Городской сайт завершает рассказ о башнях Днепра. Вслед за историей водонапорных башен и башен на зданиях дореволюционного и довоенного времени сегодня мы расскажем о «каменных стражах города» современности.
В прошлом году Городской сайт уже рассказывал об истории «стражей старого города» — водонапорных башнях, возвышающихся над городской застройкой.
А недавно мы рассказали об истории старых башен на жилых и административных домах.
Читатели этих материалов задавали справедливый вопрос: неужели в наше время традиции «башенного зодчества» сошли на нет? В Днепре даже есть жилой комплекс с таким названием – «Башни».
Конечно, здания с башнями строили в Днепропетровске и в послевоенный период. И давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун с удовольствием расскажет об этом.
«С наступлением советской эпохи тема башен на некоторое время вышла из употребления, – рассказывает Максим Кавун. – Дело в том, что конструктивизм, стиль 1920-х – начала 1930-х годов, делал упор на кубатуру здания, на геометрически правильные композиции и не очень «любил» башни. Тем более, полностью отвергались изысканные формы завершений домов дореволюционной эпохи.
Однако бывали и редкие исключения. В середине 1920-х годов известный городской архитектор Александр Красносельский спроектировал удивительное здание, которое не сохранилось до наших дней. Это универмаг «Пайторг» на углу проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого) и улицы Торговой (Ширшова, ныне Липинского). Прямоугольник универмага занимал угловую часть квартала, а на нем возвышалась выразительная башня. Аналогов подобного сооружения в городской архитектуре больше не было.
С изменением архитектурных вкусов и переходом к неоклассике в 1930-е годы «Пайторг» эстетически устарел и был фактически приговорен. Тот же архитектор Красносельский возвел на этом месте универмаг «Детский мир» (1939 г.), который постигла сложная судьба, и он был снесен в 2008 г. Сейчас на этом месте конструктивистский «Пассаж», однако башен на нем нет, это здание имеет горизонтальную композицию.
…Середина XX века. Прошла страшная война, город был восстановлен в короткие сроки и невероятными усилиями жителей. Символом этого сложного времени стали высотки в стиле «сталинского ампира». Семь «сталинских высоток» в Москве сформировали устойчивую архитектурную моду. Во всех крупных городах СССР появлялись десятки высотных зданий, имевших башнеобразные завершения. Все без исключения крупные градостроительные мероприятия в городах 1950-годов обязательно включали в себя возведение крупных высотных сооружений с башнеобразными завершениями и шпилями. Например, в Киеве центральную часть Крещатика украсило высотное жилое здание со шпилем.
В Днепропетровске символом этого периода стало здание, которому даже местные жители присвоили неофициальное название «Дом с башней». Оно было построено в 1956 г. на углу проспекта Карла Маркса (Яворницкого) и улицы Серова (Фабра). Архитектор здания – Дмитрий Щербаков, выдающийся местный зодчий 1950-1970-х годов.
Пятиэтажный жилой дом завода имени Петровского размером с половину квартала в целом типичен для «сталинского ампира». Уникально решена башня на угловой части здания – она имеет овальную форму в виде вытянутой луковицы с завершением, плавно переходящим в шпиль. Из-за этого дом приобрел очень изящный силуэт, весьма необычный для «сталинского ампира». Здание до сих пор доминирует в панораме нескольких кварталов проспекта.
Уникальность «Дома с башней» еще и в том, что архитектор Д.И. Щербаков проявил необычайный такт, творчески переработав исторический архитектурный мотив. До революции на этом месте располагалась гостиница «Пальмира». В 1900-х годах угол здания украсила шатровая башня с луковицей, напоминавшая храм, ставшая архитектурной достопримечательностью Екатеринослава. Уже после войны архитектор использовал этот мотив для силуэта нового здания на этом месте, разработав «свою» башню. Интересно, что башни такого типа, как в днепропетровском «Доме с башней», нет ни в одном городе бывшего СССР.
Есть в нашем городе место, где можно увидеть вместе сразу два башнеобразных завершения зданий послевоенной эпохи. И они не только не конкурируют друг с другом, но создают уникальную архитектурную композицию. Это два жилых дома на углу проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого) и улицы Ворошилова (ныне Ефремова). На одном из этих домов помещена дата строительства «1949». Второй дом немного младше – начала 1950-х годов.
Одно из зданий украшено изящной белоснежной колоннадой, которая сразу относит нас к образам античной архитектуры Древней Греции. Второе здание, напротив, украшено высокой башней со шпилем и звездой. Интересно сочетание горизонтального акцента (колоннада) и вертикального (башня со шпилем). Этот квартал из-за его силуэта любили изображать на открытках и альбомах 1950–1960-х годов. Интересно, что когда в 2004-2005 годах кварталом выше возводили комплекс «Атриум», на его вершину водрузили некое подобие той самой колоннады, как своеобразную реплику, и продолжение панорамы проспекта. Правда, эта реплика смотрится гораздо хуже оригинала.
