Понимание себя, других людей, всех причин и следствий в нашей жизни – необходимость на пути обретения счастья и гармонии. Очень непросто пройти самому все жизненные лабиринты. Именно поэтому ценность психологов и психотерапевтов в современном мире так высока.
Героиня нашей постоянной рубрики «Успешные личности» психотерапевт Ольга Кириллова знает о том, что сейчас больше всего беспокоит людей, и как им в этом помочь.
- Ольга, расскажите, как начался Ваш путь в психотерапию?
- Сама жизнь натолкнула. В свое время наш с мужем семейный союз дал трещину. Но так как в нашей семье раньше разводов не было, идея об этом даже не приходила мне в голову. И в попытке как-то решить проблему для себя, я обратилась за помощью к психотерапевту. На тот момент я работала в городском онкологическом диспансере и встал вопрос о моей врачебной специализации. Потому что наблюдать за угасанием тяжелобольных людей очень сложно морально. Хотелось испытывать более радостные эмоции, помогать людям и видеть положительные результаты своей работы. Работа с психотерапевтом помогла мне получить внутреннее разрешение на развод и смену деятельности. Это очень меня продвинуло в личном росте. И мне захотелось этому обучаться. Постепенно стала вникать в суть гештальт-терапии. Обучалась с 2002 года, а с 2007 года регулярно практикую. Кроме того, закончила обучение по программе семейной терапии, которую сейчас преподаю в институте МИГИС.
- Сейчас в каких направлениях практикуете?
- Сейчас в своей работе я использую гештальт-терапию и семейную системную терапию. Также развиваю новый проект "Семейная терапия в гештальт-подходе".
- Я так понимаю, именно переломный момент в Вашей личной жизни открыл Вам новый мир психологии?
- Так часто бывает. Хотя до этого момента я многое читала, но книжные знания, конечно, не сравнятся с реальным обучением. Но изначально я пробовала классический метод – психоанализ. Мне очень повезло на момент выбора с обучением. Я поняла, что психоанализ мне как человеку не так близок, мне подходит более живой контакт, когда есть тесное взаимодействие с человеком.
- Почему выбрали гештальт?
- Меня привлекает то, что в гештальте у человека есть возможность осознанного выбора. Это облегчает понимание того, что я делаю, куда я иду, и чего я хочу. Основное, что я сделала, когда пришла в гештальт как клиент, взяла ответственность за свою жизнь. И дальше у меня появился выбор: или продолжать жить в иллюзии, или признать, что этот проект семьи не состоялся. В этом никто не виноват, так сложилось. Это был осознанный выбор. И окончание тех отношений мне помогло построить новые счастливые отношения. Сейчас у меня трое детей, и я счастлива.
- Сейчас Вы уже как специалист тоже, наверное, больше сталкиваетесь с семейными проблемами?
- У меня есть два направления консультирования: это семейные отношения (семейные пары) и индивидуальные. Но, так или иначе, любые проблемы – это проблемы общения. Мы живем в социуме, поэтому постоянно с кем-то общаемся, взаимодействуем: «я и родители», «я и мой партнер», «я и работа». Даже проблема лишнего веса это тоже проблема взаимодействия человека и еды.
- И все-таки, с какими запросами к Вам чаще всего обращаются?
- Очень часто приходят пары, которые испытывают сложности в отношениях, но понимают ценность друг друга и хотят исправить ситуацию. Так заведено в нашем обществе, что нас не учат тому, как быть хорошими мужьями, женами, родителями. Социум воспитывает нас хорошими гражданами. Родители воспитывают нас хорошими детьми. И поэтому, когда мы вступаем в отношения с кем-либо, оказываемся перед огромным количеством вопросом, на которые не знаем ответа. Тогда мы пытаемся либо путем проб и ошибок находить ответы, или пытаться копировать чьи-то модели. Оба варианта могут привести к кризисному тупику. Семейная терапия говорит о том, что любая ситуация может быть рассмотрена так, чтобы решение подходило обеим сторонам. Пары могут передоговориться, пересмотреть стратегию своей семьи, ценности. Ради чего этот союз?
Мне сложно дается работа, когда люди уже решили развестись. Мне больше хочется вкладываться в сохранение семьи. Это гораздо интереснее. Это более ценно. Но бывает и такое, когда люди приходят за помощью пережить развод или предательство. Чтобы построить успешные отношения, нужно четко знать, что ты хочешь от этих отношений – какие нужны отношения, какие нужны условия. Ведь если человек не знает, чего он хочет и делает что-нибудь, из этого что-нибудь и получится. Тогда партнер вынужден брать инициативу на себя, а у того второго, который не хочет принимать решения, появляется много поводов для обид.
- Вы произнесли очень интересную формулировку: «для чего семейный союз»? Какие могут быть здесь варианты?
- Изначально, семья – это союз для рождения детей. Дети – это наше продолжение, это наше бессмертие. И у каждого человека возникает вопрос – что останется после меня. И самый простой способ – оставить после себя детей. Поэтому многие родители хотят видеть в детях лучшую копию самих себя. То есть один из смыслов – это дети. Другой смысл – не быть одному. Кому-то хочется разделить с кем-то все тягости жизни. Бывают такие отношения, когда нет чувств у людей, и они просто сосуществуют вместе, потому что так легче – и обоих это устраивает. Конечно, идея семейного союза основана на чувствах. А дальше можно выбирать – кто-то может делать совместный бизнес, кто-то сосредотачивается на семейном гнездышке.
