В Музее украинской живописи открылась выставка работ двух художников, отца и сына - Палладия и Юрия Евдущенко.
23 февраля в Музее украинской живописи начала работу выставка «Минуле та сучасність». В экспозиции представлены работы художника отца и художника сына Евдущенко, в чем-то одинаковых и в чем-то совершенно различных.
Выставка занимает целый этаж Музея, и полотна отца и сына находятся в разных залах. Интересно, что для того, чтобы понять, чье полотно перед тобой, не нужно быть человеком, разбирающимся в живописи. Манера письма Евдущенко старшего отличается от полотен Евдущенко младшего кардинально. Если для отца важнее выразить какую-то идею, то для сына важнее художественные поиски с цветом и формой. Посетитель сразу видит, что перед ним полона художников, живущих в разные эпохи, с разным жизненным опытом.
Говорит искусствовед Людмила Владимировна Тверская:
«Выставка представляет двух художников, художников отца и сына семьи Евдущенко: Палладия Васильевича и Юрия Палладиевича. Оба художника, представленные в экспозиции этой выставки, родились в Днепропетровске. Оба учились в одном художественном заведении, только старший закончил его в 1941 году, а сын в 1968 году.
Когда смотришь на творчество этих художников, то поражаешься их разности. Конечно, нужно сказать, что старший пережил очень тяжелое время: и войну, и послевоенную разруху, и голод. Палладию приходилось писать не то, что ему хотелось, не то, из-за чего болело у него в душе, а то, что давали в виде государственного заказа. Евдущенко старший работал почти 30 лет в Художественном комбинате. Все это сужало рамки для его творческой работы, но это время не прошло для него даром: это было время для прочувствования, для обдумывания тех тем, которые он так хотел выразить. И он смог это сделать уже в конце своей жизни, в 90-х годах, когда Украина, по сути, уже стала самостоятельной, когда стало свободнее, и можно было выразить то, что так наболело за эти годы.
Когда мы смотрим на работы младшего Евдущенко, то видим, что это работы совершенно другого художника, художника совершенно другой эпохи. На творческие поиски Юрия Палладиевича оказала огромную роль встреча с такими замечательными живописцами, как Александр Бородай и Игорь Ермолов. Это два совершенно разных художника, но они сыграли колоссальную роль в том, что Юра пересмотрел свое творчество и стал более раскованным, более ищущим в живописной лексике, и лексика эта стала удивительно разнообразная. И к 2000 годам Евдущенко младший стал совершенно оригинальным художником. В этом мы могли убедиться три года назад на его персональной выставке.
С тех пор прошло три года, для художника это срок не большой, но когда смотришь на его работы, то поражаешься тому, что ему удалось сделать новый виток в творческом развитии. Можно даже сказать, что он по-другому смотрит на жизнь и, самое главное, что появляются новые темы и сюжеты помимо обычных для Юры пейзажей и натюрмортов – интерьерная живопись и ню. Если мы посмотрим на его работы с женской обнаженной натурой, то, конечно, задумаемся, как же он чувствует женщину. Далеко не каждый художник сможет таким довольно условным языком передать эту прекрасную плоть, а его женщины очень красивы.
Эта вставка интересна, прежде всего, своим дуэтом. Когда мы смотрим на экспозицию, то видим, что здесь разные художники, разные темы, но есть нечто общее. И это, прежде всего, честность - они оба: и отец, и сын, честны в своем искусстве».
Увидеть своими глазами произведения совершенно разных, но все же близких отца и сына Евдущенко, поразмышлять о влиянии времени, в котором живет художник, на его творчество, можно в Музее украинской живописи.