В богатой истории этого здания на проспекте Яворницкого переплетено много интереснейших событий. Здесь был гимнастический зал, Зимний театр, первая в городе опера, рабочий театр и даже ДК строителей. На его сцене выступало рекордное число звезд. Здесь вершилась большая политика и 90 лет назад переименовывали город… Все это – нынешний театр Горького.
По традиции, раскрыть загадки истории нам поможет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального музея имени Д.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Здание театра имени Горького – памятник архитектуры национального значения и одно из самых старинных и интересных театральных сооружений в нашем городе, - рассказывает Максим Кавун. - В этом году здание отмечает тройной архитектурный юбилей: 110 лет первой реконструкции в Новый Зимний театр, 75 лет реконструкции архитектора А.Л. Красносельского и 60 лет последней реконструкции.
В истории здания театра, как в зеркале, отразились все перипетии изменений архитектурной моды XX века: от изысканного модерна к советскому неоклассицизму и затем к его позднему варианту – «сталинскому ампиру». Здание театра интересно тем, что его последовательно занимали различные театрально-концертные учреждения. На этой площадке выступало большое количество известнейших артистов, говоря современным языком - «звезд» XX века: от Федора Шаляпина до танцовщицы Айседоры Дункан. Ну и, наконец, здание театра – продукт творчества трех талантливых архитекторов нашего города: Ф.Ф. Булацеля, А.Л. Красносельского и М.Г. Клебанова.
Как известно, театр предполагался еще при основании Екатеринослава и упоминается в знаменитом документе Г.А. Потемкина «Начертание города Екатеринослава» 1786 г. Однако первый театр появился в городе ровно на двадцать лет позже запланированного. Он возник «снизу», согласно запросам «просвещенной» дворянской публики. Первая театральная премьера состоялась 3 (15 по новому стилю) января 1806 г., была поставлена пьеса «Осмеянное чародейство» в местном «Благородном Екатеринославском Театре». Тот театр находился на углу улиц Мономаха (бывшая Московская) и Князя Владимира Великого (Плеханова), где сейчас находится двухэтажный кирпичный дом 1881 г. Затем шла череда временных театральных зданий, где гастролировали приезжие труппы. Наконец, в 1847 г., город получил каменное театральное здание, выстроенное местным купцом Абрамом Луцким на улице Гостинной (ул. Магдебургского права, бывшая Гопнер). Это здание до наших дней не сохранилось.
В 1896 г. строится другое театральное здание – Аудитория Комиссии народных чтений (ул. Половицкая, слева от оперного театра). Возведенное специальным органом для народного просвещения, оно служило более широким целям. Это была одна из лучших театрально-концертных площадок города. Именно это здание называли «Зимний театр».
Поскольку бурно развивавшийся Екатеринослав страдал от нехватки театрально-концертных площадок, очень скоро встал вопрос о реконструкции гимнастического зала в полноценное театральное здание. Этому способствовало выгодное расположение дома в самом центре города, на красной линии Екатерининского проспекта.
Между прочим, строительство театра в этом месте отразило в целом негативную тенденцию застройки всего периметра Казенного сада (разделенного затем на Городской и Технический), которая началась во второй половине XIX века. Но, как говорится, в данном случае, «нет худа без добра». И в 1906–1907 годах состоялась реконструкция здания в полноценный театр, который в дальнейшем «перетянул» на себя название «Зимний театр», уже без приставки «Новый».
Автором проекта реконструкции был архитектор Федор Федорович Булацель, которому посчастливилось стать губернским архитектором и автором четырех театрально-общественных зданий – Зимнего театра, театра Английского клуба (ныне театр имени Т.Г. Шевченко), Коммерческого клуба (ныне клуб «Опера») и Народного дома (не сохранился, на этом месте здание по ул. Святослава Храброго (Чкалова), 25).
