Фотограф из Днепра Владимир Рязанов не только коллекционирует старинные и редкие фотоаппараты, но и воссоздает древнейшие образцы этой техники, на которой снимали даже в девятнадцатом веке.
Об удивительной, одной из лучших в Украине коллекций редких фотоаппаратов Владимира Леонидовича Городской сайт уже рассказывал.
Но в последнее время в его коллекции (кстати, занимающей целую комнату!) появилось совершенно новое и редкое направление – создание копий и реплик (моделей, созданных по мотивам старинных экземпляров) старинных аппаратов, самые древние из которых датируются еще первой половиной 19-го века. Таким направлением фотодела в Днепре, похоже, больше никто не занимается.
- Начав коллекционировать редкие фотоаппараты лет 30 назад, я при этом изучал историю фотоаппаратостроения, первые модели, изготавливаемые еще из дерева, латуни, меди, - рассказывает Владимир Рязанов. – Приобрести оригинальные модели конца 19 – начала 20 веков человеку с моими доходами совершенно нереально, они стоят очень дорого. И тогда я задумался: почему бы самому не попробовать делать копии такой редкой техники?
Первый экземпляр в этом направлении он изготовил пять лет назад. Шутливо называет его «арт-объект по мотивам фотоаппарата начала 20 века». Цели фотографировать с его помощью он не ставил – скорее, это была интересная игрушка. А вот к изготовлению второго старинного аппарата подошел со всей серьезностью, создав его в полном соответствии с моделями вековой давности. Основание модели сделано из дерева, кассетная часть – из жести, объектив – от старого аппарата. Этот аппарат получился не только аутентичным, но и полностью рабочим, хоть сейчас на нем фотографируй.
После этого взялся за создание модели камеры обскура, которая стала предвестником первых фотоаппаратов. Камера обскура – это замкнутая коробка с отверстием для объектива. На матовом стекле отображается перевернутое изображение. И если перед ним разместить светочувствительную пластинку, на ней зафиксируется негатив.
Есть в коллекции и непосредственные потомки камеры обскура. Например, копия одной из первых в мире фотокамер образца 1839 года с бронзовым объективом. А также чуть более поздняя модель «Герцог», представляющая собой конус с объективом на деревянной основе.
- Потом изобрели «гармошку», которая позволяет изменять расстояние от объектива до матового стекла, - рассказывает Владимир Леонидович, показывая соответствующие модели. – Это позволяло наводить аппарат на резкость, изменяя параметры съемки. Изготовители той эпохи творчески подходили к этому вопросу, чтобы привлечь покупателей - «гармошки» делали из кожи, дермантина с мехом, окрашенным в позолоту, серебристые, красные, коричневые, зеленые тона. Изготовил целый ряд таких аппаратов – точные копии французских, английских, немецких моделей, которые в конце 19-го века уже широко применялись для съемки, в том числе и в Екатеринославе.
Пробовал Владимир Леонидович изготавливать «гармошки» и сам, но большей частью – доставал их с помощью интернета. Такие «гармошечные» аппараты у него – целиком рабочие. Если в них поставить светочувствительную пластинку, получится изображение.
Следующими в хронологическом порядке являются копии ящичных фотоаппаратов, одним из первых создателей которых стал основатель фирмы «Кодак» Истмен. Он первым поставил себе цель: превратить дорогую и салонную технику - в простую и массовую, работающую под девизом «Вы только нажимаете на кнопку – остальное делаем мы». Истмен не только наладил выпуск доступных фотоаппаратов по цене в один доллар, но и наладил в США фотосервис: сеть фотомагазинов (в которых можно было купить аппарат и рулонную пленку для него) и лабораторий, куда фотолюбитель приносил отснятую пленку и получал готовые фотоснимки. Конструкция первых «кодаков», воссозданных Рязановым, относительно проста. В корпусе аппарата – линза с объективом, рычаг для взвода и спуска затвора, рычаг для перемотки пленки, видоискатель, ремешок.
С удивлением рассматриваю огромный аппарат – что это за диво техники? А рядом с ним – уменьшенная копия такого гиганта.
- Самый большой экспонат моей коллекции – павильонная дорожная фотокамера первой половины 20-го века, - поясняет фотомастер. – С ее помощью делали студийную съемку, этот аппарат адаптирован и для перевозки. Мне захотелось сделать уменьшенную рабочую копию такого гиганта. Ничего сложного не оказалось, хотя с деталировкой пришлось попотеть, а съемный объектив использовал от… микроскопа. Но эта малютка – целиком рабочая, если в нее зарядить кусочек пленки, получим изображение. Подобным образом создал и уменьшенную копию павильонной камеры, которая тоже рабочая.
В рабочем состоянии – практически все копии старинных аппаратов и их реплики. Очень широк диапазон пленки, который может быть использован для них. От пленки размером кадра 24 на 36 миллиметров для самых крошечных до 130 на 180 мм в павильонном аппарате.
Интересно, а где мастер берет детали для своих рукотворных шедевров?
- Что-то заказываю через интернет, - говорит Владимир Рязанов. – Но чаще всего – нахожу на рынках, барахолках. Некоторые бронзовые детали мне вытачивают на заводах. Что-то (ручки, винты) приспособлено из используемого в быту.
В этом собрании – сразу несколько необычных моделей, которые называются пинхол-камера. Это более современный вариант камеры обскура, в котором вместо объектива используется крошечное отверстие, прокол иголкой.
- Создание пинхол-камер – это уже современное ретро-увлечение, - рассказывает Владимир Рязанов. – На зарубежных сайтах посмотрел на принципы создания таких моделей, сделал три разные камеры. Их конструкция относительно проста. Ящик, в нем расположена катушка пленки, съемка ведется через крошечное отверстие в несколько микрон, экспозиция может занимать до нескольких минут. Аппарат прекрасно подходит для панорамной съемки. Изготовил я и пинхол-камеру с тремя объективами, которые позволяют получать один кадр с тремя разными экспозициями. Такие аппараты интересны не только своей конструкцией, но и позволяют получать очень необычные изображения.
Руками этого мастера необычное создается и из самого обычного. Вот, например, стандартная модель массового советского фотоаппарата «Смена-8М». Но руками Владимира Рязанова ей сделан такой «тюнинг» в национальных цветах, что аппарат выглядит музейным арт-объектом. Аналогичную трансформацию прошли стандартные «мыльницы», расцвели петриковскими узорами.
…За рубежом воссоздание антикварных фотоаппаратов давно стало распространенным хобби. Есть немало сайтов таких коллекционеров. В Украине о таких собирателях Рязанов ничего не слышал. Для чего это ему?
- Просто для души, - улыбается Владимир Рязанов. – Продавать свои экспонаты, воссоздающие легендарные аппараты 100-150-летней давности, которых у меня уже больше 15, не собираюсь. С использованием старинных фотоаппаратов делаю необычные натюрморты и пейзажи. Готов их показать и широкой публике. Может, в перспективе организую выставку.
Сегодня у легендарного фотографа Днепра Владимира Леонидовича Рязанова – день рождения! Городской сайт от всей души поздравляет Мастера фотодела, желает ему здоровья, зоркости взгляда и неутомимости в его творчестве!