Путь Украины в Европу начинается с дорог. Да, именно с качественных трасс, а не привычных каждому «танкодромов» из сплошных ям и ухабов. Три года назад практически все дороги Днепропетровщины были такими полосами препятствий. Но дорожная карта области меняется на глазах.
Днепропетровщина – лидер Украины по темпам дорожного строительства. Уже третий год подряд ДнепрОГА проводит масштабный ремонт дорог. Впервые за годы независимости капитально ремонтируются международные трассы. Кроме этого, качественные дороги получают города и села Днепропетровщины, куда дорожная техника не доходила десятилетиями. Благодаря усилиям команды Валентина Резниченко вся транспортная инфраструктура области может быть восстановлена за несколько лет.
Вот об этом мы сегодня и поговорим с советником председателя ДнепрОГА Юрием Голиком.
Днепропетровская область первой в стране была полностью готова к ремонту дорог государственного значения, которые обслуживает «Укравтодор». Когда в начале года Кабинет Министров четко обозначил план дорожных ремонтов, мы первыми провели торги, привлекли крупных подрядчиков с новой техникой. И даже начали работы раньше, чем стало поступать финансирование.
- В январе правительство четко определило трассы государственного значения в Днепропетровской области, ремонт которых финансируется государством по линии «Укравтодора», - напоминает Юрий Голик. – Это 36 километров трассы Днепр-Запорожье, 29 км трассы Днепр-Донецк в районе Николаевки, участок трассы Днепр-Царичанка и 38 км криворожской трассы. Общая сумма работ по результатам торгов составила 2,8 миллиарда гривен. Задачей областной власти было прозрачно привлечь подрядчиков и организовать работы, что является не самой простой задачей – ведь это и сотни единиц техники, и современные асфальтобетонные заводы, и быстрая работа железной дороги. Задачей государства – профинансировать эти работы. К настоящему моменту по линии «Укравтодора» выделено 244 миллиона гривен.
Дороги государственного значения имеет право ремонтировать лишь «Укравтодор». И деньги выделяются под эти цели – только ему. Но вопреки проблемам финансирования, Днепропетровская область все-таки совершила в этом году прорыв в капремонте трасс государственного значения. Палочкой-выручалочкой стали средства от перевыполнения плана региональной таможней.
- Эти дополнительные средства нам позволило изыскать участие в так называемом таможенном эксперименте, - поясняет Юрий Голик. – Региональная таможня Днепропетровщины перевыполнила план на 800 миллионов гривен, и половина этих средств должна пойти на ремонт дорог. Цель на следующий год – привлечь еще больше предприятий проходить таможенные процедуры в нашей области.
Эти средства позволили совершить то, что кажется невозможным.
Будет капитально отремонтирован 14-километровый участок трассы Днепр-Донецк от Павлограда до Николаевки. Раньше здесь были сплошные ямы и ухабы, сейчас – идеальное асфальтовое полотно, толщиной в 32 см.
Продолжается работа на магистрали Днепр-Запорожье. Эту важнейшую трассу ремонтируют впервые за годы независимости Украины. И это при том, что интенсивность движения по данной дороге государственного значения составляет 12 тысяч автомобилей в день, треть из них – разбивающие дорогу грузовики. В пределах нашей области качественно, по европейским стандартам отремонтировали 17 километров этой дороги. Вскоре там уложат верхний слой асфальта.
Именно на «таможенные» деньги впервые за 15 лет капитально отремонтирован 5-километровый участок трассы Днепр-Царичанка-Кобеляки-Решетиловка.
- Можно ли сделать эту трассу всю? Нужно! – говорит Юрий Голик. - Главное, чтобы финансирование поступало стабильно.
Ремонтируют и трассу Днепр-Киев – в целом обновят 6 километров дороги. Это дорога на Александрию, проходящая через Пятихатки. Она тоже была превращена в сплошные ямы. В этом году участок приобретет европейское качество.
21 километр качественного покрытия уложен еще на одной трассе государственного значения – Днепр-Кривой Рог-Николаев. Пожалуй, это был самый проблемный участок – полотно дороги было практически полностью разбито.
- Именно на таких «убитых» трассах надо концентрировать ресурсы государства, - убежден Юрий Голик. – Нужно дороги не латать по кусочкам, а брать самые проблемные трассы и делать их качественно, по-европейски, от А до Я, - как это делает ДнепрОГА с дорогами коммунальной формы собственности, т. е. с теми дорогами, которые находятся внутри населенных пунктов.
Работы на трассах госзначения будут продолжаться до 30 октября.
Кроме международных трасс, на Днепропетровщине второй год подряд ремонтируют коммунальные дороги, которые не обновлялись десятки лет. Это именно те дороги, ремонт которых может финансироваться областной властью. ДнепрОГА привыкла не искать причины проблем, а устранять их – быстро и эффективно.
