19 января Украина и Днепр отмечают праздник Крещения.
За годы независимости нашей страны праздник Крещения постепенно восстанавливает свое былое значение, отчасти даже наполняясь новым смыслом. Век назад Крещение было прежде всего духовным, религиозным торжеством. В наше время оно становится общенациональным и общегородским праздником. В дореволюционном Екатеринославе было единое место Крещенской купели. В современном Днепре устанавливают несколько центров такого праздника – в центре города на Набережной, на Монастырском острове, в парке Сагайдак (Воронцовка), Приднепровске и других местах. А порой, для популяризации праздника и исторического наследия, определяют и вовсе необычные места, раньше с традициями Крещения не связанные. Например, как в нынешнем году, когда праздник пройдет возле бывшей Новобогородицкой крепости.
Интересного и необычного в связи с Крещением хватало и в прошлом нашего города. Почему в Екатеринославе не раз переносили место освящения воды? Почему крещенскую купель приходилось обустраивать в окружении складов и в тупике трамвая? Правда ли, что до революции летом на месте крещенской купели существовал главный городской пляж? Правда ли, что в крещенских праздниках на заре советской власти активно участвовали и красноармейцы? Правда ли, что в советскую эпоху стойкие приверженцы крещенского омовения существовали под видом групп моржевания?
Обо всем этом нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Праздник Крещения или Богоявления традиционно заканчивает цикл новогодних празднеств длиной в три недели, - рассказывает Максим Кавун. – Так было и сто лет назад. За ХХ век Рождество и Новый год поменялись местами в календаре, а Крещение осталось на своем месте, - правда, сместилось с 6 на 19 января.
Крещение входит в число «двунадесятых праздников», то есть двенадцати наиболее важных праздников, отмечаемых в православной церкви. Оно завершает рождественский цикл праздников, который сопровождается празднованием Нового года.
Праздник Крещения сохраняет память о том, как Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан Иоанн Креститель. Второе народное название праздника – Богоявление. Во время крещения Христа Бог – дух святой сошел с небес в виде голубя. В Древней Руси праздник Крещения совпадал по времени с периодом окончания святочных славянских празднеств. В обряде празднования Крещения тесно переплелись народные, восходящие к язычеству, обряды и библейская символика.
Обряды освящения воды на Крещение подчеркивают ее очистительную силу. Главным мероприятием празднования всегда был обряд «великого освящения воды на Иордане». Он совершался в храме, затем проводился крестный ход и водоосвящение на реке. В крещенских празднествах всегда участвовала значительная масса горожан, а крестный ход и обряд водоосвящения были одним из излюбленных и запоминавшихся праздничных мероприятий. В нашем городе с конца XVIII века основной обряд проводился, естественно, в реке Днепр.
Иордань – специальное место на реке, где происходит освящение воды в праздник Крещения Господня. В православной традиции так именуется особая прорубь, вырубленная для праздничного освящения воды. Называли ее так в честь той самой реки Иордан в Палестине, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.
Обряд водоосвящения с устройством Иордани неукоснительно соблюдался не только в Екатеринославе – во всех городах. Над Иорданью всегда сооружалась постройка, имевшая вид часовни, над которой водружался крест. Внутри находились изображения библейских сцен, и, прежде всего, крещения Иисуса Христа.
Один из символов Крещения – это святость и необыкновенная чистота воды, взятой из источника в этот день. Согласно поверьям, даже вода, льющаяся из обычного водопроводного крана на Крещение, обладает особой силой, и целый год остается прозрачной и чистой. После ритуала водоосвящения на Иордани вода в реке почиталась священной, ее набирали и относили домой, кропили углы в домах, поили немощных и больных.
Где же находилась Иордань на Днепре в нашем городе? Найти ответ помогает городская топонимика. В Екатеринославе существовала улица Иорданская. Иорданской улица в Екатеринославе стала из-за того, что в самом ее конце, в реке Днепр устраивали на праздник Крещения прорубь – «Иордань». Сегодня – это улица Коцюбинского. А Иордань находилась как раз там, где проходит въезд на «Новый» мост.
Проведение крестного хода и водоосвящение на реке проводилось с самого появления первых храмов Екатеринослава в 1790-х годах. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части, где планировался городской центр (освоена в целом только к началу ХХ века). Преображенский собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ века. Основная застройка Екатеринослава сконцентрировалась всего в нескольких кварталах в низинной приднепровской части. Обряд водоосвящения проводился именно здесь.
