Что короткое слово «Южмаш» станет известно на весь мир — впрочем, как и сам город; что благодаря заводу абстрактный и страшно далекий Космос станет близким и родным, и сотни тысяч днепропетровчан будут справедливо считать себя связанными с ним душевно и производственно.
ЮМЗ стал судьбой огромного числа наших земляков. Одним из первых в этом почетном строю стоит Василий Васильевич Левитов, посвятивший Южмашу 58 (!) лет своей жизни, прошедший путь от слесаря-сборщика до зам. генерального директора по производству. В этой должности он сейчас и работает. Василий Васильевич – лауреат государственных премий Украины в области науки и техники, заслуженный машиностроитель Украины, награжден тремя орденами и тремя медалями Советского Союза. Прекрасно понимая, сколь необъятна тема Южмаша, в своем интервью с человеком-легендой «Зоря» и не пыталась объять необъятное. Потому просим не расценивать наше интервью как попытку уместить здесь, пусть и в сжатом виде, славную историю предприятия.
- Василий Васильевич, многие годы ЮМЗ, превративший Днепропетровск в закрытый город по понятным всем причинам, рождал вокруг себя немало слухов и домыслов. Помнится, даже говорили о том, что корпуса завода – это, так сказать, видимая часть айсберга. И что главное производство находится под землей. Правда ли это?
- Это легенда. Подземных цехов здесь нет. Да, на испытательном производстве специфика отдельных стендов такова, что их отдельные элементы располагаются под землей. Однако о каких-то подземных производствах речь не идет. Так что слухи оказывались преувеличенными. И это не удивительно. Мощь и значение предприятия одновременно с его секретностью не могли не привлекать общественного внимания, а у тех, кто не работал здесь, - рождать какие-то предположения, нередко необоснованные.
- Не замечать предприятия горожанам было, действительно, сложно. Так, мощный гул, нередко доносившийся со стороны ЮМЗ, давал пищу для предположений типа: Южмаш испытывает очередной двигатель для ракеты… И это звучало очень уважительно. Предприятием гордились и те, кто не работал здесь.
- Пришло время, когда уже можно говорить об этом, когда о нашем предприятии написано немало книг, где обнародованы данные, которые раньше были засекречены. Уже всем известно, что на Южмаше было отработано, произведено и серийно выпускалось более 15 наименований боевых и более 15 наименований космических РН. Каждые два-три года здесь отрабатывался и создавался новый ракетный комплекс, спроектированный в КБ «Южное» и изготовленный на Южмаше. Отдельные РН после полной отработки и освоения передавались для серийного изготовления на другие предприятия Союза, например, Омск, Красноярск. Ну а мы приступали к разработке новых изделий
- В том числе знаменитой «Сатаны»?
- Нет, «Сатана» отрабатывалась и изготавливалась только на Южмаше
- До «Сатаны» (модификация А-14, А-18) было немало и других РН, которые позволяли СССР чувствовать себя уверенно на мировой арене, в частности, в отношениях с Америкой, которая, как известно, заявила о своем новом оружии ценой сотен тысяч жизней жителей Японии. Завод начал выпускать первые ракеты, когда уже шла «холодная война» и назревал «Карибский кризис». Именно первые изготовленные у нас ракеты модификации 8К63 (потом были 64, 65, 67, 68), которые были доставлены в 1963 году на Кубу, заставили «поставленную под дуло» Америку считаться с нами. Тогда же на основе «изделий» этой модификации были созданы Ракетные войска стратегического назначения. Что касается «Сатаны», то в первую очередь именно благодаря ей и прекрасным ракетным комплексам Ж60, Ж61, также производства Южмаша, мы смогли создать так называемый «щит Родины», который сумел защитить Союз от «Першингов» и «Минитменов» и других американских РН дальнего действия. Тогда мир был очень хрупким, амбиции у обеих сторон зашкаливали, и создание системы защиты являлось делом жизни и смерти – смерти миллионов людей… И мы с честью справились с поставленной задачей, по существу предотвратив третью мировую войну.