- Ресурсы для восстановления дорожной инфраструктуры области во многом дала децентрализация – важнейшая реформа Украины, инициированная Президентом, - поясняет советник председателя ДнепрОГА Юрий Голик. – В полномочиях ДнепрОГА – проводить восстановление дорог внутри населенных пунктов, так называемых коммунальных. И с 2015 года нами обозначена задача: ежегодно проводить капремонт 150 коммунальных дорог. За 2015-2016 годы по нашей инициативе отремонтировано более 300 коммунальных дорог, превратившихся до этого в сплошные ямы. В этом году – отремонтировано 160 дорог общей протяженностью 350 километров.
Идеальный асфальт заменил ямы и ухабы в каждом районе Днепропетровщины. Перечислим лишь несколько районов и сел области, где произошли такие изменения.
Днепровский район. Уже сделано 6 дорог - в Сурско-Литовском, Волосском, Партизанском, Новоалександровке и Новониколаевке.
Село Заря Криничанского района. Вряд ли власть последние 20 лет вспоминала о существовании этого села, как и любого другого у нас в области, и уделяла ему внимание. Теперь там капитально отремонтирована улица Леси Украинки в этом селе. На этой улице - счастливые дети, которые могут кататься на велосипедах и роликах по нормальной ровной дороге, а не по ямам и колее.
Отремонтирована улица Харьковская в Терновке. Вопрос капитального ремонта этой улицы крепкие хозяйственники, красные директора и прочие политики за пару десятков лет решить не смогли. Менеджеры команды Валентина Резниченко сделали дорогу за три месяца.
В одном из городов шахтерской славы - Павлограде десятилетия у местных властей не доходили руки до капитального ремонта пешеходного моста, соединяющего центр города с одним из микрорайонов. Вероятно, команде ДнепрОГА больше всех не все равно то, что годами не ремонтировалось в малых городах Днепропетровской области, поэтому этой командой все методично восстанавливается и приводится в порядок. Мост через речку Вовча будет реконструирован уже в этом году.
В городе Покров европейский уровень покрытия получила улица Центральная. На ней - новый асфальт, тротуары, освещение, ливневка, знаки.
Гарантия качества дорог – минимум 5 лет на капитально отремонтированных улицах Покровского района - ул. Гагарина в селе Гавриловка, ул. Шевченко в селе Катериновка.
И так далее – все адреса просто не перечесть.
- Чтобы понять важность каждой сделанной дороги - надо приехать на них и посмотреть на реакцию местных жителей, - говорит Юрий Голик. - Эта реакция меняется от недоверия, когда появляются первые рабочие в оранжевых жилетках, на удивление, когда приезжает современная дорожно-строительная техника. И заканчивается изумлением, когда пару десятков людей работают без перерывов и выходных, делают дорогу и так же молча уезжают на следующую. Такие дороги в малых населенных пунктах области не ремонтировались десятилетиями. Ни при красных директорах, ни при крепких хозяйственниках, никогда. Но Президент Порошенко, децентрализация, Команда Валентина Резниченко в ДнепрОГА и нормальный менеджерский подход позволяют на глазах решать эту проблему.
В следующем году может быть завершена та самая вторая очередь объездной вокруг Днепра, которая как бы уже давно есть, но ее, по сути, нет и никогда не было. Вторая очередь объездной - это участок от Запорожской трассы до Южного моста. Строительство этой очереди означает автоматическую ликвидацию петли перед выездом на Запорожскую трассу, построенной несколько лет назад как временное решение. Торги на проведение работ уже объявлены. Дело – за выделением средств на эти работы.
Еще большие планы и надежды в дорожном строительстве у Днепропетровщины – на 2018 год. С 1 января следующего года должен заработать Дорожный фонд. Государство планирует передать на баланс областной власти не только огромный объем дорог категорий О (областные) и С (сельские), - а это 5 тысяч км из всех существующих в нашей области 8,5 тысяч километров! – но и финансирование из этого фонда.
Так, в следующем году на эти затраты из Дорожного фонда должно быть выделено 600 миллионов гривен, в 2019 году – 900 миллионов, в 2020 – уже больше миллиарда. Это позволяет планировать совершенно невиданный в нашей области объем дорожных работ.
- В 2018 году планируем сделать капитальный ремонт уже 500 километров дорог в нашей области, - говорит Юрий Голик. – Качественные дороги должны быть в каждом районе, в каждом городе, в каждом селе! Все основные трассы Днепропетровщины получат покрытие европейского уровня.
И это – совершенно правильная задача! Ведь именно с качественных дорог начинается путь в Европу.