Мелодрамой «Ради семейного очага» Днепропетровский академический театр русской драмы имени Горького закрыл свой 89-й театральный сезон. Эмоциональный спектакль держал зрителей в напряжении до последней сцены и оказался очень созвучен реалиям наших дней.
Нельзя не отметить: вторая подряд премьера «горьковчан» основана на наследии украинской классики. Месяц назад с огромным успехом прошла премьера «Лесной песни» Леси Украинки. Молодым режиссерам театра Горького Валерию Зубчику и Алексею Клейменову удалось воплотить на сцене совершенно новое видение этого бессмертного произведения, сделав спектакль живой, чувственный, интересный зрителям всех поколений.
И вот – еще одно обращение к наследию украинской драматургии. Мелодрама «Ради семейного очага» поставлена по одноименной повести Ивана Франко мэтром режиссерского дела, народным артистом Украины Владимиром Михайловичем Саранчуком.
К сожалению, из-за болезни он не смог присутствовать на премьере. Поэтому «отдуваться» пришлось его коллегам.
- Такая востребованность украинской классики нашими режиссерами объясняется тем, что мы шагаем в ногу со временем и стремимся быть патриотами Украины, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры Украины Леонид Иосифович Фурсенко. – Украинская драматургия очень глубока и во многом отвечает на духовные запросы современников. При этом может звучать по-новому, свежо и интересно для зрителей всех возрастов.
- Мы стремимся раскрыть украинскую классику сквозь призму духовных запросов, проблем и исканий нашего дня, - считает главный режиссер театра Горького, народный артист Украины Жан Александрович Мельников. – Наследие выдающихся украинских драматургов интересней и ближе для понимания современным украинским зрителем, чем шедевры мировой драматургии, но зачастую оказывается в плену определенных стереотипов. Как показывает пример нашей «Лесной песни», эти жемчужины украинской классики можно вырвать из плена таких стереотипов, заставить зазвучать совершенно по-новому, свежо и интересно. Надеюсь, зрителям понравится и новая работа, заставляющая думать, сопереживать, отвечать на самые насущные вопросы нашего бытия. Главная миссия современного театра – воспитывать духовность и нравственность, раскрывать глубины человеческой сути. Конечно, в репертуаре театра должны присутствовать и комедии, но более всего необходимы умные спектакли. Особенно это актуально в наше жестокое время, когда острее всего стоит вопрос: как сохранить в человеке человеческое, как сберечь любовь, семью и чем ради этого можно пожертвовать…
Спектакль действительно получился умным, помогающим чувствовать, вести зрителю внутренний диалог с собой. А кроме того, постановка оказалась очень созвучна нашему времени.
История этой пьесы переносит нас во Львов начала ХХ века. Антось Ангарович возвращается с войны. Его встречает жена Анеля, и кажется, что впереди их ожидают хорошие времена. Но вдруг Антось узнает, что его жена с подругой для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, открыли публичный дом, переправляли красивых девушек за рубеж, где их ждало сексуальное рабство. Рушится вера в идеалы и надежды на счастливое будущее. Что ожидает героев и смогут ли они найти какой-то выход из этой ситуации? Как пережить такое предательство самого близкого человека? Можно ли это понять, оправдать и простить?
Ведущий мастер сцены театра Горького Александр Николаевич Мишин в этом спектакле выступил не только ассистентом режиссера, но и сыграл одну из самых ярких ролей – инспектора полиции Гриша.
- Спектакль насыщен драматическими поворотами, в нем огромная психологическая глубина и море страстей, - говорит он о премьере. – Сейчас, на мой взгляд, зрителям не хватает подобных работ, помогающих не только окунуться в море чувств, но и глубоко сопереживать героям, думать о их моральном выборе. Удивительным образом эта пьеса созвучна нашему времени. Близка темой возвращающихся с войны героев, проблемой женщины, оставшейся без поддержки и вынужденной выживать любым образом. И, безусловно, определяющий мотив спектакля – тема моральных, семейных ценностей. Мы не даем зрителям готовых ответов, а заставляем их думать над ситуацией, делать свой выбор.
О своем неоднозначном персонаже Александр Мишин говорит следующее:
- Этот инспектор, из души которого во многом ушло человеческое, достоин не только морального осуждения, но и определенной жалости: как, ради чего может жить человек, ставший подобным жестоким циником?
В актерском ансамбле этого спектакля удивительно гармонично соединились экспрессия молодых актеров (Александра Плахтия, Валерии Лагоды, Юрия Захарова, Анжелики Николаевой, Людмилы Журавель, Татьяны Жадан и других) и мастерство, опыт ведущих мастеров сцены театра Горького – Александра Мишина, Нинель Амутных (роль Ольги Шаблинской), Евгения Звягина (комиссар полиции), Валерия Павлова (хозяин кафе). А глубокий мир переживаний главных героев раскрыли молодые, но уже достаточно опытные актеры театра Горького Артур Опрятный и Виктория Рудавская. На мой взгляд, особенно непросто было раскрыть на сцене спектр переживаний и мотив поступков главной героини, достойной, на первый взгляд, лишь крайнего осуждения. Но на самом деле даже в столь омерзительных поступках руководствовавшейся благими намерениями. Виктории Рудавской безусловно удалось донести до зрителей нерв своей героини, сложную гамму ее ощущений и мотивов поступков.
Как признаются исполнители главных ролей, работа в этом спектакле для них стала очень сложной интересной, по новому заставив взглянуть на ценность любви, преданности, доверие и чистоту семейных отношений.
После завершения спектакля зрители еще долго рукоплескали актерам. Этой постановкой театр русской драмы имени Горького закрыл рекордный по продолжительности и очень насыщенный премьерами, дебютами и успехами 89-й сезон. Юбилейный театральный сезон начнется в октябре.