Все эти годы я, руководя цехом сборки двигателей с 1965 по 1976 год и двигательным производством, в целом с 1982 года в течении 25 лет принимал самое непосредственное участие в отработке, освоении и серийном изготовлении всех жидкостных ракетных двигателей для боевых и космических РН. В моем непосредственно подчинении было более 11 тыс. работников и 12 основных цехов. Режим работы: 6 дней в неделю в три смены, по воскресеньям – 2 смены. Работать, особенно мне и моим помощникам приходилось по 18-20 часов, а часто и по несколько дней не выходя с территории завода. Сроки изготовления были чрезвычайно жесткими и контролировались не только генеральным директором и главным инженером, но и вышестоящим руководством страны: министром общего машиностроения Афанасьевым С.А., министром обороны Устиновым Д.Ф.
Жесточайший режим контроля и выполнение в предельно сжатые сроки обеспечивались за счет высочайшего трудового энтузиазма работников Южмаша, высокого профессионального уровня наших специалистов, высочайшей организации труда. В эти годы огромную роль сыграли молодежные комсомольские коллективы и бригадные формы организации труда, молодежь под руководством комсомольцев-бригадиров буквально рвалась в бой, никто не считался с личным временем. Руководители жили практически своей работой, отдавая в ущерб семьям практически все. И я горжусь«Сатана» и дру Ссылка на источник: http://zorya.org.ua/glavnoe/vasilij-levitov-mne-poschastlivilos-rabotat-pri-shesti-gheneral-nyh-di-31099.html, что все эти годы был в самой гуще этих великих событий, достойно возглавлял свой славный коллектив двигателистов Южмаша и считаю эти годы одними из лучших в моей жизни.
- В ваших словах часто звучит «мы», «наше», «объединяло»… Чувствуются человеческое единство и общность, духом которых, судя по всему, была пронизана жизнь предприятия…
- Да, это так. На ЮМЗ в его лучшие годы трудились более 60 тысяч человек. Но это была семья, несмотря на ее масштабность. Людей объединяло и понимание важности выполняемых задач, поставленных перед ним государством; и ответственность перед страной; и уважение к заводу. Ведь ЮМЗ платил сторицей за поистине самоотверженный труд своих рабочих и ИТР. Считал своим долгом обеспечивать людям тот уровень жизни, которого они заслуживали своей квалификацией, самоотдачей, верностью заводу.
- Да, о зарплатах на ЮМЗ ходили легенды. Было также известно, что люди могли получить здесь жилье спустя два года после прихода на завод…
- Зарплаты, действительно, были высокими. Например, оклад начальников основных цехов составлял 250 рублей. Ежемесячная премия равнялась 40-60% от размера оклада. Производились выплаты за профмастерство, за новую технику, за качество, срочность выполнения заказа. В итоге начальник цеха получал на руки 500 рублей. Существовали персональные надбавки. Для низового звена они утверждались директором завода, для начальников цехов и выше – министром общего машиностроения, который курировал наше производство. Он же назначал оклад генеральному директору, который составлял 1,5 тысячи рублей. Хочу заметить, что и уборщицы на предприятии не были обижены вниманием и имели зарплату около 120 рублей. Столько получали на других предприятиях инженеры. Что касается жилья, то, действительно, наши работники получали его спустя два-три года после прихода на предприятие. В то время ЮМЗ, располагавший мощной строительной базой и зарабатывавший достаточно средств для решения социальных вопросов, строил и сдавал в эксплуатацию с учетом хозспособа (когда работники предприятия непосредственно участвуют в строительстве) до 100 тысяч квадратных метров жилья в год. Предприятие бесплатно оздоравливало своих работников и членов их семей на базах отдыха и детских лагерях в пригороде Днепропетровска и в Крыму, приобретало путевки в санатории.
