Второй год подряд такой конкурс проводится в рамках областной Виртуальной аэрокосмической школы, в которой дети могут проходить обучение дистанционно. Инициатором такого способа приобщения молодежи к загадкам космоса стал Днепропетровский областной центр научно-технического творчества и информационных технологий учащейся молодежи (ДОЦНТТИТУМ), на базе которого и прошел конкурс.
– Огромная популярность Виртуальной аэрокосмической школы показывает, что детям очень интересны загадки космоса, астрономии, – говорит директор этого центра Людмила Волкова. – Дистанционное обучение делает изучение этих тайн и загадок доступным всем детям — и с особыми потребностями, и малообеспеченным, и живущим в небольших городках и селах. В Украине сейчас подобных школ и конкурсов юных астрономов нет, поэтому в будущем мы планируем организовать подобный всеукраинский конкурс.
Цель такого конкурса понятна — популяризировать среди молодежи изучение космоса и астрономии, истории развития ракетостроения, выявлять среди детей самых способных к аэрокосмическим исследованиям. Ведь сейчас, как справедливо отметил бывший воспитанник этого центра Владимир Безуглый, для занятий астрономией не нужен даже телескоп. Достаточно располагать компьютером, с помощью которого в режиме он-лайн можно изучать практически все сферы космоса.
– Виртуальный метод изучения космоса очень удобен и интересен детям, по сравнению с прошлым годом число участников конкурса возросло вдвое, – говорит методист упомянутого центра Нела Рычко. – На первый, заочный этап конкурса, зарегистрировалось более 50 учеников, которые выполнили все предложенные задания. По результатам первого этапа на второй, очный, были приглашены 40 лучших молодых астрономов из Днепропетровска, Кривого Рога и Новомосковского района.
Юные конкурсанты представили работы в четырех разделах: астрономия, научные исследования в космосе, астрономические явления и экология космоса, история развития космонавтики. И доклады участников конкурса были совсем не детскими, затрагивая крайне серьезные вопросы, проблемы и способы их решения.
14-летний Александр Галавай из Кривого Рога интересуется проблемами космоса с девяти лет, дома у него — целая библиотека по этой теме. Пятилетнее приобщение парня к загадкам астрономии сподвигло его на весьма серьезную работу.
– Мой доклад посвящен оптическим иллюзиям в космосе, вызываемым преломлением света разными объектами, – говорит Александр. – На основе этих данных легко создать компьютерную модель искривления космического пространства.
Стаж приобщения к космической тематике Ани Червоноштан из Песчанки Новомосковского района — гораздо меньше, всего год.
– Я только начала серьезно заниматься этой темой благодаря вдохновению нашей руководительнице кружка, – говорит Аня. – Меня давно волнует проблема мусора в целом. Поэтому я подготовила доклад о методах утилизации космического мусора.
Учитель математики и руководитель кружка астрономии в песчанской средней школе Юлия Кадевич «заразила» астрономией 15 учеников, что для сельской школы – огромный показатель.
– Просто пытаюсь до подростков донести свою влюбленность в космос, – поясняет педагог. – В свое время я закончила физтех ДГУ, но физиком не стала, работаю учителем. Дети у нас — очень любознательные, талантливые. С огромным интересом обучаются в кружке астрономии, ездят в аэрокосмический центр в Днепропетровске. Надеюсь, кому-то из них этот интерес поможет реализовать себя в жизни.
И мне тоже кажется, что многим из участников этого конкурса предстоит конструировать космические корабли будущего.