Духовными центрами нового города стали две церкви – Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Это были главные духовные сооружения города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого церкви сохранили свое значение. Церковь Казанской Божьей Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. на ее месте была выстроена каменная соборная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. В 1839–1850 годах восточнее ее был построен каменный Успенский собор. В советское время он был перестроен в городскую больницу № 10, сейчас здание возвращено церкви и проводится реконструкция.
Оказывается, место Иордани в Екатеринославе не было постоянным. Оно кочевало от прибрежной части Потемкинского сада (парк имени Шевченко) до Иорданской улицы (Коцюбинского). Убедительного ответа на вопрос, почему переносили Иордань, не существует.
Военный и краевед Владимир Машуков, автор ценных «Воспоминаний о городе Екатеринославе (1887–1910 гг.)», так поясняет перенос Иордани: « Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепре: 6 января; в день преполовения пятидесятницы, и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи, и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода».
Дальше В.Д. Машуков пишет: «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедрального собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». В современной топографии Потемкинский сад – это парк имени Шевченко; а район «между водокачкой и архиерейским садом» – это район Набережной возле современного Мерефо-Херсонского моста.
Как видим, перенос Иордани мог объясняться как географическими трудностями перехода, так и желанием избежать культурного конфликта между православной и иудейской общинами города. Однако последнее объяснение Машукова кажется малоубедительным, так как, во-первых, Екатеринослав был довольно толерантным городом, а во-вторых, в конце концов, Иордань закрепилась как раз в конце улицы Иорданской. На мой взгляд, именно трудности перехода и наличие нескольких храмов окончательно закрепили обряд водоосвящения в нижней части города, а не в нагорной, где находился Преображенский собор. К началу ХХ в. обряд водоосвящения прочно закрепился в нижней части Екатеринослава.
В каком именно месте современной Набережной проводился обряд? Рассматривая планы города Екатеринослава, мы четко видим, что водоосвящение с самого начала проводилось на берегу Днепра в месте выхода к реке Днепр улицы Иорданской (Коцюбинского).
Интересно, что святое место оборудовали в одном из самых грязных и захламленных участков города. Уже в начале XIX века прибрежные участки застраивались преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (в основном, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально строившийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. Эту ситуацию исправили только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной.
Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оказался в квартале современных улиц Европейской (Миронова) и Коцюбинского. Согласно генеральному плану Екатеринослава 1817 г. архитектора Вильяма Гесте, здесь запроектировали обширную площадь. С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также постепенно застроилась, а «просвет» по-прежнему оставался свободным. Топоним «Иорданская» улица встречается первый раз на плане 1885 года, и с тех пор фиксируется на всех планах города. Значение Иордани иллюстрирует и тот факт, что в 1897 г., когда появился екатеринославский трамвай, именно сюда провели трамвайную линию «Вокзал – Иорданская».
Интересно, что в начале XX века, рядом с местом Иордани, оборудовали еще своеобразное место отдыха – летние городские купальни. Это были закрытые деревянные домики, со специальными бассейнами. Здесь отдыхали в основном состоятельные горожане. Таким образом, Иордань в Екатеринославе находилась в окружении лесных складов и соседствовала с купальнями.
Главным атрибутом праздника Крещения в нашем городе был крестный ход на Иордань. Крестный ход – это торжественное шествие с хоругвями, иконами и другими святынями, в честь какого-либо значимого события. Крестные ходы обязательно проводятся на Пасху и на Крещение, но могут проводиться и в других случаях, для поклонения местным святыням.
В начале XX века Крестный ход на Крещение был одним из самых зрелищных событий года в Екатеринославе. Источники сохранили нам описание крестного хода и обряда водоосвящения в реке Днепр в 1914 году.
Еще накануне праздника местные власти закрыли увеселительные и развлекательные учреждения. В прессе объявили, что 6 января в 9 часов утра в Успенском соборе будет совершаться божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр с освящением воды. Все духовенство должно было явиться в Успенский собор в желтом облачении.
А за день перед этим, пятого января, в так называемый крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (до наших дней не сохранилась) епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит провел особую литургию св. Иоанна Златоуста, вечерню, освящение воды и утреню.
Шестого января в 9 часов утра епископ Агапит в Успенском соборе торжественно совершил литургию Святого Василия Великого. Ему помогали ректор местной духовной семинарии, настоятель Успенского собора, ключарь кафедрального Преображенского собора, масса священников Успенского собора и других церквей Екатеринослава. Участвовали два хора певчих: архиерейский и Успенского собора.
