Елена Малинская говорит, что сейчас ведется ожесточенная борьба на рынке за каждого клиента.
Председатель правления банка Кредит Днепр рассказала, что ждать от банковской системы после ее трансформации.
После начала кризиса и программы зачистки, рынок покинуло более 80 банков. Сейчас банковская система переживает перезагрузку и совсем скоро должен начаться ее рост.
Встряска помогла оставшимся игрокам окрепнуть и быть готовыми к новым вызовам. Конкуренция также стала жестче и сейчас ведется не шуточная борьба за клиента. Это помогает быстрее реагировать на запросы клиентов и предоставлять более широкий спектр услуг.
В тоже время остались ряд проблемных вопросов. Защита прав кредитора – один из главных.
Елена Малинская в интервью НВ Бизнес рассказала о том, как банки проходят процесс реформации, что будет с отраслью через пару лет, и при каких условиях заемщики получать более дешевое финансирование.
– Довольно много банков ушло с рынка после чистки. Нужно ли было идти на такие меры? Как это повлияло на ваш банк и рынок в целом?
– Банковская система была переполнена количеством финучреждений. Часть из них были кэптивными. Другие, не оправившись от кризиса 2008 года, – держали на своем балансе не обслуживающиеся проблемные портфели. Поэтому, конечно, это было необходимо. Банков стало меньше, но они стали сильнее. Те, кто пережили эти два-три года, – окрепли и готовы к новым, более жестким правилам игры на рынке.
Конечно, для всех нас это было очень болезненно. Причем не только для тех, кто уже оказался вне рынка, но и для игроков, которые продолжают свою деятельность. Болезненно потому, что никто не знал, как долго это будет продолжаться, насколько затянется кризис, как будет реагировать население на такую турбулентность. Сейчас мы находимся в начале нового этапа развития украинского банковского сектора.
– Есть такая точка зрения, что данная чистка некоторым образом снизила уровень конкуренции. И, вероятно, поэтому или по другим причинам просело качество банковских услуг. Действительно ли это так?
– Это заблуждение. Игроков осталось меньше, а лимит доверия со стороны населения к банкам был как никогда низок. За каждого клиента приходилось бороться, и сейчас эта борьба продолжается, пожалуй, с еще большей силой. Украинцам было непросто возвращаться в банковскую систему. Особенно это касается тех клиентов, которые сотрудничали с ушедшими с рынка финучреждениями.
Конкуренция очень высока. Сегодня банки конкурируют не только друг с другом, но и с финансовыми компаниями, с финтехкомпаниями, все более активно появляющимися на рынке. И это очень мотивирует работать еще лучше. Мы постоянно совершенствуем качество услуг, модернизируем существующие и внедряем новые сервисы, максимально адаптированные под потребности времени, инвестируем в технологии.
– Какие новые услуги вы вводите или улучшаете?
– Сегодня мало иметь просто кредитную карту. Клиентам необходимо комфортное мобильное приложение, чтобы иметь постоянный дистанционный доступ к управлению собственными финансами. Клиенты не хотят быть привязаны к одному банку – у них должна быть возможность оперативно перечислять деньги с карты на карту. То же касается и услуг для юридических лиц. Это удобная система клиент-банк, возможность получения электронных услуг, например, таких как электронные банковские гарантии. Это касается и кредитования. Мы стараемся создать такой механизм оценки рисков, который позволял бы нам весьма оперативно принимать решения.
Приведу пример. Наш банк активно работает с аграриями. Данный бизнес довольно специфический, здесь все необходимо делать очень оперативно. Клиент приходит в банк, и ему нужны деньги уже сегодня, ведь надо покупать семена, удобрения, топливо именно в этот момент – перед посевной. Сезонность их бизнеса не позволяет им ожидать решения кредитного комитета даже неделю. Именно над этим мы и работаем – над оперативностью и комфортом.
Мир очень быстро меняется. Он становится более технологичным, более инновационным. Традиционный банковский сервис, платежки на бумажных носителях ушли в прошлое. Поэтому банки должны тоже развиваться по пути инноваций.
– Вы имеете в виду онлайн-банкинг?
– Конечно, банковский рынок постепенно перемещается в онлайн. Все ходят с мобильными телефонами, с постоянным доступом к любой информации. И банковская информация не должна быть исключением. Она должна быть доступна клиентам в любое время.
– Насколько конкуренция с финтехкомпаниями поможет подвинуть банки? И если банки будут дальше развиваться, то где их ниша?
– Каждый банк определяет для себя свою нишу. Я считаю, что Украина будет двигаться вперед благодаря малому и среднему бизнесу. Малый и средний бизнес – это клиенты, которые довольно требовательны, которые не чувствуют себя комфортно в огромных банковских отделениях. Им нужно удобство, простота, комфорт, доступность. Я думаю, что именно эти параметры станут определять вектор развития банковской системы в Украине.
– Если посмотреть на то, как будет рынок дальше развиваться, каков ваш прогноз через два-три года – куда мы придем? Какие банки останутся, какие нет, и что будет?
– Я думаю, что через два-три года у нас будет совершенно иная банковская система. Чистка практически закончена. Остались стресс-тесты банков второго эшелона, которые тоже должны закончиться в ближайшее время. Полагаю, у нас будут сильные игроки, иностранные игроки, которые не ушли из Украины, у которых долгосрочные взгляды. Уверена, что будут приходить новые иностранные банки, что все-таки прямые инвестиции в Украину, в том числе в банковский сектор, возобновятся, что будут созданы условия для того, чтобы они чувствовали себя комфортно. Будет несколько локальных игроков.
Я не думаю, что украинская банковская система станет большой. Но я считаю, что здесь будут сильные игроки, которые найдут свою нишу в будущей системе. Я точно знаю, что они станут намного более сильными, чем банки, существовавшие до кризиса. Защита прав кредитора остается основной проблемой, с которой борется банковское сообщество. И те неплательщики, заемщики, которые ведут себя недобросовестно, наконец-то останутся вне банковской системы, не будут иметь доступа к финансам. Но для этого нужна политическая воля. Тогда мы начнем развиваться, и нас ждет большое будущее.
– Промышленность жалуется, что нет доступного финансирования. Что должно произойти, чтобы стоимость денег стала ниже?
– Это очень естественно. Для того чтобы были более дешевые кредиты, должны стать более дешевые ресурсы, которыми могут управлять банки. Для этого нужно возобновить хотя бы статус-кво. Клиентам должно быть комфортно нести деньги в банковскую систему. Те десятки миллиардов, которые находятся у населения, а не вложены в экономику, должны вернуться в систему. Из-под подушек они должны появиться на банковсих счетах.
А для этого нужен комфорт, доверие, для этого нужно, чтобы период очищения финансового рынка закончился и люди поверили, что та банковская система, которая есть сегодня, – здоровая, у нее есть будущее. Это должны быть изменения в законодательстве по защите прав кредиторов, это должна быть качественная судебная реформа, должна быть стабильность в экономике. Вот тогда мы точно сможем снижать ста вки.
Лицензия НБУ № 70 от 13.10.2011 г.