В ноябре 1976 года я был избран первым зам. председателя профкома завода и в течение
4-х лет руководил профсоюзной работой нашего коллектива. Это были лучшие годы социального развития нашего славного коллектив. В теснейшем сотрудничестве с Л.Д.Кучмой – секретарем парткома Южмаша в эти годы под руководством легендарного генерального директора Макарова А.М. мы построили зрелищный ледовый дворец спорта на 5,5 тыс. зрителей, реконструировали стадион «Метеор» с 18 до 35 тыс. посадочных мест, реконструировали пионер/лагерь «Орленок», плавательный бассейн, построили в Крыму г. Евпатории пионер/лагерь «Дружба» и построили целую серию многоэтажных жилых комплексов в районах завода, на ж/м Тополь, Красном Камне. Считаю, что эти большие социальные достижения – это честь и гордость нашего славного коллектива.
- Можно представить, как сложно было попасть сюда. А как вы пришли на завод?
- Попасть, действительно, было непросто. И я понял это, когда переступил порог отдела кадров – 4-этажного здания, откуда начинался отбор претендентов в южмашевцы. Было это в самом конце 1957 года. К тому времени я с отличием окончил механический техникум, который создавался как учебный центр именно под ЮМЗ и отслужил армию – довелось отдать долг Родине на Крайнем Севере. Эти «аргументы» казалось бы, должны были сразу убедить кадровое руководство ЮМЗ в моей нужности предприятию, однако потребовалось время и некоторые усилия, чтобы доказать это и быть, наконец, принятым на завод. Кстати, я выстоял неделю в очереди, чтобы только попасть на прием к начальнику отдела кадров. Передо мной в очереди было человек 300. И после того, как моему заявлению о приеме на работу дали ход, прошел месяц, прежде чем я мог приступить к работе слесаря-сборщика. За этот месяц «проверяли» не только меня, но и всех моих родственников в нескольких поколениях. В общем, проверка на благонадежность была самая тщательная, особенно тех, кто получал допуск на работу на режимных объектах и тем более – на работу особой важности.
- Думается, роль первых руководителей Южмаша в достижении тех успехов, которых добился ЮМЗ, и в преодолении трудностей, свалившихся на предприятие в последние годы, поистине неоценима…
- Да, это так. ЮМЗ – особое предприятие, благодаря которому Днепропетровск стал известен всему миру и заслужил право называться космической столицей Украины. Но дело не только в статусе и почете, но и специфике предприятия, не похожего ни на какое другое. Управлять таким производством могут только личности, незаурядные люди, каковыми и являются его генеральные. Первый директор Леонид Васильевич Смирнов заложил школу управления ракетным производством. 25 лет, с 1961 по 1986 год, у руля Южмаша стоял Александр Максимович Макаров, дважды Герой Социалистического труда. Именно при нем завод находился на пике своей мощи, в частности, наладил производство спутников (всего было выпущено более 450), выпуск 60 000 тракторов в год, знаменитой ракеты «Зенит», 30-летие первого пуска которой мы отмечали в прошлом году. Это самая мощная, экологически чистая ракета в мире, старт которой осуществляется без участия человеческого фактора, в автоматическом режиме. Далее – Леонид Данилович Кучма, принявший эстафету у Макарова в 1986 году. До этого Леонид Данилович работал секретарем парткома, затем первым заместителем генерального конструктора КБ «Южное». Уже и уйдя с завода: Александр Максимович – на пенсию, а Леонид Данилович – руководителем нашей страны, бывшие генеральные помогали родному заводу с заказами: наступало непростое время… – Южмаш вошел в него под руководством Юрия Сергеевича Алексеева, к слову, моего ученика, пришедшего в цех, где я работал зам. начальника, в 1972 году. С развалом Союза распались связи ЮМЗ с другими предприятиями, ушли заказы. Чувствуя свою ответственность перед 60-тысячным коллективом, стремясь сохранить людей и производство, Юрий Сергеевич совместно с генеральным конструктором КБ «Южное» Станиславом Николаевичем Конюховым приложили все усилия к тому, чтобы «не уронить» ракетостроение Украины. В результате появился «Морской старт» и другие проекты. После того как Алексеев в 2005 году возглавил Национальное космическое агентство Украины, генеральным директором ЮМЗ стал Виктор Андреевич Щеголь, работавший здесь до 2014 года. С 2014 года нашим предприятием руководит Сергей Николаевич Войт, человек с большим опытом работы, особенно с нашими смежниками, большой патриот нашего завода, отдающий все силы для загрузки и стабилизации работы нашего предприятия. И уже есть результаты: в этом году загрузка предприятия значительно выше, чем была в прошлом году. Его заместителем по производству я и являюсь. Горжусь тем, что мой производственный опыт по-прежнему востребован.
