Ключевое в грядущей медреформе – перераспределение финансовых потоков.
Единственное что объединяет реформаторов «сверху» (в Минздраве) и «снизу» (от заведующих амбулаторий до чиновников в горздраве) – понимание, что нужно менять систему финансирования медицины. И вот исходя из этого понимания, каждый предлагает свое видение медреформы. Естественно, здесь каждый «тянет одеяло на себя» и продвигает прежде всего свои интересы, забывая о других.
Так во время визита в Днепр и.о. министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун отметила, что в Министерстве думают, как увеличить зарплату медикам. В планах - учитывать количество пациентов, платить врачам за каждого пролеченного человека. Также она отметила, что территории должны самостоятельно решать - как дополнительно поощрять врачей, какие медучреждения и где нужно открывать. Этому будет способствовать децентрализация.
«Мы не хотим из Киева приказывать, как и что делать в медицине на местах. Например, открывать или не открывать амбулатории с семейными врачами»,- заявила Супрун.
А вот чем вплотную занимаются в министерстве, так это разработкой и созданием единого электронного реестра пациентов. Ведь это огромная база данных, которая должна быть соответствующе защищена.
«Благодаря электронному реестру пациентов, мы будем видеть статистику. Это поможет выяснить - где и каких врачей не хватает, либо медикаментов. Соответственно, сможем корректировать программы», - отметила Ульяна Супрун.
Своим видением медреформы с корреспондентом городского сайта поделились в департаменте здравоохранения днепровского горсовета. Здесь уже внедряют то, что в министерстве еще даже не оформлено нормативами, а пока только на уровне предложений и рекомендаций.
«Цель реформы финансирования системы здравоохранения – создание и внедрение новой модели финансирования, которая предусматривает четкие и прозрачные гарантии государства, касающиеся объемов бесплатной медицинской помощи, то есть справедливое распределение денег и сокращение неформальных платежей», - делится заместитель директора департамента – начальник управления качества медицинской помощи департамента здравоохранения населения Днепровского горсовета Николай Кокуца.
Кому как не днепрянам рассуждать о медреформе, ведь именно наш город один из первых прошел горнило «эксперимента» пять лет назад и работает над ошибками реформы 2011-2012 года до сих пор. Именно поэтому горздрав регулярно пишет свои вопросы и предложения, касающиеся грядущей реформы, маховик которой уже запущен. И сейчас город уже не пугает финансовый груз и бюджет Днепра «потянет» не только «первичку» в виде амбулаторий, но и «вторичку» в виде диагностических кабинетов и узкопрофильных специалистов, уверяют чиновники.
Для нормального обслуживания пациентов надо организовать два крупных центра со всеми специалистами – один на левом берегу, второй на правом. А в амбулаториях достаточно семейного врача и кабинета забора анализов, уверены чиновники. И, конечно, оборудования для быстрого обмена данными о пациенте и возможности дистанционно записать его к нужному специалисту на удобное время. Фактически, в амбулаториях Днепра уже давно собирают данные для электронного реестра пациентов и, при наличии технических возможностей, готовы запустить его в течение пары-тройки месяцев. Именно электронная база пациентов – один из ключевых инструментов будущей реформы, ведь чтобы обеспечить ее постулат «деньги ходят за пациентом» - необходим единый электронный реестр по всей стране. Чтобы финансировать каждого, государство должно знать, сколько лет, чем болеет, как часто обращается к врачу, ведь на молодого здорового и активного человека надо тратить намного меньше, чем на дошкольника или пенсионера. В министерстве уже посчитали среднюю цифру на 1 человека – 210 гривен в месяц.
«Сейчас практически бОльшая часть денег на здравоохранение в Украине оплачивается непосредственно гражданами из собственного кармана и это дополнительно помимо налогов, которые они уже заплатили, - делится Кокуца. – После внедрения реформы пациентам станет ясно, кто за что должен платить – что гарантированно предоставит государство, а за какие услуги придется доплачивать».
Чтобы прописать перечень гарантированных медицинских услуг уйдут еще месяцы, ведь нужно учесть все заболевания и необходимую помощь. Параллельно будут прописаны и недостающие протоколы. Перечень нозологических форм и их финансирование МЗО обещает подготовить к июлю 2017 года. Сейчас вся реформа в стадии разработки – считают, выписывают, придумывают «велосипед» и адаптируют к нашим реалиям. В горздраве, например, уже видят массу коллизий и проблем. Так свобода выбора врача сталкивается с прижившимся территориальным принципом (который, безусловно, сейчас удобней финансировать, закрепив доктора за участком).
В Днепре принцип договоров и свободного выбора врача «работает» уже 5 лет. На практике же большинство пациентов при очередном визите к участковому врачу просто подписывают заявление о том, что хотят обслуживаться у него. Если прийти к другому семейному врачу, то он вправе отказать, а учитывая нагрузки, чаще всего так и происходит (пациенту остается либо мотивировать врача, либо идти к участковому по месту жительства).
