В академическом театре русской драмы имени Горького в г.Днепр триумфально прошла премьера бессмертной драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня».
В сокровищнице театральных пьес есть произведения, которые принято считать каноническими, и любые эксперименты с ними для режиссеров – крайне опасны. Есть сложившийся годами, а то и веками стереотип восприятия таких пьес. Драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня», шедевр не только украинской, но и мировой драматургии, - безусловно, из их числа. Эту пьесу неоднократно ставили на сценах театров нашего города. Шла она лет 15 назад и в театре Горького – именно в классической, качественно сделанной интерпретации.
Нынешний спектакль «горьковчан» выбивается из ряда добротных и привычных постановок. Тандему молодых режиссеров этого театра Валерию Зубчику и Алексею Клейменову вместе творческим коллективом всего театра и замечательным ансамблем исполнителей удалось сделать яркую, эмоциональную, пронзительно-лирическую постановку, которая интересна зрителям всех поколений. Оригинальная поэтическая сценография, авторские оригинальные костюмы, своеобразное пластическое решение спектакля, тонкая и трепетная игра артистов стали составляющими этого прекрасного спектакля!
…Сюжет «Лесной песни» известен, наверное, каждому. Главный герой, Лукаш, вместе с дядей Левом и матерью живет у волшебного леса. В нем встречает лесную волшебницу Мавку – воплощение мечты и красоты, чистоты и искренности. Но под давлением прагматичной матери выбирает Килину – образец женской приземленности и банальности. В борьбу за преданную любовь вступают обитатели леса, чары природы, сила любви. И Мавка-Любовь, погибая, все равно побеждает, потому что у нее «в сердце то, что не умирает».
Эта драматическая история в постановке молодых режиссеров обрела совершенно новое звучание. Глубокий эмоциональный накал спектакля и переживаний актеров в каждой сцене подчеркнут и усилен тонкой сценографией и широкой гаммой пластических решений. Очень удачно выстроено световое и музыкальное оформление спектакля, усиливающие восприятие зрителями каждой сцены. Отдельного «браво!» заслуживает хореографическое наполнение спектакля. Режиссеру по пластике Алексею Клейменову безусловно удалось создать единую для восприятия палитру сложнейших и тонких пластических решений, танцев и сцен, передающих весь драматизм переживаний и чувств героев.
У этой постановки была непростая предыстория. Еще в 2015 году новую «Лесную песню» начинал ставить тот же приглашенный режиссер, который подготовил этот спектакль 15 лет назад. Но в силу разных причин эта работа остановилась. И тогда руководство театра Горького доверило продолжить работу молодым актерам и режиссерам Валерию Зубчику и Алексею Клейменову. И наверняка не пожалело о таком выборе!
В этом спектакле Алексей Клейменов стал режиссером по пластике. О судьбе этого актера и режиссера Городской сайт недавно рассказывал в статье, посвященной режиссерскому дебюту Алексея, – очень интересному и яркому спектаклю «Страна слепых».
Для 28-летнего режиссера-постановщика «Лесной песни» Валерия Зубчика этот спектакль – тоже вторая режиссерская работа. Зрителями очень благожелательно была встречена его дебютная вещь – тонкий, чувственный и глубокий спектакль «Доходяги». Поклонники этого театра прекрасно знают Валерия Зубчика по ярким, запоминающимся ролям в спектаклях «Секрет ее молодости», «Палата бизнес-класса», «Леди на день», «Женский ум», «Последние». В театре Горького Валерий служит уже восемь лет, придя в труппу после учебы в Днепропетровском театрально-художественном колледже. Три года назад, почувствовав в себе режиссерский потенциал, поступил в Киевский университет культуры имени Карпенко-Карого.
Входят Алексей и Валерий и в актерский состав «Лесной песни»: Зубчик - второй исполнитель роли Лукаша (в день премьеры его роль исполнил Юрий Захаров, а роль Мавки непревзойденно раскрыла Виктория Чепурная), Клейменов воплощает образ Того, Кто плотины рвет. Стоит отметить актерский ансамбль спектакля в целом. В нем энергия молодых актеров (Валерия Лагода, Людмила Иванова, Анжелика Николаева, Дмитрий Стоян, Владислав Лебедев, Алексей Кириченко и другие) очень гармонично соединился с опытом ведущих мастеров сцены (заслуженная артистка Украины Нелли Масальская, Валерий Павлов, Александр Мишин, Николай Филенко).
