Создатель и директор Технического музея Днепра «Машины времени» Михаил Прудников рассказал Городскому сайту об истории своего увлечения автогонками и ретротехникой. Раскрыл тайны реставрации старинных автомобилей. Поведал о том, с чего начинались его главные детища, известные уже всей Украине – DARS (Днепровское авторетрошоу) и Технический музей «Машины времени». И поделился своими планами и мечтами…
122 года назад Герберт Уэллс создал свой фантастический роман «Машина времени». С тех пор сотни, если не тысячи изобретателей и ученых бьются над воплощением мечты о перемещении во времени.
В Днепре такая машина времени уже создана. Это – удивительный технический музей «Машины времени», переступая порог которого, переносишься в совершенно удивительный мир редкой техники, эксклюзивных вещей прошлого и атмосферу безвозвратно ушедшей эпохи. Ее остров, осколок бережно сохранен и воссоздан человеком удивительной судьбы и энергетики, нашим земляком Михаилом Прудниковым.
Этот музей был открыт 13 ноября 2014 года, и о его создании и об открытии Городской сайт рассказывал первым. Постоянно и с огромным удовольствием пишем мы об интересных, креативных мероприятиях этого музея, о новых экспонатах и выставках. А вот личность создателя и руководителя этого музея, Михаила Прудникова все время остается за кадром. А ведь в мире машин и создателей Михаил в свои 44 года – личность уже легендарная. Автогонщик. Реставратор и собиратель авторетротехники. Инициатор проводимого с 2009 года ежегодного авторетрошоу. И просто интереснейший человек, с которым пора познакомиться поближе…
- В мае нынешнего года в «Машинах времени» открылась небольшая экспозиция «Фамилия автомобиля». На ней представлены необычные истории людей и авто. Один из ее героев – «горбатый» ЗАЗ-965 с необычной историей, в которую угодил ваш отец… Именно с этого «Запорожца» началась ваша любовь к автомобилям?
- К сожалению, эту машину я уже не застал. Но о ней очень часто вспоминали и мой уже покойный отец Виктор Митрофанович, и мама… Конечно, в большой степени любовь к автомобилям передалась от папы. Одни из самых ярких воспоминаний детства – семейные путешествия на нашем ВАЗ-21013, среди которых были поездки в Белоруссию, Прибалтику. Одной из самых больших радостей было наблюдать над священнодействиями отца по ремонту машины в гараже и, по мере моих сил и разумения, стараться быть ему в этом таинстве полезным. У меня достаточно рано сформировалось желание самому зарабатывать на жизнь. И уже в 18 лет начал заниматься частным предпринимательством (получив удостоверение ЧП одним из первых в Днепропетровске – под №69). Торговал на автобазаре запчастями, автоаксессуарами. В 18 лет из Польши пригнал свою первую машину – правда, неудачно… Да, во многом любовь к автомобилям – родом из детства.
- А любовь к коллекционированию?
- Тоже. Мой папа работал в КБ «Южное» и по делам службы постоянно летал в Москву. Любимый магазин, который он посещал, был «Лейпциг» - там продавались самые разные модели автомобилей и самолетов из ГДР. Это был предел желаний каждого мальчишки: в Днепропетровске ничего подобного нельзя было достать. Благодаря отцу я стал обладателем 134-х моделей самолетов. Собирал пластмассовые модели, клеил, потом красил и даже со временем сам их стал изготовлять. Когда не было модели первого реактивного самолета МИГ-9, я его сделал своими руками. Конечно, были у меня и модели машинок, но такого количества, как самолетов, я не собрал.
В детстве испытывал азарт от коллекционирования и не мог дождаться выходного, когда во Дворце культуры фабрики им. Володарского (там сейчас центр «Менора») собирались коллекционеры. Я спешил туда, чтобы разыскать какую-то дефицитную модель, которая не продается просто так в магазине.
- И любовь к редким, старинным авто – тоже родом из детства?
