Начинаем новый 2017-й год с материала про дороги и описания того, как быстро и качественно сделать их в Днепропетровской области в разы лучше, чем сейчас, за 2017-й и 2018-й года. Поверьте, это абсолютно реально и возможно, при условии наличия у всех участников процесса мозгов, желания и совести, пишет в своем блоге Юрий Голик.
Начнем с небольшой теории. Дороги бывают коммунальной собственности и государственного значения. Подробнее по ссылке, которую мы ранее публиковали:
https://www.behance.net/gallery/35639907/vse-o-dorogah-dnepropetrovskoj-oblasti
Дороги коммунальной собственности ремонтируются и содержатся за счет средств местных бюджетов, т.е. это бюджеты городов, сел, районов и областной бюджет. Это дороги внутри населенных пунктов - городов, сел, поселков и т.д.
Дороги государственного значения содержатся за счет средств государственного бюджета и находятся на балансе Службы Автомобильных Дорог в Днепропетровской области, далее САД, (руководитель Геннадий Немога) - структурного подразделения Укравтодора (руководитель Славомир Новак), подчиняющегося Министерству Транспорта и Инфраструктуры (министр Владимир Омелян). Это дороги между населенными пунктами.
Где и чьи дороги наглядно показано на сайте Navizor.com. Щелкаете на интересующую вас дорогу - видите, на чьем она балансе (кто отвечает за ее ремонт), ФИО руководителя организации и ее адрес. Все прозрачно. Днепропетровская область, кстати, первая, которая все дороги в области инвентаризовала и нанесла на онлайн-карту.
Активно ремонтируются уже второй год подряд. За эти два года на их ремонт из местных бюджетов Днепропетровской области всех уровней было выделено более 2 млрд грн - это больше, чем за предыдущие десять лет вместе взятые. Еще порядка 1,5 млрд будет выделено на ремонт дорог коммунальной собственности в 2017-м году. Днепр_ОГА, как и в прошлом году, делает упор на дороги в малых городах, потому что сам Днепр как областной центр обладает достаточным бюджетом, чтобы свои дороги ремонтировать самостоятельно.
И все бы было хорошо, если бы выезжая с отремонтированной коммунальной дороги, мы бы не попадали на дорогу государственного значения…
Можно сказать, что в Днепропетровской области они не ремонтируются уже несколько лет. Объездную начали и бросили, мелкий ремонт иногда делается, нормальный ремонт не делается. В прошлом году выделили из гос. бюджета 500 млн грн на две дороги - Днепр - Николаев через Кривой Рог и Павлоград - Красноармейск, САД до вывода техники на эти дороги и их ремонта не дошла. Чому так - бо дурнi, история клинического идиотизма, достойного когда-нибудь отдельного описания.
И теперь самое интересное. Что будет с дорогами государственного значения в 2017-м году, а точнее чтобы нам хотелось чтобы с ними произошло, а это все основные трассы в области: Днепр - Николаев, Днепр - Запорожье, Днепр - Киев через Царичанка - Кобеляки - Решетиловка, Днепр - Павлоград - Красноармейск - Донецк, Харьков - Симферополь, многострадальная объездная и сотни дорог помельче.
К сожалению, САД ОГА не подчиняется, де-юре влияния у ОГА на нее нет и не было, но проклинают все именно ОГА, когда ездят по неотремонтированным дорогам САД. Подчиняется САД Укравтодору, а та, в свою очередь, Министерству Транспорта и Инфраструктуры.
Так вот, если верить Министру Транспорта и Инфраструктуры Владимиру Омеляну, который считается реформатором, на ремонт дорог в этом году уже заложено в государственном бюджете 30-35 млрд грн. Запомнили цифру? Как думаете - сколько будет справедливо выделить на Днепропетровскую область? Если брать по населению, по вкладу в гос. бюджет, по продвижению на территории области национальных реформ и по скорости и объемам выделения денег в области из местных бюджетов на дороги коммунальной собственности, то справедлива будет цифра 10-20%. При этом, 10% все же мало, учитывая процент налогов, который область отдает в гос. бюджет, а 20% будет много, т.к. Днепропетровская область не одна в стране, поэтому остановимся на цифре 15%.
Считаем: 15% от 30-35 млрд это 4,5-5,25 млрд грн, которые Укравтодор, по справедливости, должен был бы выделить САД в Днепропетровской области на ремонт их дорог в 2017 году.
И это неплохая цифра. Объясняем почему.
Укравтодор, согласно своих архаичных нормативов, ГОСТов, процедур и постанов, возможные варианты ремонта дорог, помимо их строительства, делит на условные два типа:
1. Капитальный ремонтСтоимость. Около 20 млн грн за 1 км дорог.