Именно с работы над своими ролями и началось вхождение Валерия Зубчика и Алексея Клейменова в мир «Лесной песни».
- Когда над этим спектаклем начинал работу приглашенный режиссер, я был определен на роль Лукаша, - рассказывает Валерий Зубчик. – И в ходе работы над образом многие вещи находил, озвучивал во время репетиций, чувствуя доверие коллектива. Когда приглашенный режиссер не смог продолжить работу, ее по предложению руководства театра продолжили мы с Алексеем. Именно в тандеме, сообща! Как шутят коллеги, в этой драме-феерии за Зубчиком осталась драма, за Клейменовым – феерия.
Как признаются режиссеры, в ходе работы было просмотрено, изучено много вариантов постановок «Лесной песни». Валерию и Алексею хотелось сделать спектакль, не похожий на остальные. И по итогам премьеры можно смело признать: такой интерпретации «Лесной песни» действительно еще не было!
- Спектакль – это наше общее видение. В процессе работы над ним мы долго думали, спорили о том, каким хотим видеть спектакль, почему, - вспоминают Валерий Зубчик и Алексей Клейменов. – Хотелось уйти от штампов, стандартного восприятия этой классической вещи. Внести в нее свежесть, близость к нашему дню и восприятию современным зрителем. Сделать спектакль интересным для зрителей всех поколений. Не уходя в сюрреализм, в то же время отойти от стандартных ходов и сделать метафорическую, аллегорическую постановку. Современный взгляд на классику – может и должен быть.
Лирический и в то же время драматический настрой всему ходу спектакля задает чувственная песня в прологе, повторяемая еще дважды в ходе развития сюжета. Каждый танец, каждый жест и фраза артистов подчинены главному: стремлению донести до зрителя бесценность и хрупкость Любви, в которой сам человек делает выбор между чистотой чувств и приземленностью бытия.
Актерский опыт безусловно помогал молодым режиссерам в этой работе. Работа над спектаклем, даже затягиваясь до глубокой ночи, была сплошным праздником, в атмосфере которого находились новые режиссерские решения и ходы. Отделить в спектакле, где находки Зубчика, а где – Клейменова, невозможно. Кто-либо из них предлагал свежую идею, второй – развивал, и в этом непрерывном творческом диалоге продолжалось создание яркого и чувственного спектакля. И в огромной степени, как признают молодые режиссеры, им помогал весь актерский коллектив и все службы театра.
- Драма-феерия Леси Украинки – это венец ее творческой жизни, произведение, в котором каждая строка пронизана чувствами и болью, - говорит о премьере художественный руководитель театра русской драмы имени Горького, народный артист Украины Жан Александрович Мельников. – Эта пьеса – очень сложная для постановки. И очередная попытка вернуть «Лесную песню» на нашу сцену имела непростую судьбу. Поэтому мы вдвойне рады тому, насколько ярко и интересно смогли проявить себя молодые режиссеры в работе в столь непростых условиях и с таким сложным материалом.
Заслуженный работник культуры Украины, директор академического театра русской драмы имени Горького Леонид Иосифович Фурсенко в восторге от работы молодых режиссеров:
– Весь коллектив нашего театра радует, что у нас идет смена поколений, что интересно и ярко проявляют себя молодые актеры и режиссеры. Валерий Зубчик и Алексей Клейменов ярко заявили о себе уже своими дебютными работами, спектаклями «Доходяги» (который был успешно представлен на ежегодном театральном конкурсе «Сичеславна») и «Страна слепых». Новая, уже их совместная работа, подтверждает, что им безусловно удается нестандартно мыслить, создавая запоминающийся для всех зрителей спектакль. С молодыми режиссерами с удовольствием работают наши ведущие мастера сцены. Работая с молодыми, мы тоже молодеем.
…«Лесная песня» не просто приятно поразила зрителей, долго и восторженно аплодировавших актерам и режиссерам спектакля. Эта работа оставила замечательное «послевкусие», о ней еще долго хочется говорить, обсуждать, вспоминать. Уверены, что все театралы с нетерпением будет ждать следующих работ этих молодых и талантливых режиссеров.
Как признаются Валерий и Алексей, работа их творческого тандема обязательно будет продолжена. Точнее, уже продолжается. Алексей Клейменов готовит спектакль «Холстомер» по пьесе Алексея Толстого, в котором Валерий Зубчик занят как исполнитель одной из главных ролей. У ребят – множество планов и идей. От всей души хочется пожелать, чтобы эти планы реализовались!