Ф.Ф. Булацель происходил из древнего рода молдавских бояр, переселившихся в середине XVIII века в Южную Россию и осевших в Славяносербском уезде Екатеринославской губернии (южная часть Луганской области). Начал карьеру архитектора Булацель в Луганске, где работал городским архитектором: автор первого генерального плана Луганска, почетный гражданин, депутат городской Думы. Сохранились дом Булацеля, напоминающий средневековый замок и целый Булацелевский квартал. В середине 1900-х годов Федор Булацель с семьей переехал в Екатеринослав. Здесь он стал губернским архитектором и вплоть до Первой Мировой войны руководил строительной жизнью губернии. В Екатеринославе много работал по частным заказам. Булацель спроектировал несколько зданий, ставших визитными карточками Екатеринослава. Большинство из них сохранились и сейчас, но в совершенно перестроенном виде. В архитектуре театров имени Горького и Шевченко трудно узнать руку этого зодчего. Первозданный вид сохранило только одно здание – бывшее Коммерческое собрание, ныне культурный центр «Опера» на улице Дзержинского.
Первой крупной работой Ф.Ф. Булацеля в Екатеринославе и стал Зимний театр. В 1906–1907 гг. Булацель реконструировал его в стиле модерн. Двухэтажное здание с трехэтажным крупным объемом в центре выходило на красную линию Екатерининского проспекта. Главный фасад украсил изогнутый фронтон в стиле необарокко и вычурный декор, а также балкон на уровне второго этажа. Пилоны главного фасада украсили очень интересные элементы декора, символизировавшие собой назначение здания: стилизованные изображены лиры в окружении растительных гирлянд. Кроме фасадов, значительные изменения получил и интерьер: здесь был расширен зрительный зал до 5 ярусов лож с балконом, который вмещал 1200 человек; также увеличены фойе, лестницы, подсобные помещения. После реконструкции Ф.Ф. Булацеля Зимний театр стал самым вместительным театральным залом города.
Своей труппы в здании не было. И, по уже сложившейся в Екатеринославе почти столетней тенденции, здание использовалось для постановок и концертов заезжих исполнителей. Довольно быстро Зимний театр перестал быть единственным крупным театральным зданием города. В 1910-е годы строятся одно за другим театр Английского клуба (ныне театр им. Т.Г. Шевченко), театр Общественного собрания (филармония), клуб Коммерческого собрания («Опера») и другие. Однако здание Зимнего театра по-прежнему оставалось одной из самых популярных театрально-концертных площадок нашего города в начале XX века.
В Зимнем театре пели Шаляпин и Вертинский, выступали Комиссаржевская и Айседора Дункан Здание театра помнит десятки выдающихся деятелей культуры, которые гастролировали в нем. С огромным успехом в Зимнем театре выступали знаменитые певцы Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Александр Вертинский, Иван Паторжинский, певицы Антонина Нежданова и Надежда Плевицкая. Екатеринославская публика встречала здесь легендарную актрису Веру Комиссаржевскую и знаменитую танцовщицу Айседору Дункан.
Вот что писала местная пресса о концерте Ф. Шаляпина, состоявшемся 9 мая 1903 г.: «На концерт в Новом театре собрался весь Екатеринослав. Партер, ложи, амфитеатр, балкон, места в оркестре заполнены людьми. Долгое и напряженное ожидание закончилось. И на сцене появился кумир публики, современный богатырь русской оперной сцены Ф. И. Шаляпин».
А для Александра Вертинского гастроли в Зимнем театре в 1917 г. стали вообще путевкой в его большую творческую жизнь. До этого он выступал в театре миниатюр, но его пригласил попробовать себя в новом качестве антрепренер Л.Д. Леонидов. Он даже вспоминает здание театра в своих мемуарах: «Первым городом был Екатеринослав. Приехав в город, я прежде всего пошел посмотреть театр. В нем тысяча двести мест! Мне стало ясно, что я не осилю этот театр. В моем Петровском театрике было триста мест – и то дальше пятого ряда меня уже не слышно. А тут тысяча двести. Я испугался и стал умолять Леонидова отпустить меня домой…». Однако концерт прошел с огромным успехом. Именно в Екатеринославе Вертинский начал концертную деятельность. Таким образом, наш город и здание Зимнего театра ассоциировались у певца с началом его гастрольной жизни.
28 и 29 августа 1918 г. в Зимнем театре (его тогда еще называли Большим) состоялись гастроли легендарной звезды немого кино – Веры Холодной, в сопровождении актера Осипа Рунича. Через полгода Вера Холодная умерла. Загадка ее смерти не разгадана до сих пор… А 18 февраля 1924 г. в здании театра прошел концерт танцовщицы Айседоры Дункан. В 9 часов вечера зал в 1200 мест ломился от публики. Газета «Звезда» писала: «Никогда театр во время революции не видел столько народа, который шел бы не на митинг, а в театр смотреть и платил довольно дорогую плату за место..». 22 февраля 1924 г. Айседора Дункан порадовала екатеринославскую публику еще одним выступлением в этом же зале.
