Член градсовета Днепра, главный архитектор Государственного проектного института «Днепрогражданпроект» Игорь Михайлович Саенко в эксклюзивном интервью для Городского сайта – о современном и православном зодчестве, пути развития архитектуры в Днепре и проблемах сохранения старого города.
Наша справка.
Родился в Кривом Роге в 1962 году. В 1984-м окончил архитектурный факультет Днепропетровского института строительства и архитектуры. Работал в ГП «Днепрогражданпроект», НПП «Хелг», «Архитектурной группе «Апрель». Автор проектов храма Святителя Николая на Монастырском острове, комплекса иконы Божией Матери «Иверская» на жилмассиве Северный, храма Александра Невского на пр. Калинина (сейчас – Нигояна), комплекса «Облэнерго» на Запорожском шоссе и других объектов. Член президиума правления Днепропетровской областной организации Национального союза архитекторов Украины. Администратор группы «Архитекторы Днепра» в соцсетях.
- Игорь Михайлович! В собранном на вас Городским сайтом досье значится, что один из любимых девизов следующий: «Коль окажется мальчик тупоумен, пусть глашатаем будет или зодчим» (Марк Валерий Марциал, «Эпиграммы»). За что ж так не любите собратьев по архитектурному цеху?
- Среди моих любимых – целая подборка цитат с ироническим отношением к архитектуре. Эта ирония распространяется не столько на коллег, сколько на себя. Когда ирония исходит изнутри, не так больно переживать определенные вещи. А если говорить о конкретной эпиграмме, то она демонстрирует, что общество и тогда, и сейчас не до конца понимает роль архитектора в создании среды обитания человека.
- А что привело вас в мир зодчества?
- В школе я хорошо рисовал. И когда пришло время задуматься о будущей профессии, выбирал между художественным училищем и ДИСИ. Это был осознанный выбор, о котором я никогда не жалел. На архитектурном факультете готовили не только архитекторов-профессионалов, а универсально развитые личности. Это помогло многим выпускникам состояться в этой жизни – и не только в зодчестве.
- А когда вы себя ощутили Зодчим?
- Профессия архитектора, если ты не гений (а таких в мире – единицы) требует накопления опыта. Какие-то глубинные моменты профессии начал понимать после 30. А в символическом возрасте 33-х лет начал работу над часовней святого Николая на Монастырском острове, с которой у многих ассоциируется мое имя. Строительство храма курировал мой друг, руководитель центра православной культуры «Лествица» отец Игорь Собко. Он предложил поучаствовать в конкурсе, победителем которого я в итоге стал.
- Но, наверное, своим самым знаковым церковным проектом вы считаете грандиозный комплекс на жилмассиве Северный?
- Нет. Самым знаковым для себя все-таки считаю храм на Монастырском – цельный, знаковый объект, как и место его размещения. Когда проводился опрос о символах нашего города, одним из победителей стал именно этот храм. А комплекс на Северном – самый крупный, многогранный объект, который еще продолжает развиваться. Первая часовня в этом комплексе была спроектирована и построена без моего участия. Потом неутомимый в своих усилиях настоятель храма отец Николай Несправа приобщил к процессу развития комплекса меня. Комплекс многогранен, в нем переплетены традиции византийского и грузинского зодчества, он отчасти склонен к постмодерну, и как еще будет развиваться, - на то воля Господа и отца Николая.
- С той поры за вами закрепилось негласное звание «православного зодчего города». Вы с ним согласны? С чего начиналась ваша дорога к храму?
- С определением православного зодчего я, пожалуй, согласен, хотя истово верующим человеком я себя не считаю. Талант архитектора не связан с верой. Я слежу за современной философской мыслью церкви и с уважением отношусь к любой религии. Для меня не существует проблемы принадлежности к определенной конфессии, я с удовольствием также занимаюсь проектами культовых сооружений для Украинской православной церкви и других церквей. Например, разрабатывал проект мормонского центра… Противостояние различных церквей и конфессий – надуманное, от недостатка знаний.
- Сколько проектов культовых сооружений вами было выполнено?
- Где-то 10-15. Это и уже упомянутые храмы (за которые был удостоен двух медалей и православного ордена). И храм евангелиста Иоанна Богослова, который уже лет пять строится на ул. Молодогвардейской. Часовня святого Луки Крымского в Запорожской области. Участвовал в обустройстве домовой церкви «Лествицы». Разрабатывал проекты кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве, храма Преображения Господнего в Почаеве, храма Рождества Богородицы в Ялте. Из недавних работ – венчальная часовня на Солнечном и храм в стиле украинского барокко в районе перекрестка Набережной Победы и ул.Космической.