- К Вам чаще обращаются женщины?
- В последние годы наблюдается тенденция мужской активности. Растет количество мужчин, которые хотят качественных отношений и не хотят тратить время на создание союзов, которые ни к чему не приведут. И часто мужчины приходят с вопросом: «Как мне в таких отношениях? Почему я выбрал именного этого человека?».
Мужская реализация очень сложная. Потому что реализоваться как взрослому мужчине, как специалисту, как бизнесмену, как мужу – это очень непросто. Для женщины все-таки реализация заключения в рождении и воспитании детей. Многие, конечно, со мной не согласятся. Я все-таки поддерживаю и продвигаю на своих программах идею, что карьера, достижения и зарабатывание денег – это не реализация для женщины. Это все навязано социумом. Конечно, есть девушки и женщины, которым карьера дается легче, чем отношения, и тогда возможность принять свой выбор как осознанный и желаемый, может принести облегчение.
- Вы сказали о том, что нас не учат быть мужьями, родителями. С чего же тогда начинать путь образования в сфере семейных отношений? Стоит ли брать пример у своих родителей?
- Не всегда родители дают хороший пример. И не всегда модель поведения родителей в семье подходит уже взрослым детям. Конечно, нужно учиться выстраивать отношения под свои потребности и особенности. Самое простое, с чего нужно начинать – это литература. Дальше желательно переходить к практике, посещать тренинги и курсы. Например, в нашей программе семейной системной терапии как раз и даются такие знания, которые помогают понять взаимосвязи, законы, которые существуют. Обладая этими знаниями, можно предвидеть проблемные ситуации и находить вовремя решения. В некоторых поступках есть абсолютно однозначные проявления.
Как пример. Приходит ко мне пара и говорит: «Сделайте что-нибудь с нашим ребенком. Учится ужасно. Никого не слушается». И в процессе разбора ситуации, выясняется, что между родителями существует неприязнь и давно подумывают о разводе. Но делают вид ради ребенка, что у них все хорошо. И тогда ребенок – симптом семейных проблем. Своим ужасным поведением, ребенок пытается их объединить. Когда он плохо учится, родители объединяются. Но ребенок делает это бессознательно. Дети очень часто берут на себя вину за ссоры родителей.
- Есть какие-то особенности в Вашей практике, связанные с непростой ситуацией в стране?
- Конечно, есть. Многие жители Украины пострадали от ситуации на Востоке. Вообще могу сказать, что любые глобальные катаклизмы отражаются на отношениях между людьми. В свое время Великая Отечественная война унесла много жизней, забрала много мужчин в расцвете сил. И результатом этих потерь стало целое поколение «железных леди», которые вынуждены были взять мужские функции на себя.
Сейчас мы пришли к тому, что женщины абсолютно наравне с мужчины во всех сферах – и зарабатывают, и строят карьеру, и физически сильнее стали, и ментально. Конечно, и сейчас очень много стрессовых факторов. Когда человек не имеет надежного финансового тыла, очень сложно строить семью, счастливые отношения. О каком развитии может быть идти речь? Есть сейчас такая идея в психотерапии, что стресс привязан к геному и может передаваться по наследству. И как бы мы не хотели, этот фактор передаем детям. И единственный способ этого избежать – психотерапия.
- И напоследок, как Вы рекомендуете выбирать психотерапевта? Что важно понимать?
- Это очень индивидуально. Нет психотерапевтов, которые подойдут абсолютно всем. Изначально можно почитать его статьи, труды. Можно посетить бесплатные открытые занятия, чтобы понять методы специалиста. Можно прислушаться к отзывам о нем, хотя здесь не все так однозначно. Рекомендую представить, смогли бы вы с этим человеком быть полностью откровенным? Если получается, значит стоит попробовать.
Просто ученые и тем более врачи, не всё знают о мозге человека иначе бы, уже были лекарства от Альцгеймера, Паркинсона, Шизофрении и других тяжелых болезней мозга, которые пока неизлечимы.
Общество, где во всех сферах преобладает ложь и предательство, дети не могут вырасти честными перед самими собой, своими родителями и самим же обществом. Отсюда возникают конфликты как между людьми так и с самим собой. Порочный круг. Ответить | С цитатой
"Другой смысл – не быть одному" – снова этот родительский эгоизм.
Стоит признать дорогому прихотерапевту, что психотерапия занимает не один год и что она действительно помогает клиенту. Только чтоб пользоваться этой услугой, нужно быть обеспеченным, или как минимум быть в статусе если не богатого, то выше уровня среднего класса к коим можно для наглядности отнести депутатов гор-/облсоветов. Но есть и обратная сторона медали этой услуги. Кроме постоянных немалых затрат, клиент уже не в состоянии сам справиться с появившейся проблемой и бежит к психотерапевту. Да и без медикаментозного лечения не всегда получишь результат. Ответить | С цитатой