- И, похоже, он особенно нужен, ибо Южмашу ныне особенно трудно…
- Трудности наступили много раньше…. Не буду вдаваться в причины их возникновения и акцентировать внимание на том, к чему они привели…. Однако ЮМЗ жив – вопреки слухам о нашей скорой кончине… Да, действительно, была полоса неудач. Приостановка производства «Зенитов», внезапное и болезненное прекращение сотрудничества с Бразилией, по РН
«Циклон-4» которой был разработан КБ «Южное» и практически освоен ЮМЗ , и мы вышли на финишную прямую…. Но мы не собираемся сдаваться. В течение 2015 и 1-го квартала 2016 подписали с КБ «Южное» большие контракты по новым жидкостным ракетным двигателям, которые в связке могут обеспечить тягу 1000 тонн и превзойдут по своим основным характеристикам и российские и американские двигатели. Уже лет 10 мы производим первую ступень для ракетоносителя «Антарес», а недавно подписали контракт на производство четырех ступеней для американской компании Orbital Sciences Corporation, изготавливаем ДУ для итальянского РН «Вега». Продолжаем изготавливать спутники для Украины, три вида шасси для авиации, начинаем работать с заказом мин. обороны по теме «Гром». Сегодня в сотрудничестве с Южмашем глубоко заинтересованы Китай, Южная Корея, Канада, Саудовская Аравия и др.. Загрузка в этом году растет, и мы достаточно оптимистически смотрим в будущее.
Хочу отметить, что несмотря на отсутствие помощи со стороны государства и значительные трудности сегодня, мы делаем всё для нормальной работы нашего коллектива.
Южмаш по-прежнему располагает высоким техническим потенциалом, специалистами высочайшего профмастерства и мы умеем изготавливать самые сложные двигатели к РН и востребованы на мировом рынке космических услуг.
- Значит, и День космонавтики встречаете в хорошем настроении?
- Конечно. Ведь это наш профессиональный праздник, как и День машиностроителя. Потому, пользуясь случаем, хочу – от имени руководства завода – поздравить всех южмашевцев, а также наших соратников из КБ «Южное» с Днем космонавтики и пожелать, чтобы Космос не отдалился от нас, и наш труд давал повод для гордости и нашим землякам, и Днепропетровску, и Украине.
- Насколько известно, ЮМЗ начал производить ракеты в 1951 году, а спустя 10 лет, в 1961-м, весь мир облетела новость о первом человеке в Космосе. Не было ли ревности? Ведь известно, что между КБ «Южное» и КБ, возглавляемым Сергеем Королевым, все-таки было негласное соперничество…. И первым нашу Землю увидел человек с борта королевского «Союза»…
- Знаете, тема Космоса столь масштабна и величественна, что не дает повода для возникновения каких-то приземленных чувств, в частности, ревности. В Космос полетел наш человек на нашей ракете – и это было главное.
- Вам лично приходилось бывать на Байконуре? Что испытывали, побывав в «святая святых»?
- Да, конечно, когда происходит очередной пуск РН, в который вложен труд и свой лично в течение последних 2-3-х лет, величественные сооружения и коммуникации Байконура отходят на второй план
- Знаете, честно сказать, здесь не до собственных ощущений. Мы готовили старты, пуски, спали по несколько часов. Нужно было делать дело – запускать ракеты, и это для нас – главное!
Беседовали Сергей Чернявский и Ольга Гречишкина
Бо жи_докамуняки 40%ввп витрачали на те щоб бути"на рівні" з США... і цей тягар РОЗІРВАВ совкову економіку. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2