Выступали в Зимнем (Большом) театре и знаменитые писатели. 18 августа 1918 г. здесь состоялось выступление А.Н. Толстого. Объявление в газете гласило: «Большой театр. Сегодня, в воскресенье, только один вечер интимного чтения невиданных произведений и сказок известного писателя графа Алексея Толстого при участии других артистических сил. Билеты в кассе театра».
По количеству театральных и эстрадных «звезд», выступавших на этой сцене, здание Зимнего театра наверняка может занять рекордное место. Кстати, этот факт малоизвестен, его почему-то не упоминают в экскурсиях и в туристических путеводителях. По моему мнению, на фасаде театра можно было бы расположить мемориальную доску, которая сообщала бы информацию об известных творческих людях, посещавших здание (подобная доска, например, не так давно размещена в помещении операционного зала Главного почтамта).
Два самых крупных политических события, произошедших в Зимнем театре, – это Всеукраинский съезд Советов и переименование нашего города. Еще в 1917 г. в здании проводятся митинги различных политических сил. 27 октября 1917 г. в зале театра состоялся расширенный Пленум Екатеринославского Совета, который приветствовал Октябрьский переворот в Петрограде и уполномочил Исполком Советов рабочих и солдатских депутатов взять власть в городе. 4 января 1918 г. здесь состоялся расширенный пленум Екатеринославского Совета, на котором выступал государственный деятель Г.К. (Серго) Орджоникидзе. С 17 по 19 марта 1918 г. в здании проходил II-й Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил Украину «республикой Советов» и избрал ЦИК (Центральный исполнительный комитет) Советов Украины.
1 июня 1920 г. в зале театра на объединенном заседании Екатеринославского губкома, пленума Совета, заводских комитетов и правления профсоюзов выступил «всероссийский староста» М.И. Калинин. 12 декабря 1920 г. в зале выступал с речью на пленуме Горсовета член Революционного Военного Совета Первой Конной армии, будущий маршал К.Е. Ворошилов.
В 1978 г. на стене театра помещен памятный знак с горельефами (изображениями голов) М.И. Калинина, Г.К. Орджоникидзе и К.Е. Ворошилова и надписями: «В этом здании, бывший Зимний театр, с 17 по 19 марта 1918 года проходили заседания Второго Всеукраинского съезда Советов» и « Здесь в годы гражданской войны и строительства социализма выступали видные деятели Коммунистической партии и Советского государства». Авторы памятного знака – скульптор В.П. Небоженко и архитектор В.С. Положий. Сейчас, согласно Закону о декоммунизации, этот памятный знак должен быть демонтирован. Уже год он предусмотрительно затянут непрозрачной пленкой.
А 5–8 мая 1926 г. в здании проходил 3-й Окружной съезд Советов Екатеринославщины. Именно на этом съезде, 5 мая 1926 г. было принято решение о переименовании Екатеринослава в Днепропетровск, утвержденное затем высшими советскими органами власти 20 июля 1926 г. На заседании присутствовал Г.И. Петровский, который был против переименования и произнес благодарственную речь, но решение все-таки было принято.
В 1928 г. в здании театра им. Луначарского обосновался ДРОТ – Днепропетровский рабочий оперный театр с труппой 150 человек. Для приспособления здания была проведена реконструкция части здания по проекту архитектора А.В. Линецкого. Фасады же остались в прежнем виде.
До 1941 г. здание начали называть «Оперный театр». Среди многих постановок запомнилась опера С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», в которой роль Карася сыграл наш выдающийся земляк И.С. Паторжинский.
Александр Леонтьевич Красносельский (1877–1944) – самый знаменитый архитектор Днепропетровска середины XX века. Его самые известные работы: дом с аптекой Прицкера (1916 г., просп. С. Нигояна, 4), Центральный универмаг (1938 г.), «Детский мир» (1939 г., снесен); Дворец культуры имени Ильича (1926–1936 гг.) и другие. В основном Красносельский работал в неоклассическом стиле и конструктивизме. В 1930-е годы А.Л. Красносельский стал также известен тем, что реконструировал и «одел» в неоклассическом стиле фасады творений своих предшественников: в 1935 г. было надстроено здание Коммерческого училища (1905 г., арх. Д.С. Скоробогатов, ныне здание областного совета); в 1936-1939 гг. надстроено и реконструировано здание университета (ныне 2-й корпус ДНУ, просп. Д. Яворницкого, 36).
