветовал Александру Мишину поехать в Ленинград, в НИИ уха, носа, горла и речи. Заработав деньги во время практики, Саша отправился в город на Неве. От картавости врачи помогли избавиться, а очарование Ленинграда оказалось настолько сильным, что Мишин решил попытать там актерского счастья. Николай Олялин давал своему «ученику» последние напутствия, и Мишин стал студентом.
В некоторой степени Олялин причастен к тому, что Александр Мишин связал свою судьбу с Днепропетровским театром Горького. Вот как он сам об этом вспоминает:
- После армии я работал в театре Челябинска. Как-то заехал в Киев к Николаю Олялину, а у него был в гостях Евгений Зубовский, тогдашний главный режиссер тетра им. Горького. Он меня и пригласил работать в Днепропетровск. Я стоял перед выбором: Киевская студия киноактера или Днепропетровск, но в итоге выбрал театр. С 1974 года работаю в театре им. Горького, никогда о своем выборе не жалел.
Дружеские отношения долгое время связывали Александра Мишина и со Станиславом Любшиным: у этого актера днепропетровец не раз бывал в гостях в его московской квартире, и звезда фильмов «Щит и меч», «Пять вечеров» с гордостью показывал другу мебель, которую он вырезал своими руками. Любшин хотел снять Мишина в своем фильме по произведениям Чехова, присылал ему вызов на съемки, но в театре решили, что такой актер нужнее именно здесь, а не в кинематографе...
Из-за любви к стихам Мишин не раз общался с Михаилом Козаковым. С восхищением вспоминает Александр Мишин и Андрея Миронова, который в 1980-е годы приехал в Днепропетровск на гастроли - у него было запланировано три концерта в один день. А за двойной гонорар ему предлагали провести еще четвертый. Но Миронов отказался, отрезав: «Я не могу, это будет халтура. А я очень люблю свою профессию!».
За 43 года служения в Днепровском театре драмы и комедии Александр Мишин сыграл около 90 ролей первого и второго плана в спектаклях классической и современной драматургии. Его самыми яркими ролями стали Владов в «Открытии профессора Авилова», Иван в «Чем люди живут», Тятин в «Егор Булычев и другие», Хирин в «Сердце не камень», Красавин в «Дети Ванюшина», Леонид в «Виновник торжества», Петя Трофимов в «Вишневом саде» и многие другие.
- Мне особенно дороги роли в постановках Владимира Саранчука, - признает А.Н.Мишин. – Наверное, ему как режиссеру легко работать со мной, а я в эту работу всегда стремлюсь привнести что-то свое… И особенно дорог мне спектакль «Лесная песня». В постановке 1990-х годов много сил было отдано роли Лукаша, спектакль был по-настоящему близким. В постановке прошлого года – у меня роль Дядьки Лева, которая может быть еще глубже. Вдвойне мне приятно, что эту же пьесу Леси Украинки для постановки в Санкт-Петербурге взял мой сын…
За годы служения Александра Мишина театру драмы и комедии сменилось несколько поколений зрителей. Изменился ли современный зритель?
– Изменился. Нельзя сказать, что он стал хуже или лучше… Старшее поколение воспринимает всё эмоционально, открыто реагируют, а вот у молодежи чувствуется большой пробел. Людей же последние десятилетия воспитывали только на шоу. Порой и среди талантливой молодежи, занимающейся в театральном колледже, встречаются ребята, которые мало читают, не знакомы с именами даже известных поэтов…
А ведь понятия хороший артист и хороший человек – взаимосвязаны. Театр же всегда берег зерно духовности. Мне кажется, что со временем он будет двигаться в сторону психологизма. Были уже такие периоды в истории как сегодня, а затем театр все равно возвращался к своему главному предназначению – раскрытию внутреннего мира человека, ведь в этом есть потребность у зрителя.
Десятки, если не сотни молодых актеров раскрыли свое дарование в том числе и благодаря педагогическим усилиям и терпению Мишина-преподавателя. О том, легко ли было ему раскрыться в призвании педагога, Александр Мишин говорит следующее:
- Возможно, зерно этого таланта было заложено во мне. Его я в первую очередь постарался передать своим детям. А уже позже появилась потребность поделиться опытом, знаниями со студентами. Молодое поколение – очень динамичное, талантливое, быстрее впитывает знания и навыки. Меня больше всего радует, когда со временем раскрывается тот студент или студентка, которые поначалу выглядели обычными. Процесс превращения «гадкого утенка» в белого лебедя всегда завораживает…
Городской сайт от всей души желает Александру Мишину творческих и педагогических успехов, здоровья и – еще многих премьер!