Горожане празднуют Рождество так же как и 100-150 лет назад.
Днепряне возвращаются к традициям празднования Рождества в Екатеринославе. Ведь 100-150 лет назад фактически праздник проходил точно также – был не слишком религиозным, а скорее светским, детским, домашним. Несмотря на более полувека без рождества и искоренения всех рождественских традиций, горожанам удалось вернуть праздник. Хотя современный жители Днепра не слишком стремятся вернуть «дух Рождества» и празднуют его только с середины 1990-х годов, почему-то нам удалось вернутся именно к классическому празднику нашего города.
«Тогда в Екатеринославе жили всего 16% украинцев, больше русских, евреев, немцев, все со своими традициями. Но все же большая часть населения была православной и Рождество отмечали все, - делится старший научный сотрудник Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И. Яворницкого Алла Москалец. – Немецкие, украинские и русские традиции совпали и городские власти пошли навстречу православной части населения и на Рождество были закрыты все заведения в городе, вне зависимости от того, кто был содержателем. Караимы, иудеи, мусульмане – не работал никто, иначе были бы конфликты. А уже вечером все открывалось, в ресторанах подавали богатую кутью, организовывались рождественские балы».
Обычаев и обрядов аристократы знать не знали и не соблюдали, хотя на кухнях и в коморках у прислуги были и дидухи и все остальные атрибуты Рождества. Высшее общество предпочитало перенимать интересные обычаи. Так из сказок Гофмана в город пришла традиция разорения елки, когда детвора снимала с новогодней красавицы все украшения, а саму ель выносили из дома. Постепенно обычай разорения елки вытеснил сельский обряд раздачи пирогов детям. А вынесенную из господского дома елку можно было увидеть в каком-то общественном месте.
Вообще елок в Екатеринославе было не так уж много, так как стоила новогодняя красавица 200 рублей. Ведь в окрестностях города ели не росли и их привозили издалека. А сосну в те времена и вовсе не считали новогодним деревом. Сосны на Новый год стали устанавливать уже во времена Никиты Хрущева, «великий агроном» озеленял страну и в наших краях массово высаживались сосновые леса, а при прореживании молодняк стали продавать как новогодние деревья. Традиция прочно прижилась и теперь практически в каждом доме Днепра украшают сосну, а не ель.
В целом ни один город особой оригинальностью празднования Рождества не отличался, за обрядами всегда надо было ехать в село. Ведь аристократия, купечество и мещанство давно были оторваны от жизни простого народа. Именно поэтому гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» стали настолько популярными, ведь горожане не знали обо всех этих интересных традициях и обрядах, делится Москалец.
Если в украинских селах Рождество был исключительно домашним семейным праздником, то в городе все собирались в доме, где стояла елка и устраивали праздник для детей. Тогда Новый год считался светским праздником, а Рождество – детским с чудесами и подарками. Это не был общественный праздник, но он все-равно получался очень шумным и веселым, ведь в одном доме собирались 5-10 семей со своими детьми.
Тогда же и зародилась традиция благотворительности – помогать всем детям города, чтобы у каждого был праздник и подарок. Часто бывало, что в Рождество за столом соседствовали дети и аристократов и прислуги. Девушки гадали ради развлечения, пели колядки.
В 1914 – 1915 годах в газетах появились объявления о сборе рождественских подарков для армии, а потом и об организации рождественских поздравлений в госпиталях.
Так что сегодняшние днепряне празднуют Рождество также как и горожане позапрошлого века. Основная радостная энергия расплескивается во время новогодних гуляний, а к Рождеству успокаиваются, также отзывчиво помогают детям и военным, радуют детей подарками и представлениями и начинают выбрасывать сосны уже после 7 января.
«Тогда, как и сейчас Рождество было больше похоже на семейно-детский утренник, чем на ритуальное действие, как в селах», - считает Москалец.