И вот в 1941 г. «модерновый» Зимний театр тоже получил новый фасад, выполненный в стиле неоклассицизм. Его украсил мощный шестиколонный портик коринфского ордера. Треугольный фронтон в стиле необарокко был заменен на строгий треугольный. По сторонам портика появились ряды пилястр (прямоугольные колонны). Над колоннами главного портика появились скульптуры шести муз, выполненные скульпторами Харьковского художественного института. Однако боковые фасады и задний фасад эта реконструкция практически не затронула.
В целом здание, реконструированное А.Л. Красносельским, получило намного более масштабный, торжественный облик и стало жемчужиной архитектуры этой части главного проспекта. Старый «модерновый» облик театра остался лишь на фотографиях.
Интересно, что в проекте реконструкции главного проспекта 1948 г. предполагалось разрушить здание театра, вернув, таким образом, парку часть некогда захваченной его территории. Однако эта идея просуществовала очень недолго. Было решено сохранить здание – одну из архитектурных жемчужин города.
В начале 1950-х годов был выполнен проект новой реконструкции здания театра. Его автором был архитектор М.Г. Клебанов. В 1953–1956 годах, наконец, здание было восстановлено. После этого здесь разместили Дворец культуры строителей.
При восстановлении в 1956 г. сохранили основные черты проекта А.Л. Красносельского. Но появились и значительные дополнения: боковые фасады были полностью изменены в стиле «сталинского ампира». Были достроены масштабные колоннады коринфского ордера, дополнены массивные фризы с гирляндами и пятиконечными звездами. Треугольный фронтон украсило необычное изображение советского герба: серп и молот на фоне театрального занавеса. Эта композиция была единственной в своем роде в Днепропетровске. Она просуществовала около 60 лет; герб был демонтирован в апреле 2015 г. в соответствии с Законом о декоммунизации.
Интерьер здания претерпел значительные изменения: уменьшен зрительный зал, созданы новые фойе. В целом и сегодня, находясь в здании театра, мы видим типичный интерьер в стиле «сталинского ампира». И довольно трудно догадаться, что этот зал существует более 100 лет, с самого начала XX века.
Площадь возле здания театра после реконструкции украсили интересные «малые формы» 1950-х годов: декоративные фонари на одной колонне с пятью светильниками. На самом здании театра появились другие фонари – изогнутые консоли с одним светильником. А возле здания театра появилось малоизвестное служебное сооружение, которое напоминает знаменитый шедевр античной архитектуры – памятник Лисикрата в Афинах.
Театр имени Горького будет отмечать свой 90-летний юбилей в следующем, 2017 году. Театр был создан в 1927 г. городской властью на основе труппы группы актеров знаменитого Малого театра в Москве, находившихся здесь на гастролях. Его возглавил режиссер Малого театра В. Ермолов-Бороздин. В репертуаре преобладала русская и зарубежная классика, а также сочинения советских драматургов: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева и другие. В 1930-е годы театр выступал на сцене ДК железнодорожников (ныне филармония). В 1936 г. театру было присвоено имя А.М. Горького. Во время войны театр эвакуировали в Барнаул, часть актеров осталась в городе.
С 1958 г. театр не покидал ставшее для него родным здание бывшего Зимнего театра. Театр имени Горького успешно пережил девяностые годы. Сегодня это один из самых любимых театров нашего города.
Театр имени Горького стал самым постоянным владельцем здания бывшего Зимнего театра. Здание не меняло своего хозяина уже почти шестьдесят лет, и, надеюсь, этого не произойдет и в дальнейшем», завершает свой рассказ Максим Кавун.
Здание театра давно стало архитектурной достопримечательностью и одной из визитных карточек нашего города. Его изображения обязательно помещают на открытках, в буклетах и фотоальбомах. Остается пожелать, чтобы перипетии нового, XXI века, не затронули это прекрасное здание.
Репродукции из архива Максима Кавуна.