- Нет, здесь другая история, которая началась с рождения сына Михаила в 1997 году. К тому времени у меня перебывало немало машин просто для жизни – ВАЗы, «Вольво», «Дэу». Мне же захотелось найти автомобиль, который бы стал для подрастающего сына символом истории советского автопрома. По объявлению нашел легендарную «Победу» в удивительной сохранности и с небольшим пробегом. В то время я уже увлекался автогонками, и, помню, у меня была идея сделать для гоночного проекта гибрид из старого авто и мощного двигателя БМВ. Но когда я увидел эту «Победу», рука не поднялась ее увечить…
- Так умер Прудников-гонщик и родился Прудников-ретроколлекционер?
- Наверное, какое-то время они шли рука об руку. В конце девяностых – начале двухтысячных я был постоянным участником ралли в Тоннельной балке, гонок «Немиров-трофи», «Самарские дебри», «Больших гонок» под патронатом «Радио-микс», возрожденных Борисом Пергатом городских гонок «Пикник» и «Директор», в которых с удовольствием участвую и сейчас. Но сейчас, наверное, больше горжусь не завоеванными медалями и кубками, а тем, что половину гонок со мной еще совсем крошечным, привязанным к заднему сиденью, прошел сын Миша. С этого начиналась его судьба гонщика.
- Изюминка вашего музея – шикарная коллекция гоночных машин «Эстония».
- Они, начиная с «Эстонии-20», и приобретались для сына. Хотя я и сам люблю погонять на этих болидах, это все-таки – автомобили сына. Коллекция действительно неплоха – особенно, если учесть, как активно из наших краев «Эстонии» (да и вообще всю авторетротехнику) вывозили в Прибалтику и в Европу. Для ее завершенности осталось найти только «Эстонию-18»… Как отец, я горжусь тем, что сын в гонках намного превзошел меня. Одно из недавних его достижений – третье место на очень представительной ретро-гонке в Риге. Но каждый такой заезд для меня как отца – испытание страхом о жизни и здоровье сына.
- Вернемся к ретротехнике. После «Победы» вы ею заболели всерьез?
- Встречался с коллекционерами автостарины на городских праздниках – помните, раньше на День города, на День автомобилиста в парке Глобы устраивались такие экспозиции? Видел, как реставрируют старинные автомобили. Вирус ширился и углублял свои позиции. Однажды захотелось найти красивую машину, которая удивила бы всех. Так удалось выйти на хранившийся в Харькове, единственный в Украине шикарный американский «Меркурий-Монтеклер» 1956 года. Мне хотелось его идеально отреставрировать. Запчасти мне привозили из США. Реставрацию хромированных частей заказал на Харьковском авиазаводе, где, честно говоря, эти детали едва не угробили.
- Но результат этих усилий - ошеломительный! «Меркурий» своим совершенством форм и изяществом притягивает взгляд каждого посетителя музея…
- Увидев результат, я и сам «пропал». После была история моего рекордсмена по длительности реставрации, довоенного БМВ-321, над которым я бился пять лет. Например, двигатель я безуспешно переделывал три раза, и только с четвертого он ожил…
- Может, стоило порой доверять профессионалам из СТО?
- По этому поводу вспоминается мистическая история инвалидки СМЗ. С этой машинкой (героиней фильма «Операция Ы») с самого начала все складывалось не лучшим образом. Мне стало тревожно, когда, купив ее в убитом состоянии, я разглядел ее номер кузова, заканчивавшийся сразу на четыре шестерки. Ее реставрацию я и решил доверить профессионалам из СТО. Но на первой станции работники были увлечены перманентной эстафетой запоев. На второй у директора пропала дочь, и ему стало не до заказов. На третьей тоже была особая история. «Инвалидка» по ним каталась пять лет – слава Богу, хоть осталась комплектной. В итоге мне эту машинку «расколдовал» и действительно качественно сделал рукастый мастер из поселка Кировское.
- Уверен, что своя уникальная история – у каждой реставрированной вами машины. А сколько их всего в вашем гараже?