В 11 часов утра возле Успенского собора сошлись крестные ходы из Троицкого собора, Воскресенской кладбищенской, Вознесенской и других церквей. Окончив литургию, епископ преосвященный Агапит с крестом в руках начал крестный ход. Пел хор певчих, звучал колокольный звон и духовой оркестр играл мелодию «Коль славен» (так же звучали тогда куранты на Спасской башне Московского Кремля). Хор прошел по Иорданской улице на реку Днепр. Здесь, на берегу, уже была специально выстроена палатка, украшенная национальными флагами и елками, задрапирована белой тканью. Владыка в сопровождении высшего духовенства совершил освящение воды. Когда епископ погрузил святой крест в воду, произвели троекра т н ы й салют из пушек.
В то время, как крестный ход шествовал от Успенского собора по Иорданской улице до реки Днепр, его сопровождали войска местного гарнизона. Всю Успенская площадь и прилегающие улицы заполнили толпы народа. На крещенском богослужении и обряде водоосвящения присутствовала элита города и губернии: екатеринославский губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, городской полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие «начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства». После окончания богослужения на площади возле Иордани состоялся парад войск местного гарнизона. Епископ Агапит окропил войска и отбыл в свою резиденцию и архиерейский храм.
После праздника Крещения екатеринославский губернатор особо поблагодарил полицейские чины за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода.
Таким было празднование Крещения в последний «относительно спокойный» год Российской империи. Через несколько месяцев началась Первая Мировая война, а через три года не стало и самой Российской империи.
В период революционных катаклизмов 1917–1921 годов Иордань еще сохранялась. После установления советской власти обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы какое-то время продолжал проводиться. Сохранился интереснейший «Дневник» Анатолия Стародубова, в котором он описывает события 1918-1929 годов в городе. С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова снова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», Например,
«1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей».
Парадокс после революции: даже красноармейцы участвовали в водоосвящении. В 1923 году: « На Днепре были устроены изо льда четыре ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». Последний раз Анатолий Стародубов упоминает о крестном ходе и об Иордани в 1926 году.
Вскоре началась активная фаза борьбы с религией и ее «пережитками». «Не повезло» хоральной синагоге – ее закрыли в 1929 г. (с 2000 г. она вновь функционирует под названием «Золотая Роза»). Успенский собор закрыли в 1936 г., оставили только кирпичную коробку (сейчас восстанавливается).
Ни о каком официальном праздновании Крещения в последующие годы советской власти уже не могло идти и речи. Хотя отдельные группы верующих тайно принимали крещенское омовение и в 1930-х, и даже в 1950-60-х годах. Это происходило вдали от любопытных глаз, на берегах Днепра или Самары на окраине города. А вот начавшие появляться в 1960-70-е годы группы зимнего закаливания, «моржевания», с традициями Крещения никак не были связаны. Они создавались сугубо для физического оздоровления.
Стал отходить в прошлое и исторический колорит. Исчезло и само название улицы Иорданская. Эта улица получила в 1923 г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. В эпоху тридцатых годов следы Иордани стали окончательно теряться. С 1934 года в этом месте провели работы по строительству первого участка днепровской набережной. Вторая очередь Набережной строилась с конца 1950-х годов.
Сразу после войны, в 1944 г. на месте бывшей Иордани соорудили деревянный мост. Центральный или Новый мост открыли в 1966 году. Линия моста прошла как раз на месте бывшей Иордани. В 2005 г. этот участок Набережной был капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).
Однако Иордань все же возродилась. Уже в двухтысячные годы было принято решение восстановить уникальную традицию. Через квартал от места бывшей Иордани построен храм в честь Собора Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Он строился с 2007 по 2014 год и был освящен 11 июля 2014 года. Храм построен в форме греческого креста, архитектор Александр Плосконос. В енчает здание статуя святого с крестом высотой 4,6 метра, автор ом которой является одесский скульптор Николай Худолей. Эта скульптура отлита на Южном машиностроительном заводе. В цокольной части храма находится отдельный нижний храм в честь пророка Захария и праведной Елизаветы. К зданию храма примыкает понтон, оборудованный специальной купелью, где жители города могут погружаться 19 января в воды Днепра.
***
Через сто лет праздник Крещения постепенно восстанавливает свое былое значение. Теперь в нашем городе вместо одной, исторической Иордани можно увидеть несколько: на набережных и в парках города. Традиция проведения крестного хода изо всех церквей города на Днепр и большого обряда водоосвящения в праздник Крещения также может быть восстановлена. Это поможет сохранить богатые культурные традиции Днепра», - завершает свой рассказ Максим Кавун.