В амбулаториях надо оставлять и узких специалистов, уверены в горздраве. И город в состоянии их финансировать. Ведь во время предыдущей реформы, когда в амбулаториях хотели оставить только семейных врачей ситуация дошла до абсурда. Сейчас обслуживание пациентов у узких специалистов фактически финансирует город, а нанимает их на работу и подписывает все документы область. Получается, что медперсонал подотчетен только областным властям, а финансируется из городского бюджета, при этом город не может ни на что влиять. То же и с диагностическими и лабораторными кабинетами. Забор анализов осуществляют в амбулаториях и доставляют все в лаборатории вторички, с которыми заключены договора и которые, как правило, арендуют в первичке помещение. И вместе с тем в эти лаборатории и больницы город за свой счет покупает оборудование.
Учитывая, что основа медицины — это профилактика, в этом году в Днепре выделили 1 миллион гривен на премии врачам амбулаторий, которые впервые выявляют туберкулез и рак. Ведь очень важно диагностировать эти болезни на ранних стадиях, тогда лечение будет более эффективным и менее затратным. В то же время никакая мотивация не поможет доктору диагностировать туберкулез на ранней стадии без флюорографа, который принадлежит области и часто просто не работает месяцами.
Пока не понятно, что делать с «ведомственными пациентами», ведь довольно большая часть горожан обслуживается в поликлиниках МВД, железной дороги и прочих специализированных учреждениях. Кто и как будет финансировать обслуживание этих пациентов? А кто будет финансировать обучение медсестер детских садов? Сейчас ситуация такова, что их нанимает на работу и платит зарплату департамент образования, а повышают квалификацию они за счет медиков, при этом это никто не финансирует, медсестер дошкольных комбинатов просто «берут прицепом» на занятия в амбулаториях.
Медработников отделов организованного детства во время реформирования надо сохранить и развивать. Ведь сейчас на внешнее независимое тестирование, пришкольные лагеря, экскурсии, спортивные соревнования и многие другие мероприятия привлекают участковых врачей из амбулаторий. И вместо того, чтобы оказывать помощь пациентам они вынуждены дежурить в школах во время массовых мероприятий.
Неотложная помощь тоже ляжет на плечи «первички», уверены в департаменте. А это еще целый пласт практически не начатой работы. Сейчас «неотложка» - это дополнительная нагрузка на семейных врачей амбулаторий. Иногда доктор вынужден прерывать прием, потому что в кабинете неотложной помощи никого нет и туда пришел пациент.
На примере реформ в нашей области можно учиться на ошибках, перенимать то хорошее, чего удалось достичь и сделать вывод, что надо сто раз все отмерить, исследовать и прописать, а возможно и переписать, прежде чем принимать законы о реформе медицины. Иначе снова проведут реформу за полгода-год, а исправлять все будут годами или десятилетиями.
Если реформа вступит в силу, городскому бюджету придется увеличивать затраты на медицину в 2 раза, сейчас бюджет горздрава на 2017 год - 1,3 млрд гривен, учитывая количество жителей и условные 210 гривен в месяц на пациента надо около 2,5 млрд гривен.
Вместе с тем надо будет не только обслуживать пациентов, но и строить и оборудовать новые амбулатории, чтобы максимально приблизить врачей к пациентам. Сейчас в Днепре не хватает около 50 амбулаторий, которые предстоит построить в ближайшие годы. И при этом в уже существующих амбулаториях дефицит медработников. Как отметил Николай Кокуца в Центрах первичной медико-санитарной помощи на сегодня укомплектованность врачами всех специальностей составляет 84,1%. В августе 2017 года после прохождения интернатуры приступят к работе 45 молодых специалистов, где брать еще десятки специалистов не знает никто.
«Мы уже понимаем, что основная масса лечебного процесса перейдет на первичку. Лечение и диагностика будут зависеть от наших врачей», - считает специалист.
в США кількість медсестер-фельшарів на 1000 людей населення 4 а в Україні 2...
В ФРН на одного вчителя 15 учнів в Україні на на одного вчителя 8учнів!!!
Службовців в середньому Україні ВДВІЧІ БІЛЬШЕ ніж в ЄС...
ШО ЩЕ ТОБІ НЕ ЗРОЗУМІЛО??? це ж не військові таємниці..
пс а ти не відчуваєшь що "хтось" сидить на твоїй шиї а ти їм ще й хабарі носишь??? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
мы же привыкли сами ставить себе (и другим) диагнозы! мы сами себе лекари, знахари и фармацевты!
жаль узкая специализация тяжело идет - хирург, гинеколог, уролог, онколог, стоматолог...
а вот психотерапевт инервотреполог - так каждый второй из нас Ответить | С цитатой
Что касается медиков, которые работают в детских садах и школах, могу сказать точно- их повышение квалификации финансируется из кармана самого медика, поэтому не нужно распространять недостоверную информацию. Лично ходила в гор- и облздрав по этому поводу, но везде мне сказали, что раз я подчиняюсь министерству образования, то они ко мне не имеют никакого отношения. Поэтому приходится самостоятельно договариваться с факультетом последипломного образования медиков и в оплачивать стоимость курсов в кассу со своей огромной зарплаты. Не знаю, какие цены сейчас, но три года назад моей зарплаты как раз хватило для оплаты. Ответить | С цитатой