- Да я уже и запутался, сколько точно. Где-то 25-30 экспонируются в «Машинах времени», остальные – на моем заводе, который занимается автозапчастями и выступает неизменным «спонсором» хронически убыточного музея. Когда открывался музей, практически все экспонаты были из моего собрания. И я счастлив тому, что со временем другие коллекционеры автостарины поверили в музей, предлагают свои шедевры для экспонирования. И тогда я с радостью перегоняю очередное свое авто на завод, чтобы освободить место для пополнения.
- А какой автомобиль из реставрированных – самый любимый?
- Тот, которым занимаешься в настоящий момент. Вот сейчас я погрузился в редкий М-72 – советский внедорожник с кузовом «Победы». Таких машин – всего две в Украине! Приобретя останки этого авто, в очередной раз убедился в том, что для качественного восстановления машина должна быть комплектной. Здесь же была сплошная грязь и ржавчина – и сваривать было нечего. Но есть документы, родословная присутствует, боремся за реанимацию этого автомобиля.
- Есть автомобиль-мечта, который хотелось бы приобрести для музея?
- Мечты расширились, не зацикливаются на конкретной марке авто. Хочется чаще менять экспозицию музея, открывать новые выставки, обмениваться экспонатами с другими музеями. Если же говорить о конкретике… В реалиях Украины мечтать о находке чего-то шедеврального сложно. В 1990-х все раритетное найдено и в подавляющем большинстве вывезено за рубеж. Все авторетроколлекционеры который год ждут, когда же власть примет закон о возможности ввоза в Украину старых авто без сумасшедших пошлин. Когда (как, например, в Польше) владельцы таких машин «не на каждый день» – получат льготы по страховке, техобслуживанию. Вот тогда-то появится возможность купить за рубежом и показать нашим землякам редкие автомобили, которые в Украине просто невозможно найти. Наши люди достойны, чтобы видеть такие авто не только в интернете или на картинках. Например, легендарные итальянские и английские автомобили, воплощающие собой историю мирового автоспорта.
- Вы упоминали о слетах владельцев старых и редких авто в парке Глобы. На таких встречах у вас и родилась идея проведения ежегодного авторетрошоу?
- На них я понял, что такое представление горожанам редких автомобилей можно делать лучше. В 2009 году обратился на стадион «Метеор», директором которого, по счастливому совпадению, был (и остается поныне) мой бывший школьный учитель химии Владимир Оганов. Поскольку футбольный клуб уже переехал на «Днепр-Арену», проблем вообще не возникло. Хотя сам по себе стадион для проведения автошоу – сложный объект, мы стремились его задействовать по полной программе. Включали в программу и матчи на поле, и гонки «Эстоний» по кольцу беговых дорожек, и конкурсы на территории стадиона, и шоу пожарной машины, и многое другое.
- Но в 2015 году ДАРС переехал в Аэрокосмический центр на пр.Гагарина. Почему?
- И посетителям, и нам хотелось, чтобы такой праздник проводился ближе к центру города. Да, в этом центре нам теснее, но соседство с ракетами дает уникальный бонус в виде живого знакомства с космической техникой. В Аэрокосмическом центре ДАРС пройдет и в этом году – 23-24 сентября ждем в гости всех любителей техники!
- Городской сайт уже рассказывал о ваших планах по созданию Музея игрушек. А о чем глобальном мечтается еще? Где вы берете силы на множество замыслов и проектов? Что вас подталкивает, стимулирует быть постоянно в поиске?
- Я уже давно как белка в колесе – бегу и не могу остановиться. Работа по Музею игрушек идет. Обратились в мэрию по поводу помещения – ждем ответа. На меня вышел владелец серьезной фирмы по экспорту игрушек с предложением помочь – приятно. Еще в глобальных замыслах – создать спортивную трассу для гонок старинных автомобилей. И постоянно стараться радовать и удивлять гостей музея «Машины времени».
Широчайшей души человек. Невероятно позитивный и с постоянной немного ироничной улыбкой на лице.
Таким как он совсем немного бы помощи от города. И он в имиджевом плане для Днепра все возвернет сторицей. Ответить | С цитатой