В пятидесятые годы XX века многие улицы нашего города украсились зданиями с башнями, украшавшими панорамы. Еще одним символом эпохи могут служить две башни в завершении улицы Рабочей. Это целый архитектурный ансамбль, в который входят здание главной конторы Южного машиностроительного завода, построенное в 1958 году, и два жилых дома, построенные в 1955 г.
Ансамбль проектировал один архитектор – Олег Петров, выдающийся местный зодчий, автор жилого дома на проспекте Яворницкого, 55, монумента в Севастопольском парке и летнего театра в парке имени Чкалова (ныне Глобы). Башни на Рабочей, кроме того, что являются архитектурными доминантами, символизируют «южмашевскую» специфику района, эпоху освоения космоса.
Интересная башня украшает жилой дом на углу проспекта Пушкина и улицы Шмидта, построенный в 1950 г. В отличие от большинства башен послевоенной эпохи, она не круглая со шпилем, а прямоугольная, и шпиль здесь отсутствует. Внутри этой башни находится небольшое помещение.
Мало кому известно, что, кроме «Дома с башней», Днепропетровск должны были украсить целый ряд высоток с выразительными башнеобразными завершениями. Однако на этот раз в архитектурный процесс вмешались прагматизм и политика.
В 1956 г. завершилось формирование Привокзальной площади – целиком выполненной в стиле «сталинского ампира». Проекты Привокзальной площади разрабатывались еще с 1948 г. Однако реализованный вариант очень сильно отличается от первоначальных проектов. Например, высотка, стоящая под углом в завершении проспекта Карла Маркса (Яворницкого), должна была завершаться выразительной башней. Она бы даже завершала в целом панораму проспекта. В процессе строительства площади башню решено было урезать, и она так и не появилась.
Другой вопиющий случай касается главной городской площади Ленина (ныне Героев Майдана), которую специально формировали с 1946 до конца 1950-х годов. То, что мы видим сейчас на западной стороне площади – результат крупной градостроительной «недоделки», по-другому и не скажешь. На месте безликого здания Министерства черной металлургии (сейчас занято офисами) планировался Дом Советов – типичная «сталинская высотка» с башней и шпилем, а боковые крылья должны были украшать более высокие завершения (на два этажа выше).
Однако в 1955 г. вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец пышному «сталинскому ампиру» и начавшее эпоху безликих типовых «хрущевок». Со строительством главной площади Днепропетровск немного опоздал. В городском фольклоре отложилась легенда на этот счет. В 1962 г. лично Никита Хрущев, пребывая в Днепропетровске, увидел главное здание (будущий Минчермет), на которое только водружали шпиль. И он срочно приказал убрать «это безобразие». Точного подтверждения этого факта нет, но по логике событий сомневаться в этом не приходится. На мой взгляд, безобразием стало это здание как раз без шпиля и колонн. Пострадали и боковые крылья: их урезали на два этажа, из-за чего эти здания (их автор – архитектор Олег Петров) потеряли в выразительности.
Случай с нашей главной площадью не является уникальным для хрущевской эпохи. В 1950-е годы в Киеве над будущим Майданом Незалежности должна была вырасти крупная «сталинская высотка» с высоким шпилем. Однако в начале 1960-х годов строительство по данному проекту было заморожено, и в результате осталась только безликая коробка здания (ныне гостиница «Украина»).
В 1970-1980-е годы, во времена расцвета типовой брежневской архитектуры, выразительные башнеобразные завершения зданий стали встречаться очень редко. Зато начали появляться первые небоскребы – башни сами по себе: «Дом книги» (1976), две высотки на Победе (1980-е годы) и другие.
Начиная с конца 1990-х годов, тема башен вновь активно зазвучала в местной архитектуре. В частности, башни хорошо представлены в творчестве такого известного, но противоречивого архитектора, как Александр Дольник. Его «Босфор», «Сити-центр» завершаются башнями, а «Атриум» - колоннадой. Комплекс «Вавилон» состоит фактически из шести башнеобразных корпусов, соединенных горизонтальными перемычками.
Пожалуй, самой интересной башней новой эпохи можно назвать гостиницу «Европейская» (угол ул. Воскресенская и Мечникова). Здание является примером историзма в архитектуре – оно выполнено в стиле северного модерна, и кажется построенным на целое столетие раньше. Угол здания украшает массивная башня в форме трапеции, кажущаяся обломком скалы.
Ну и, конечно, нельзя обойти стороной «Башни» (2001–2005) – первые небоскребы рыночной эпохи в нашем городе. Сами по себе здания уже решены в форме башен. В завершающей части здания, возле двух островерхих башен, помещены и две маленькие башенки, оригинально дополняя силуэты высоток.
Как видим, «башенная тема» в архитектуре города на Днепре активно представлена уже около двух столетий. Будем надеяться, что новые поколения городских зодчих грамотно продолжат развивать и обыгрывать эту тему, дополняя и развивая исторические архитектурные образы», - завершает свой рассказ Максим Кавун.