Капитальный ремонт - это полное обновление основания дороги, нижний слой, верхний слой.
2. Текущий и средний ремонтСтоимость. Около 8 млн грн за 1 км дорог.
Текущий ремонт - это фрезерование (срезание верхнего текущего слоя дороги), выравнивающий слой, верхний слой, разметка, знаки, ограждения.
Если кто внимательно смотрел, какой ремонт обычно делается на наших дорогах, то, как правило, делается именно текущий и средний (который все называют капитальным), который можно делать достаточно быстро и которого, если у дорожников есть совесть, хватает минимум на 5-8 лет.
Поэтому САД в Днепропетровской области мог бы заняться текущим и средним ремонтом своих дорог. Для этого обязательна процедура торгов, ProZorro, подрядчики, графики, мощности и вперед.
По нашим расчетам, существующих мощностей дорожно-строительных компаний в Днепропетровской области, с учетом техники, которую они закупили уже, закупают еще и объемов, которые уже есть на территории области, хватит точно, чтобы за 2017 год сделать следующие дороги государственного значения текущим и средним ремонтом (сняли существующий слой, уложили выравнивающий, накрыли верхним слоем, нанесли разметку) и некоторые особо убитые дороги капитальным ремонтом (с обновлением основания дороги):
1. Днепр - граница Запорожской области. 36,1 км. 360 млн грн.
2. Объездная дорога с выходом на Южный мост и «аппендиксом», 2-я очередь. 350 млн.
3. Павлоград - граница Донецкой области. 72 км. 429 млн грн.
4. Днепр - Кривой Рог - граница Николаевской области. 1,496 млрд грн.
5. Объездная Петриковки (трасса Днепр - Киев). 11,4 км. 431 млн.
6. Днепр - Каменское. 12,4 км. 186 млн.
7. Днепр - Павлоград. 42,4 км. 743 млн.
8. Дамба №8. 76 млн.
9. Хорошевский путепровод (аварийный). 32,1 млн.
10. Подъезд к аэропорту - дорога от Тополя до Аэропорта, на которой должен быть еще отбойник и нормальное освещение. 25 млн.
11. Павлоградские «штаны» с газом. 51 млн.
12. Кабеляки - Решетиловка (старая дорога). 50 млн.
Итого: 4,2 млрд грн. Т.е. чуть ниже нижней нашей справедливой оценки - 15% от 30 млрд = 4,5 млрд грн.
Заметьте, мы не говорим о 10 млрд грн на 2017 год и даже о 6 млрд, прекрасно понимая, что деньги - это деньги, а построить на них качественно дороги за год нужно суметь - это банально люди, техника, щебень, битум, асфальтные заводы и, самое важное, логистика.
Вот теперь представьте: ОГА, города, села, районы выделяют в 2017-м году свои 1,5-1,7 млрд на ремонт дорог коммунальной собственности (и это третий год подряд выделения таких сумм из местных бюджетов Днепропетровской области), а Укравтодор выделяет требуемые 4,2 млрд на ремонт своих дорог - дорог государственного значения. С учетом уже сделанного ОГА и населенными пунктами за 2015-й и 2016 -й год, к осени 2017-го года у нас в области были бы дороги совершенно иного качества, за которые не было бы стыдно никому, а использование ненормативной лексики водителями, по ним проезжающими, снизилось бы к уровню цифры ноль.
А теперь представьте, если в таком режиме все проработают и 2017-й и 2018-й год, когда заработает Дорожный Фонд?
А теперь представьте, что это все рабочие места, новая техника, налоги в местные бюджеты и т.д.
С арифметикой и физическими возможностями разобрались. Теперь о том, что еще необходимо, чтобы описанный выше сценарий воплотился в жизнь.
Угроза в этом сценарии только одна: дороги государственного значения, Министерство инфраструктуры, Укравтодор и САД в Днепропетровской области - сколько денег будет выделено ими на ремонт своих дорог и когда?
И вот тут вступает в действие здоровый лоббизм на всех уровнях. Есть у области народные депутаты? Есть, три десятка. Есть среди них руководители комитетов в Верховной Раде, заместители руководителей комитетов, секретари комитетов и просто бравые ковбои, умеющие зажигательно рассказывать о своих достижениях? Есть. Было бы правильно и здорово, если бы каждый из них включился в лоббирование выделения этих денег Укравтодором на САД в Днепропетровской области в 2017-м году под гарантии ОГА, что мы окажем САД любую методическую и технологическую помощь (если нас о ней попросят) построить качественно дороги. В конце концов, когда при зимних снегопадах у САД закачивается солярка и посыпочный материал, то именно Днепр_ОГА, а не Укравтодор, ее ими обеспечивает, наверное потому, что нам больше всех не все равно.