- Прежде чем приступить к работе, иконописцы много дней подряд постятся и молятся. А с какими чувствами вы приступаете к работе над церковными проектами?
- С обычными… Я бы не стал сильно противопоставлять технологию проектирования разных объектов. Конечно, проектируя детский сад, приходится думать о детях. Проектируя храм — думаешь о Боге, о месте, где церковь будет расположена, о людях, которые будут прихожанами именно этого храма. Но есть технология или, как любят говорить, «канон», и нужно ей следовать.
- За церковными объектами совершенно в тени остается ваша работа над мирскими, гражданскими зданиями. Что, кроме здания «Облэнерго» на Запорожском шоссе, в их числе? Над чем вы работаете сейчас?
- Это были преимущественно точечные объекты. Под руководством Николая Луценко проектировал первый элитный дом на тогдашней улице Клары Цеткин. На ул. Рабочей проектировал ряд домов по заказу ЮМЗ. В Гурзуфе – коттеджный комплекс «Дома над морем». Гостиничный комплекс в Сходнице, где была построена гостиница и ожидает своей очереди большой СПА-центр при ней. Есть интересные, но пока не реализованные проекты домов на улицах Южной и Богданова, градостроительные проработки, парки. В прошлом году вместе с Юрием Базаренко в рамках муниципальной программы «Мой двор» разработали проект 20 дворовых площадок в Днепре. Это не грандиозная работа, но она интересна и важна, поскольку помогает создать комфортную среду проживания для обычных горожан.
- В соцсетях вы администрируете группу «Архитекторы Днепра», которая доносит до горожан живую, интересную информацию о новостях зодчества не только в нашем городе, но и в Украине, в мире.
- Такая группа в Фейсбуке – самый простой способ достучаться до архитекторов и обычных горожан. Группа уже существует два года. Конечно, в эту работу вкладываю часть себя. Стараюсь в ней совмещать полезное, важное в архитектуре с живой, порой юморной подачей. Отзывы показывают, что тема интересна для многих.
- В этой группе регулярно освещается вопрос и сохранности историко-архитектурного наследия Днепра. Как вы относитесь к этой проблеме?
- Город – живой организм, в котором отслужившие свое части могут отмирать и быть заменены. Но – замещены качественной застройкой, что в наших реалиях происходит редко. Из таких комплексных примеров вспомню разве что Европейскую площадь. А расчистка старых кварталов под новую застройку путем поджогов, завалов – это не только противозаконно, но и вообще омерзительно.
- Что вы думаете о перспективах развития города? Днепр обречен барахтаться в местечковости или есть база для качественного рывка вперед?
- Мне не нравится, как развивается город. Не вижу я качественного рывка! Иногда благие идеи «хоронятся» бюрократической машиной, как это, например, произошло с идеями группы Смарт-Сити по развитию Привокзальной площади и реконструкцией центрального проспекта Днепра… Свет в конце тоннеля есть всегда. Но наш город всю свою 240-летнюю историю барахтался в чередующихся волнах претендующего на статусность («Южная столица», «Город не первый, но и не второй») и глубоко провинциального. При этом проваливался между волнами чаще, чем забирался на их гребень. Мы сейчас на очередном витке. Вот только витке чего именно?..
После развала Советского Союза Украина стала много конфессиональной и Наш город не исключение. В частности для горожан будет позновательно интересно знать о символах и их значениях в архитектурных строениях и памятниках. Людям свойственно видеть то, что они не замечают!
1) Преображенский храм, о котором известно как все, так и ничего! Символ <<Сияющая дельта>> может о многом "расказказать".
2) Храм на <<Монастырском острове>>.
3) Храм <<Иоанна крестителя>>. В витражной декорации присутствуют кресты ордена <<Тамплиеров>>.
4) Университет <<Альфреда Нобеля>>, на территории которого присутствуют <<Масонские>> символы. Да и не для кого не секрет что и сам Альфред Нобель был один из членов ордена <<Вольных Каменщиков>>.
5) Между строк! Шар на пирамиде (на набережной) не совсем "Глаз" :) Если быть точным - пирамида в внутри дельты это образ " глаза", а шар это "зрачок". В целом архитектурное строение символизирует известный символ <<Иллюминатов>> - <<Всевидящее Ответить | С цитатой